Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок-игра «Эта загадочная страна - Лексика»

Цели: сообщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексикология», проверить степень усвоения материала.

Оборудование: таблица, карточки.

ХОД УРОКА

І.  Сообщение темы, целей урока

ІІ.  Работа над темой урока

1.  Слово учителя

  Ребята, вы любите играть, путешествовать?

  Мы изучили омонимы, синонимы, антонимы… Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в голубом вагончике в одну загадочную страну. Но в этой стране очень строгие правила, все следят за своей речью, правильно произносят слова. Прежде чем садиться в вагончик, мы проведем речевую разминку.

2.  Речевая разминка (проговаривание скороговорок и стихотворений с элементами звукозаписи)

- На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

- Лена искала булавку,

  Булавка упала под лавку.

  Под лавку залезть было лень,

  Искали булавку весь день.

- Скажи погромче

  Слово «гром» -

  Грохочет слово,

  Словно гром.

  Скажи потише:

  «Шесть мышат» -

  И сразу мыши

  Зашуршат.

Учитель. К нам в гости прибыл посланец этой загадочной  страны, он будет сопровождать нас в путешествии.

В класс входит ученик, исполняющий роль посланца страны Лексика, и предлагает ответить на вопросы:

-  Что такое лексика?

-  Как называется наука, изучающая слова (их значение, происхождение, употребление)?

-  Что такое лексическое значение слова?

-  Какие слова называются омонимами? Антонимами? Синонимами?

Гость. Вот теперь мы можем отправляться в страну Лексику.

Звучит мелодия песни «Голубой вагон бежит, качается, скорый поезд набирает путь…

Учитель. Итак, первая остановка - «Омонимы».

3.  Чтение стихотворения «Вы откуда, молодцы?» Я.Козловского

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им.

Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их:

- Вы откуда

Появились молодцы?

Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут.

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность.

Потому не торопись,

Не свегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись...

4.  „Зрительный диктант”

Списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, найти и объяснить омонимы.

В шля...ке белой гри... стоит,

Грибников к себе м...нит.

Шля...ку девочка надела -

чудо как похорошела!

5.  Работа в парах с карточками

Задание: найти омонимы, объяснить разницу в значениях.

1-я карточка

- Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, еще - со шляпкой.  (А.Ишбаев)

2-я карточка

В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса.

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса -

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?   (Б.Гольдберг)

3-я карточка

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бет в Овраме ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?   (В.Лифшиц)

4-я карточка

Отгадай загадки.

Кто самый первый входит в дом?

А все за ним идут хвостом?  (Ключ)

Летом на лугу,

А зимой на крюку.  (Коса)

Два стекла, два ободка,

Крутая дужка и две, как клюшка.  (Очки)

5-я карточка

Мы сражаться стали

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.  (Я.Козловский)

6-я карточка

Ответьте на вопросы.

1.  Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

2.  Какую ноту кладут в суп?

3.  Из какого крана нельзя брать воду?

4.  Какой лук не кладут в суп?

5.  Из каких ноготков нельзя собрать букет?

6.  Инсценирование подготовленными учащимися рассказа Н.Сладкова „Овсянка”

  Встрелились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

А у меня дома овсянка!
Подумаєш, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.
Люблю я овсянку! - добавил Сашка.
И я люблю! - сказал Матвей.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная. Особенно с молоком!
Как это - вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.
Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
Дат ты про что говоришь? - всплеснул руками Сашка.
Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.
Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела? - изумился Матвей.
Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что

ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать!

Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Гость. Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Звучит музыка. Следующая остановка - „Антонимы”.

7.  Задание

Вставьте слова, противоположные по значению.

1)  Одна лодка близко, а другая...

2)  Дерево растет на правом берегу реки, а куст на...

3)  К лодке подходят двое мужчин, один високий, а другой...

4)  У младшего ноша легкая, а у старшого...

8.  Игра „Наоборот”

Учитель читает стихотворение Д.Чиарди „Прощальная игра”, дети хором называют недостающие слова.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь?... (Низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь?... (Близко)

Скажу я слово ТРУС,

Ответишь ты... (Храбрец).

Тепер НАЧАЛО я скажу, -

Ну, отвечай:... (Конец)!

9.  Творческая работа

Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

Мелкий дождь -...

Мелкий пруд -...

Свежий вид -...

Свежая новость -...

Золотое сердце -...

Золотая цепочка -...

Сладкое яблуко -...

Сладкое лекарство -...

Мягкий взгляд -...

Мягкая постель -...

10.  Задание

Закончите рассказ, используя вместо выделенных слов другие, антонимичные.

„Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь...”

Гость. Вы замечательно справляетесь с заданиями. Посмотрим, как проявите себя на остановке „Синонимы”.

11 Задание

Заполните таблицу. Вставьте пропущенные слова, близкие по значению.

11 Задание

Заполните таблицу. Вставьте пропущенные слова, близкие по значению.

 

Синонимы

Антонимы

юность

молодость

старость

печальный

грустный

веселый

отважный

храбрый

трусливый

недруг

враг

друг

12 Разгадывание кроссворда

1.  Антоним к слову „холод”.

2.  Антоним к слову „ночь”.

3.  Синоним к слову „озорник”.

4.  Синоним к слову „пламя”.

5.  Синоним к слову „путешественник”.

6.  Синоним к слову „алфавит”.

7.  Синоним к слову „гигант”.

Ответы: 1. Жара. 2. День. 3. Шалун. 4. Огонь. 5. Турист. 6. Азбука. 7. Великан.

ІІІ. Подведение итогов игры с участием гостя из страны «Лексика».

Урок-игра «Эта загадочная страна - Лексика»

Скачать конспект (12.4 Kb)



Автор разработки: Базилевич Татьяна Леонидовна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 838 | Загрузок: 268 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексика, лексикология

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»