Главная » Разработки уроков » Музыка

Характерные признаки жанров хоровой музыки (литургии, реквиема) в соответствии с их назначением

Цель. Ознакомить учащихся с особенностями жанров реквиема и литургии, историей их развития в музыкальном искусстве, определить содержание, особенности музыкального языка духовной музыки, ознакомить учащихся с творчеством В.А. Моцарта и  Д.С. Бортнянского.

Развивать умение учащихся внимательно слушать хоровую,  вокально-инструментальную музыку и находить на слух характерные признаки реквиема и литургии; выражать собственные музыкальные впечатления от прослушанных произведений; воспринимать музыкальные произведения религиозного содержания.

Воспитывать интерес к слушанию классической хоровой, вокально-инструментальной духовной музыки и исполнению  детских песен современных композиторов.

Тип урока: комбинированный.  

Оборудование: музыкальный инструмент, CD проигрыватель, иллюстрации к музыкальному произведению, мультимедийная презентация, портреты композиторов  В.А. Моцарта, Д.С. Бортнянского.

Основные понятия для усвоения: характерные признаки жанра литургии, хорового концерта, реквиема; история развития жанра литургии, реквиема; духовная музыка; литературная основа духовных произведений; композиционное строение  литургии и реквиема.

Межпредметные связи: библейская история и христианская этика, изобразительное искусство, история.

Произведения, изучаемые на уроке:

• В.А. Моцарт. «Lacrimoza» из «Реквиема» в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра и хора.

• Д.С. Бортнянский. Концерт № 24

• «Дружат музыка и дети» (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова).

                                                                      Эпиграф  урока

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вход в класс под музыку В.А. Моцарта

2. Музыкальное приветствие

 «Эмоциональный калейдоскоп»

Учитель:

- Добрый день, мальчишки!

Мальчики:

- Добрый день, учитель!

Учитель:

- Вопрос девочкам: «Если поет хор, состоящий только из мужчин, как он называется?»

Девочки:

-Этот хор называется мужской.

Учитель:

- Добрый день, девчонки!

Девочки:

- Добрый день, учитель!

Учитель:

- Вопрос мальчикам: «Если поет хор, состоящий только из женщин, как он называется?»

Мальчики:

- Этот хор называется женским.

Учитель:

- Добрый день, мой любимый класс!

Мальчики и девочки:

- Добрый день, учитель наш!

Учитель:

- Вопрос классу: «Если поет хор, состоящий из мужчин и женщин, как он называется?»

Мальчики и девочки:

- Этот хор называется смешанным.

Учитель:

- Молодцы! Вы ответили мне хором! Как ваш хор называется?

Мальчики и девочки:

- Это наш дружный класс детским хором встретил Вас.

II. Мотивация к обучению

1. Рассказ   учителя

         Музыку для хора пишут композиторы и сегодня мы вновь обратимся к их творчеству.   

        Но в начале,  давайте совершим небольшую экскурсию в Италию. Именно здесь находится одно из самых крупных хранилищ музыки и музыкальных инструментов. Кстати, развитие музыки совершенно не возможно без развития искусства производства музыкальных инструментов. Скрипичных дел мастера в строжайшей тайне хранили свои секреты, передавая их только от отца к сыну. Многие рецепты производства уникальных инструментов до сих пор так и не найдены.  

             Музыка в Италии постепенно расцветала. Появляется инструментальный концерт как самостоятельный жанр. Клавесин, орган, скрипка и чуть позже фортепиано стали  сольными инструментами. Вся написанная музыка проявляла талант не только композитора, но и исполнителя, от которого требовалась исключительная виртуозность.

           Арканджело Корелли — основоположник римской скрипичной школы, Алессандро Скарлатти — родоначальник неаполитанской оперной школы, Антонио Вивальди — создатель жанра сольного инструментального концерта. Воистину, XVII-XVIII века — это великолепный период в истории инструментальной музыки Италии. Сюда ехали получать профессиональное музыкальное образование со всего мира.    

             Лучшие музыканты всего мира приезжали в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и добиться признания своего таланта. В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет — первую оперу «Бастьен и Бастьена».

2. Представление  темы  урока

          С хоровой музыкой этих композиторов мы познакомимся на сегодняшнем уроке и рассмотрим характерные признаки  жанров литургии, реквиема и хорового концерта.

III. Актуализация опорных знаний

1.Беседа

          К творчеству австрийского композитора В.А. Моцарта мы не раз обращались на наших уроках в предыдущих классах.  Что вы знаете об этом композиторе?  (Это австрийский композитор, представитель венской классической школы, который жил в XVIII в.). 

- Какие его произведения мы уже знаем? (Мы знакомились с его «Маленькой ночной серенадой», колыбельной «Спи моя радость, усни»,  «Турецким маршем», Дивертисментом № 11).

- Что характерно для музыки В.А.Моцарта, какие чувства она выражает? (Его музыка светлая, чистая, красивая, жизнерадостная, понятная и доступная, трогательная. Композитор  смог в музыке очень точно передать чувства человека). 

Учитель:

-  Молодцы, ребята,  вы все правильно ответили.

IV.  Изучение нового материала

1. Рассказ   учителя на фоне  музыки  В.А. Моцарта

             В.А. Моцарт -  всемирно известный композитор. Годы его жизни: 1756-1791. 

            Интерес к музыкальному творчеству  проявился у Вольфганга с раннего детства. Его природные музыкальные способности и память были просто потрясающими.  В возрасте четырех лет он уже был автором концерта для клавесина, а когда ему исполнилось шесть лет, он вместе со своей музыкальной семьей уже выступал в  разных городах Европы, поражая всех мастерством своего исполнительства.

            Очевидцы замечали, что для написания музыки Моцарту даже не нужен был инструмент. Сочиняя музыку,  он мог спокойно разговаривать с людьми. Ничто и никто не мешало его творческому процессу и вдохновению.

             Моцарт был  жизнерадостный человек с очень тонкой душевной организацией. И музыка его в большинстве своем была светлая, жизнерадостная, но в тоже время наполненная глубокой эмоциональной силой, и  точным отображением внутреннего мира человека.

            За свою не долгую жизнь, Моцарт не дожил  до 36 лет, он написал очень много произведений во всех жанрах и формах, существующих в то время. Много музыки он писал  на заказ аристократов, с целью заработка. Часто о нем ходили разные легенды и мифы. Например, уникальное произведение «Реквием» окружено  легендой, в которой уже невозможно отделить реальность от мифа. Один из мифов рассказывает о необычном случае из жизни Моцарта.

          Однажды на пороге дома Моцарта появился таинственный незнакомец. Он был одет  во все черное и  имя свое пожелал скрыть. Незнакомец сказал Моцарту, что пришел по поручению одного уважаемого человека: «Он недавно потерял близкого человека, который навсегда останется для него святым, и просит написать в память о нем  произведение – заупокойную мессу».

           Композитор согласился, но не смог назвать срок его завершения, как - будто что-то чувствуя... На что мужчина в черном сказал: «Вложите в это дело весь свой талант - вы имеете честь работать для большого поклонника музыки». И исчез...Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно; безденежье заставило композитора согласиться на это крайне унизительное для него условие.

          Как выяснилось много позже, заказчиком «Реквиема» был музыкальный любитель, граф Франц фон Вальзег, который частенько присваивал себе чужие музыкальные произведения. Это произведение он заказывал для исполнения в память о своей покойной жене.

              “Реквием” Моцарта – это, по сути, гениальное воплощение Просветленной Скорби, Любви и Веры. “Лакримоза” (полное название – “Lacrimosa dies illa”, в переводе с латинского “lacrima mosa” – “льющиеся слезы”) – так называется самая гениальная, самая красивая и самая сильная часть “Реквиема”.  

          

2. Беседа

-  Обратите внимание на картину Г. О. Нил «Последние часы Моцарта».

-  В каких тонах она написана?

-  Какие чувства отображаются в ней?

Учитель:

            Опасаясь, что заказчик произведения не только не заплатит гонорар, но и потребует обратно задаток, после смерти мужа Констанца обратилась к Йозефу Эйблеру с просьбой завершить сочинение. Эйблер написал инструментовку в частях вплоть до Lacrimosa и приостановил работу. После этого Констанца, по некоторым сведениям, обращалась к другим венским композиторам с аналогичной просьбой, но все они отказывали ей, и в итоге рукопись попала к ученику Моцарта Францу Ксаверу Зюсмайеру.

3. Словарная работа  и  рассказ   учителя

Запись  в  музыкальный  словарик:

Реквием - музыкальный жанр, написанный в форме и на тексты заупокойной мессы. В исполнении реквиема участвуют хор, оркестр и солисты.

            Поскольку традиционно в католической церкви богослужение велось на латинском языке, текст «Реквиема», за исключением Kyrie eleison, также составлен на латыни. Сначала реквием исполнялся одноголосно (в унисон), а уже с XV в. стали появляться многоголосные обработки этих мелодий.

            В XVII-XVIII в.       

4.  Музыкальное  восприятие и  анализ  произведения

           В.А. Моцарт. «Lacrimoza» из «Реквиема» в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра и хора.

           Сегодня мы послушаем VII часть Реквиема, которая называется Lacrimoza, что в переводе с латыни означает слезная.

  -  Расскажите об особенностях звучания хора в реквиеме. (Исполняет смешанный хор и солисты в сопровождении оркестра).

-  Какие голоса и инструменты вам удалось распознать в музыкальном произведении? ( Произведение исполняли сопрано, альт, тенор, бас, скрипки, орган).

- Какие чувства передает и вызывает эта музыка? (Характер скорбный, трогательный, печальный, трагический).

- Охарактеризуйте средства выразительности реквиема. (Произведение написано в минорном ладу, исполняется в медленном темпе. В оркестре слышны короткие интонации, напоминающие плач и стон).

- Какие чувства передает и вызывает эта музыка? (Чувства скорби, душевной боли, печали).

-  Какое впечатление произвела на вас эта музыка? (Понравилось, то,  что

музыка очень точно передала чувства человека, его душевные переживания).

- В чем, по вашему мнению, заключается особенность реквиема? Чем он отличается от других вокальных произведений? (Это циклическое произведение состоит из многих частей, исполняется хором, солистами, оркестром. Реквием - это заупокойная  месса). 

Рассказ   учителя

           Седьмая часть Реквиема – гениальная Lacrimosa  (в переводе с  латыни: «скорбная», «слезная»). В ней – сердечная молитва, глубокие душевные переживания и горькая боль прощания с родными, миром, жизнью.

Наилучшие образцы этого музыкального жанра созданы и другим композиторами – классиками: В.А.Моцартом, Ф. Листом, Г. Берлиозом,  Д. Кабалевским. 

5.  Сведения об особенностях жанра литургии

            В духовной жизни православных христиан центральное место занимает литургия.

            Литургия – главная служба, совершается утром и завершает суточный круг богослужений. В ней продолжается сюжетная линия всенощной, события связаны с Новым Заветом, с жизнью Иисуса Христа.

            Смысл литургии заключен в выражении Его любви к людям, соединения людей с Богом, и одновременно это всеобщее благодарение Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву на кресте.

Созерцание репродукции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

           «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая  во  оставление грехов».

6. «Творческий марафон»

- Что запечатлел художник  в своей картине?

- В какой цветовой гамме она выполнена, как вы думаете, почему?

- А какая музыка могла бы звучать тогда?

Представьте  себя композитором.

- Какой бы музыкой вы озвучили эту картину? Напойте мелодию и расскажите о ней.

- Похожи ли чувства, выраженные в мелодии «наших композиторов», на чувства, изображенные на картине?

Историческая справка: первым составил последовательность литургии апостол Иаков. В IVв. сокращенный вариант литургии записал святитель Василий Великий. Святитель Иоанн Златоуст (IVв.) сделал еще более сокращенный чин литургии, который и является основным в практике православной церкви.

7.  Словарная работа  и  рассказ   учителя

Запись  в  музыкальный  словарик:

Литургия (греч. Leiturgia, дословно – общественное служение) - торжественное богослужение у христиан, сопровождающееся чтением, пением и молитвами.

              В музыке литургия - это большое циклическое хоровое произведение духовной тематики  для  поочередного пения солистом и хором или двух частей хора, которые словно ведут диалог. Этот принцип исполнения называют полифоническим  пением.

                    В состав литургии входят псалмы, гимны, молитва «Отче наш». Элементами, связующими песнопения в одно целое, являются ектений (молитвенные прошения в православном богослужении) и краткие стихи.

              Различают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста - по именам составителей молитв, читаемых в алтаре во время пения стабильных песнопений.

                    Литургия в православии – это не только блестящее с богословской точки зрения сочинение, это ещё и произведение искусства.

            

              Сегодня мы познакомимся с классиком и реформатором духовной православной музыки  Дмитрием  Степановичем Бортнянским.  

              Бортнянский - композитор духовной музыки, директор придворной капеллы; род. в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и выдающимся музыкальным способностям, а также счастливой наружности, скоро начал выступать публично на придворной сцене (придворные певчие в то время принимали участие и в исполнении опер, дававшихся в придворном театре под управлением иностранцев-композиторов, приезжавших в Россию.                             

              Композитор  смог развить и обогатить по содержанию и форме  большинство жанров хоровой музыки. Помимо хоровых произведений в творческом наследии  Дмитрия Бортнянского есть оперы, инструментальная музыка, песни, романсы. Его произведения получили высокую оценку в Англии, Франции, Америке и многих других странах.

                От императрицы Екатерины II композитор получил  высокое звание «директор вокальной музыки». 

              Из воспоминаний современников, Дмитрий Бортнянский был очень открытым,  добрым человеком и безгранично преданным искусству. Его духовная музыка получила широкую популярность  еще при жизни композитора. Ее перелаживали для разных инструментов и даже записывали цифровыми знаками для людей, которые по разным причинам потеряли зрение. Мы познакомимся с одним из его музыкальных произведений – Хоровым концертом № 24.

Запись  в  музыкальный словарик:

Хоровой концерт — это уже не миниатюра, а крупное многочастное произведение. Но и не цикл миниатюр. Его можно назвать музыкальной «повестью» в нескольких «главах», каждая новая часть хорового концерта является продолжением предыдущей.

           Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. 

            Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения.

                 За литературную основу хорового концерта, как правило, брали один из древнейших источников – псалмы Давида. Строгий жанр духовного хорового концерта зазвучал по-новому в творчестве Д. Бортнянского. Только за 15 лет было опубликовано 45 его концертов. Сколько еще осталось  в рукописях – не известно. Одним из лучших произведений Бортнянского является трехчастный концерт № 24.

8.  Музыкальное  восприятие  и  анализ  музыкального  произведения

Д. Бортнянский.  Хоровой концерт № 24.

- Какой характер, духовный смысл произведения? (Возвышенный, благородный, строгий, это молитвенное обращение к Господу о прощении грехов и сохранении Божьей благодати).

-  Какие чувства вызывает у вас музыка концерта? (Трепетные, музыка очень волнующая, характер переменчив).

-  Представьте,  что вы дирижеры  хора и пластичными движениями рук передайте характер музыки.

- Какие музыкальные произведения духовного характера вы могли бы сравнить с хоровым концертом № 24? (Реквием, мессу, литургию).

- Сравните Хоровой концерт № 24 Д. Бортнянского и «Реквием» В.А. Моцарта. Что общего в этих произведениях и что их отличает? (Общее то, что эти произведения относятся к духовной музыке. Отличает их мелодия, форма, манера исполнения: «Реквием» В.А. Моцарта – исполняет хор, солисты, оркестр, а хоровой концерт № 24 Д. Бортнянского – смешанный хор а capella).

-  Звучит ли хоровая  музыка  в  наше время, где  ее можно услышать? 

V. Закрепление  знаний,  умений  и  навыков

1. Рассказ   учителя

          Мы с вами тоже станем участниками нашего классного хора. Исполним песню, работу над которой начали на предыдущем уроке. Но,  как и любому профессиональному хору,  нам необходимо подготовить свои голосовые связки для пения. Поэтому сначала делаем  распевку.

Исполнение   упражнений для развития музыкального слуха и  голоса

           Исполняя песню,  слушайте друг друга, не выкрикивайте, старайтесь, чтобы ваше исполнение было приятно слушать не только вам,  но и слушателям.

            Итак, представьте, что вы профессиональные артисты и исполните песню «Дружат музыка и дети» слова М. Пляцковского музыка Ю. Чичкова.

Текст песни « Дружат музыка и дети»

Сл. М.Пляцковского и  муз. Ю.Чичкова

Музыка, музыка всюду нам слышна,
Тронешь струны дождика и звучит она.
Музыка рождается в песенке ручья,
Звонкая чудесная, звонкая чудесная,
Звонкая чудесная, с нею мы друзья.
Припев
  Если дружат музыка и дети,
Ничего прекрасней нет на свете.
Музыка и дети, музыка и дети,
Ничего прекрасней нет на свете.

Музыку, музыку дарит синева,
И такая легкая на ветру листва.
Щедро дарят музыку горы и леса,
И на зорьке, и на зорьке,
И на зорьке солнечной птичьи голоса.
Припев
 В музыке, в музыке свет волшебный есть,
Нам приносит музыка радостную весть.
С музыкою встретиться мы спешим скорей,
С нею мир становится,
С нею мир становится,
С нею мир становится лучше и добрей.
Припев
 

-  О чем говорится в песне?

-  Какой ее характер, какие чувства в ней переданы?

-  Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности.

-  Какой вывод можно сделать о влиянии музыки на человека?

3.  Выполнение творческого задания к песне

          А теперь,  представьте себя вместе с одноклассниками в современной студии звукозаписи. Исполните песню хором, а потом выберите солистов для каждого куплета и спойте снова.

          Включите диктофон и запишите пение своих друзей. Оцените сольное исполнение. У кого получилось лучше?

VI. Подведение итогов, оценивание знаний учащихся и обобщение изученного материала

-  О каких музыкальных жанрах мы говорили сегодня на уроке?

-  Творчество каких композиторов изучали?

-  Какие мифы о «Реквиеме» В.А. Моцарта вам запомнились?

-  В чем заключается уникальность жанров литургии, хорового концерта и реквиема?

-  Расскажите о своих впечатлениях от урока.

Запись  в  музыкальный  словарик:

 VII.  Домашнее задание

1.  Послушайте музыку дома и ответьте на следующие вопросы:

- Есть ли среди прослушанных произведений образцы духовной музыки?

- Подумайте, чем отличается современная музыка от произведений

   В.А. Моцарта, Д. Бортнянского.

2.Запишите на диск произведения, которые вам больше всего понравились, для своей фонотеки

3. Для  любознательных  -  музыкальный  проект «Жанры хоровой музыки»

Цель: научиться находить и выбирать необходимую информацию о жанрах хоровой музыки.

Ожидаемый результат: литературно-музыкальная композиция, презентация.

План создания:

            Этот проект будет итогом работы над темой «Жанры хоровой  музыки». В нем могут принять участие несколько   учеников класса. Это будет коллективный проект, который  вы можете готовить в течение двух уроков.

           Объединитесь с друзьями  в  такие  группы:

«Музыковеды» - найдите краткую информацию - определения о музыкальных жанрах и короткую  историю их развития,

 «Художники - оформители» - отыщите иллюстрации к произведениям, портреты композиторов и исполнителей.

«Музыканты» - подберите музыкальные произведения - примеры различных хоровых жанров.

«Информатики»  -  сделайте презентацию с музыкальным оформлением.

Выход из класса под музыку В.А. Моцарта.

Характерные признаки жанров хоровой музыки (литургии, реквиема) в соответствии с их назначением

Скачать конспект (2.67 Mb)



Автор разработки: Яковенко Оксана Михайловна

Учебный предмет: Музыка

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 4500 | Загрузок: 369 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Бортнянский, Моцарт, хоровая музыка

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»