Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ф. Шопена; Оборудование: мультимедийная доска, фортепиано, магнитофон, диски; Тип урока: комбинированный. Ход урока Дети входят в класс под музыку вальса ми – минор Ф. Шопена (диск фонохрестоматии по слушанию музыки 6 класс. Трек № 7) Музыкальное приветствие. Организационный момент. Снова школа распахнула двери! Как обычно, собрались мы на урок. Путешествовать нас в музыкальном мире Отправляет школьный наш звонок. Урок сегодня вам покажется обычным, Но многому научит снова нас И музыкой великого Шопена Я непременно заинтересую вас. Изучение нового материала. Слайд №1. З.1 Вступительное слово учителя Итак, с вашими волшебными улыбками, с хорошим настроением, с помощью приобретенных ранее знаний, путешествуя дальше по теме: «Музыка как язык чувств», мы рассмотрим сегодня тему: «Фредерик Шопен – душа фортепиано». Немного кто из выдающихся композиторов, чьи имена вписаны в историю мировой культуры, завоевали настолько горячее признание и живой отклик в сердцах миллионов слушателей во всем мире, как Фредерик Шопен. Гениальный музыкант, вдохновенный певец родной Польши, несравненный «поэт фортепиано», открывший для будущих музыкантов неограниченные возможности инструмента, Шопен – один из всеми любимих композиторов человечества. Слайд №2 «Таинственный, как дьявол, женственный и мужественный, непонятный и всем понятный, трагичный Шопен, - С. Рихтер.
Слайд № 3 Фредерик Шопен – не только великий композитор, но и замечательный пианист. И в той, и в другой области Шопен сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Слайд № 4. Великий современник Шопена Р. Шуман писал: «Если бы могучий повелитель Севера (речь идет о русском царе Николае I) знал, какой опасный враг угрожает ему в произведениях Шопена, в столь простых мелодиях мазурок, он запретил бы исполнение этой музыки. Произведения Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Слайд № 5. Шопена называют певцом фортепиано. Он не писал ни симфоний, ни опер. Большинство его произведений – полонезы, мазурки, вальсы, этюды, прелюдии, экспромты, баллады, сонаты – написаны для фортепиано. Но и этого оказалось достаточным, чтобы вывести польскую музыку на передний край европейского искусства. Музыкальные мысли Ф. Шопена рождались в фортепианной музыке и предавали разнообразные чувства и настроения. Слайд № 6. этюды, полонезы, мазурки, прелюдии, ноктюрны, вальсы, экспромты, сонаты, скерцо, песни для голоса и фортепиано. В каких же фортепианных жанрах любил писать музыку композитор? (дети называют) № 7. А теперь сюрприз. Давайте рассмотрим головоломку. В ней зашифрованы названия призведений, которые мы прослушаем на уроке. (объяснить детям прием прочтения головоломки). № 8. Вы прочли слова «скерцо» и «ноктюрн». Знакомы ли вам они? Что означают? Каков характер и образное содержание призведений этого жанра? Давайте разберемся. Вначале поговорим о жанре фортепианной музики – ноктюрн. (Дать определение понятию ноктюрн) 3.2. Слушание музыки. (диск 6класс. Трек № 26) Работа в группах. Прослушав внимательно музыку, каждая группа, по желанию. выполнит одно из следующих заданий. Группа № 1. Из предложенных отрывков стихотворений русских поэтов выберите тот, который по характеру соответствует музыке ноктюрна.
*** Ярко звезд мерцанье в синеве небес Месяца сиянье падает с небес. В зеркало залива сонный лес глядит В чаще молчаливой темнота лежит.
Иван Никитин *** В небесах торжественно и чудно Спит земля в сияньи голубом … Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего, жалею ли о чем? Михаил Лермонтов *** Ночь. Вокруг тишина В природе все спит Своим блеском луна Все вокруг серебрит Сергей Есенин. Слайд № 9. Группа № 2. Из предложенных иллюстраций выберите ту, которая соответствует характеру музыки. Группа № 3. Из предложенных слов – характеристик выберите те, которые соответствуют характеру музыки. Возможен собственный выриант ответа. Покой, тревога, романтический восторг, драматический накал, торжественно - печальный образ. После прослушивания музыки ребята выполняют полученные задания. 3.3 Обсуждение выполненной учащимися работы. Подвести учащихся к самостоятельному выводу. Вывод. Слайд № 10 Вывод: Композитор-новатор вышел за рамки традиционного содержания ноктюрна, обогатив его настроениями сильных и ярких душевных переживаний. 3.4. Продолжение изучения нового материала Слайд № 11. Жизнь композитора в Париже. Париж встречает Шопена восторженно. Публичный концерт композитора 26 февраля 1832 года прошел с огромным успехом. Отныне каждое выступление Шопена будет триумфом композиторского и исполнительского гения автора. В салоне Шопена можно было встретить таких известных деятелей европейской культуры как Ф. Листа, Г. Берлиоза, П. Виардо, Г. Гейне, А. Мицкевича и известную писательницу того времени Жорж Санд. Девять лет дружбы с Жорж Санд были периодом плодотворной творческой деятельности Шопена. Но все же союз этих двух великих личностей распался из за осложнившихся отношений между ними. 3.5. Слушание музыки. Слайд № 12. Сейчас мы прослушаем еще одно произведение композитора. Его скерцо. ( диск 6 класс. Трек № 25) Прослушав музыку скерцо, ответьте на следующие вопросы: Сохраняет ли композитор шутливый характер музыки? Из предложенных образов выберите те, которые вы ощутили в музыке. (шутливый, грациозный, светлый, романтический, настроения бури и натиска) 3.6. Обсуждение характера музыки и ее образного содержания. Слайд № 13. А теперь продолжите предложение. Отражая в своих произведениях глубокие чувства и переживания, Ф. Шопена по - праву можно назвать композитором …(импрессионистом, романтиком, классиком). (Учитель комментирует ответы учащихся) Слайд № 14. Как пианист – Шопен мог исполнить на фортепиано музыку любого уровня сложности. Инструмент в его руках мог звучать филигранно утонченно, а мог звучать как целый симфонический оркестр. Подобно украинскому композитору Н. В. Лысенко, Шопен стал основоположником польской классической музыки, создав на основе народных танцев и песен высокохудожественные своеобразные произведения. Слайд № 15. В 1835 году Шопен тяжело заболел. Вернуться на Родину композитору так и не удалось. Умирая в Париже в октябре в 1849 году Шопен попросил отвезти его сердце на Родину. Воля композитора была исполнена. Захороненное в костеле Святого Креста сердце великого певца Польской земли стало святыней его народа. Слайд № 16. И теперь, приезжая в Варшаву из разных городов и стран, люди снова идут к костелу Святого Креста. Чтобы молча постоять у скромной каменной плиты, на которой огнем горят слова: «Там сердце мое, где моя Родина». Вокально-хоровая работа. Разучивание украинской песни-колядки «Добрий вечір тобі, пане господарю». Этапы работы над песней. 4.1. Вступительное слово учителя. Каждый народ имеет свою музыкальную культуру, свои песни и танцы. Многие профессиональные композиторы, а среди них Ф. Шопен, Н. Леонтович, П. Чайковский, использовали народные мелодии в своих произведениях. Не зря Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музики говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». А какие украинские народные песни зимного периода знаете вы? (Выслушать ответы детей). Более подробно о празднике Рождества, о колядках и щедривках мы поговорим на следующем уроке, а сегодня давайте разучим одну из колядок. Итак, прослушайте колядку «Добрий вечір тобі, пане господарю»
4.2. Иллюстрация песни, определение ее характера. 4.3. Прочтение текста с выразительной речевой интонацией. 4.4. Эскизное пропевание песни. Подведение итога работы. Тестирование учащихся. (Тестирование учащихся проходит в устной форме с помощью карточек, на каждой из которых написана одна цифра 1, 2. 3, … На данном уроке количество карточек с цифрами должно быть не менее 8, т. е. по количеству предполагаемых ответов). Слайд № 17. Тест № 1. Закончите предложение. народная песня, распространенная в Западной Европе; Слайд № 18 Тест № 2 Из перечисленных музыкальных жанров назовите любимые жанры композитора 1. этюд; 2. симфония; 3. ноктюрн; 4. кантата; 5. опера; 6. прелюдия; 7. соната; 8. скерцо Слайд № 19. Тест № 3 Назовите любимый музыкальный инструмент 1. гитара; 2. фортепиано; 3. скрипка; 4. виолончель Слайд № 20. Тест № 4 В каком городе покоится сердце великого композитора? 1. Краков 2. Варшава 3. Вроцлав Слайд № 21 Тест № 5 Из предложенного перечня календарно-обрядовых песен выберите песни зимнего периода. Ой на горі та й женці жнуть Слайд № 22 Тест № 6 Каков характер песни «Добрий вечір, пане господарю»? Лирический.
Слайд № 23. Домашнее задание. В различных видах искусства найдите иллюстрации о жизни и творчестве композитора Ф. Шопена. Заключение. Вот и прозвенел звонок, Завершаем наш урок Пусть вам солнце усмехнется, Пусть вам весело живется! Я благодарю вас, ребята, за вашу активную работу, за искренность ваших чувств и ваше творчество. Литература: Н. Колосова. «Здравствуй, музыка» - рассказы о композиторах разных времен. Стихи русских поэтов. |
Автор разработки: Далакишвили Татьяна Васильевна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 5232 | Загрузок: 422 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |