Главная » Разработки уроков » Математика |
Цели: Сформировать у учащихся представление о конъюнкции и дизъюнкции высказываний. Научить определять их истинность или ложность. Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, умение анализировать, сравнивать и делать правильные выводы. Воспитывать культуру математической речи и письма. Оборудование: дидактический раздаточный материал, игра «Математическое лото», планшеты для устной работы. Ход урока На доске написан эпиграф к уроку: «Логика – это искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Человек ошибается именно потому, что ему не хватает логики» Г.В.Лейбниц 1. Вступительное слово учителя Сегодня мы продолжим знакомиться с новым для нас с вами разделом математики: математической логикой. Что такое логика? Логика – наука о законах и формах мышления. Математическая логика – это логика, использующая язык и методы математики. Учитель обращает внимание учащихся на слова Г.В. Лейбница 2. Актуализация опорных знаний Вопрос к классу: Что называется высказыванием? Ответ: Верные и неверные предложения называются высказываниями или утверждениями. Устная работа класса по вариантам над заданием 1. Ответ записать на планшете для устной работы Задание 1. Среди данных предложений выбрать высказывания и записать ответ в виде буквенного кода Первый вариант О) Когда заканчиваются летние каникулы? Т) Учебный год на Украине начинается 1 сентября. П) Какая красота! Е) 12+17=40. Н) Сумма пяти и восемнадцати. М) Все числа кратны десяти. А) Некоторые числа больше семи. Второй вариант. Р) В каждом январе 30 дней. О) Ура! Е) После воскресенья наступит вторник. М) Существует неправильная дробь, которая меньше 1. Н) Разность пяти и двух. Т) Который час? А) 11+12 10 ОТВЕТЫ: первый вариант – ТЕМА, второй вариант – РЕМА. Вопрос к классу: Что такое тема? Что такое рема? Тема – это то, о чем говорится в высказывании. Рема – это то, что сообщается о теме. К доске приглашаются работать по карточкам 4 человека. Карточка 1. Запиши утверждение с помощью квантора существования: «Куб натурального числа может быть равен самому числу» Карточка 2. Запиши утвержденеи с помощью квантора общности: «Квадрат правильной дроби всегда меньше самой дроби» Карточка 3. Прочитай высказывание и построй его отрицание: Карточка 4. Прочитай высказывание и построй его отрицание: С остальными учащимися фронтальная работа по вопросам:
Отрицание общих высказываний и высказываний о существовании красиво записываются на логическом языке. Проверяется работа учащихся на доске. Обсуждаются результаты. 3.Вычислительная разминка. Учащиеся по вариантам работают над заданием 2. Расшифруй названия терминов математической логики (устно). Ответы: первый вариант – конъюнкция, второй вариант – дизъюнкция. Это названия двух новых операций над высказываниями, которые учащиеся должны изучить на этом уроке. Учитель сообщает тему и цель урока. 4. Изложение нового материала. КОНЪЮНКЦИЕЙ ( или логическим произведением) двух высказываний называется высказывание «А и В», которое истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны ( А истинно и В истинно). Во всех остальных случаях высказывание «А и В» ложно. Обозначают: А; А. Читают «А и В». Слово «конъюнкция» произошло от латинского слова «conjunctio» - соединение, связь. В отличие от операции отрицания, зависящей от одного элементарного высказывания, конъюнкция, как и все последующие изучаемые нами связки, зависит от двух элементарных высказываний. Для задания таких связок удобно записывать таблицы истинности:
Согласно определению,конъюнкция двух элементарных высказываний истинна только в том случае, когда истинны оба высказывания, ее образующие (строка 1), и ложна в любом другом случае (строка2,3,4). КОНЪЮНКЦИЯ А = истинна только тогда, когда Петя любит физику, а математику не любит. В остальных трех случаях, т.е. когда Петя:
высказывание А В ложно. Достаточно часто для выражения конъюнкции вместо союза «и» используются союзы «а», «но», «хотя», «однако» и др. Но союз «и» не всегда обозначает конъюнктивную связь предложений. Рассмотрим два высказывания: «7и13 – взаимно простые числа». Здесь первое предложение – сокращенная запись конъюнкции «7 – простое число и 13 – простое число». Второе предложение – элементарное, которое выражает отношение между двумя числами 7 и 13, состоящее в том, что у них нет общего делителя, отличного от единицы. Значит, во втором предложении союз «и» связывает не два суждения, а два предмета, которые находятся в определенном соотношении. Логический союз «и» отличается от грамматического союза «и» еще и тем, что грамматическим союзом «и» соединяют суждения, имеющие между собой что-нибудь общее по содержанию, а логический союз «и» может соединять любые суждения. Например, суждение «Т.Г. Шевченко – поэт и число 3201 делится на 3» в логике являются истинными, так как единственным условием для того, чтобы конъюнктивное суждение было истинным, является истинность его составных суждений. Коллективное решение упражнений.
а) «Париж расположен на Сене и 2+3=4»; б) «Число 4 – простое и это число четное»; в) «Днепропетровск – столица Украины и Миссисипи протекает в Австралии»; г) «2». 2. Составьте 2-4 сложных высказывания на конъюнкцию, определите их истинность. 3. Определите значение истинности высказываний А,В, если: а) «А » - истинно; б) «В ∧ (2 + 2 = 4)» - ложно. 4. Сформулируйте и запишите в виде конъюнкции условие истинности каждого предложения (а, в ϵ R ): а) а×в≠0; б) а÷в=0; в) а2 + в2 = 0; ДИЗЪЮНКЦИЕЙ (или логической суммой) двух высказываний А и В называется высказывание «А или В», которое истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из высказываний. Обозначают: А V В, А + В. Читают: «А или В». Слово дизъюнкция произошло от латинского слова «disjunctio» - разделение. Таблица истинности для дизъюнкции имеет вид:
Пример 1: Дизъюнкция А VВ = будет истинной, если на первом уроке будет литература (вторая строка таблицы истинности) или математика (третья строка таблицы истинности), и ложной, если на первом уроке будет любой другой предмет или если урока вообще не будет (четвертая строка таблицы истинности). Согласно Единой спортивной квалификации и высказывание А, и высказывание В истинны, следовательно, и дизъюнкция их истинна (1-я строка таблицы истинности). Как видно из приведенных примеров, для образования дизъюнкции используется союз «или». В обычной речи этот союз чаще всего имеет разделительный смысл (как в примере 1: либо математика, либо литература), но не всегда. В примере 2 союз «или» лишен разделительного оттенка: шахматист одновременно может набрать 11,5 очка и занять 1-е место. В математике союз «или» всегда понимается в широком смысле. Коллективное решение упражнений.
а) «Число 4 простое или это число четное»; б) «2 + 2 = 4 или белые медведи живут в Африке»; в) «2 + 2 = 5 или Днепр впадает в белое море»; г) «2 + 2 = 4 или Днепр впадает в Черное море». 2. Составьте 2-4 сложных высказывания на дизъюнкцию, определите их истинность. 3. Определите значение истинности высказываний С и D, если: а) «С V (2 + 2 = 5)» - истинно; б) «D V (2 + 2 = 5)» - ложно. 4. Сформулируйте и запишите в виде дизъюнкции условие истинности каждого предложения (а, в ϵ R ):а) а × в = 0, б) >2. 5. Закрепление изученного. Учащиеся играют в математическое лото. При верном выполнении всех заданий получается слово «Аристотель». 6. Историческая справка. Логика как наука сформировалась очень давно. Еще в 4 веке до н.э. Ее создал древнегреческий философ Аристотель. В течение многих веков логика почти совсем не развивалась. Это, конечно, свидетельствует о гениальности Аристотеля, которому удалось создать столь полную научную систему. Однако в силу такой неизменности логика приобрела славу мертвой, застывшей науки и вызывала у многих скептическое к себе отношение. И только в середине 19 века ирландским математиком Джорджем Булем была создана алгебра логики, в которой действуют законы, похожие на законы обычной алгебры, но буквами обозначаются не числа, а предложения. На языке булевой алгебры можно описывать рассуждения и «вычислять » их результаты. Алгебра логики Буля явилась основой новой науки – математической логики, которая используется в биологии, медицине, педагогике и др. Особенно важна ее роль в развитии вычислительной техники: она используется в конструировании ЭВМ и при разработке искусственных языков общения с машинами. 7. Итог урока. Учитель вместе с учениками подводит итог урока и заканчивает его словами венгерского математика, который долгое время жил в Америке, Д.Пойа: «Помните: если вы хотите научиться плавать, то смело заходите в воду, а если вы хотите научиться решать задачи, то решайте их». |
Автор разработки: Куземко Наталья Васильевна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 6680 | Загрузок: 526 | Комментариев: 8 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |