Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: подготовить учащихся к последующему восприятию изучаемых произведений в единстве с общественной жизнью России; развивать навыки монологической речи; содействовать расширению кругозора учащихся. Оборудование: мультимедийная установка. Ход урока I. Объявление темы, целей, плана и эпиграфа урока. На мультимедийном экране план урока. План 1. Общественная жизнь России 60-х годов 19 века. 2. Своеобразие литературного процесса. 3. Идейные споры 60-х годов 19 века. 4. Роль журналистов и литературной критики в общественной жизни. На экране портрет Я. П. Полонского и эпиграф урока. II. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний в процессе лекции. Слово учителя. Русская литература 60-х годов шла в ногу со временем. И пусть по-разному смотрели мастера слова на историю своей Родины, но никто из них не был равнодушен к событиям, происходившим в русской общественной жизни. Об этом и говорит в своём стихотворении известный русский поэт Яков Петрович Полонский. Оно и будет эпиграфом к нашему уроку. В настоящее время считается общепризнанным, что художественная литература как искусство слова развивается по своим собственным, внутренним законам. Писатели, драматурги, поэты, критики не существуют в некоем безвоздушном пространстве. Общественные движения, идейные споры, столкновения разных эстетических позиций не могут не волновать их в той или иной степени. В особенности это относится к переломным 60-м годам 19 века. Когда при изучении истории русской литературы 19 века употребляют понятие «шестидесятые годы», то обычно имеют в виду период с 1855 по 1867 год. На экране двухминутный документальный фильм о русско-турецкой войне. Крымская война 1853-1856 годов – война России с Турцией за господство на Ближнем Востоке. Россия проиграла эту военную кампанию. После поражения в Крымской войне, после смерти Николая I начинают ощущаться признаки оживления общественного движения. Новый царь (Александр II) вынужден был готовить, а потом провести крестьянскую реформу (отмена крепостного права 1861 г.), а также другие крупные преобразования (военную, судебную, земскую реформы). На экране портрет и слова Н. Г. Чернышевского. Чтобы разрядить обстановку, правительство вынуждено было пойти на уступки и ослабить строгости цензуры. Вообще стало легче, что не могло не отразиться на развитии литературы, музыки, театра, живописи, науки. Но это тема уже следующего урока. Итак, уходила в прошлое целая эпоха, ознаменовавшаяся особо жестокими притеснениями всякой свободой мысли (1848-1855 годы принято называть «мрачным семилетием»). Всем хотелось нового, все ждали преобразований – хотя полного единогласия в осмыслении целей желаемых преобразований, разумеется, не было. Новые идеи, явления, настроения эпохи нашли яркое отражение в воспоминаниях типичного шестидесятника, литературного критика Николая Васильевича Шелгунова в его статье «Из прошлого настоящего. На экране портрет и слова Н. В. Шелгунова. Таковой была общественная жизнь России в 60-е годы. § - Назовите характерные черты этого времени. Слово учителя. В чём же заключалось своеобразие литературного процесса в России этого времени? Начнём с определения «литературный процесс». На экране определение. В 60-е годы 19 века были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. Большинство произведений, которые нам предстоит изучить в 10-м классе, были созданы именно в это время. Достаточно упомянуть лишь несколько названий, чтобы вы могли представить, в каком быстром и напряжённом темпе шло развитие русской литературы. На экране портреты писателей и титульные листы их произведений. Это четыре романа И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне»), роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», роман И. А. Гончарова «Обломов», «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Именно в 60-е годы начинается творческий путь Николая Семёновича Лескова. Романы этих лет открыли новые горизонты в мировой литературе, стали гордостью русской культуры. Мы ограничились упоминанием романов, но ведь в это время создают прекрасные стихотворения такие поэты, как Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А.Некрасов. Новый подъём переживает самый известный русский драматург А.Н. Островский, создавший, в частности, одну из вершин своего творчества – драму «Гроза». В это время нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах литературы и во всех жанрах. § - Какие роды литературы вы знаете? § - Назовите соответствующие им жанры. На экране по ходу ученических ответов появляются части опорного конспекта «Роды литературы». Классическую форму в 60-е годы 19 века приобретает жанр романа, который В.Г. Белинский назвал «эпопеей нашего времени». В русской литературе этого времени роман представлен различными видами (на экране): v философско-исторический (Л. Толстой); v общественно-политический (И. Тургенев); v психологический (Ф. Достоевский, Л. Толстой); v бытовой (И. Гончаров); v сатирический (М. Салтыков-Щедрин). Каждая историческая эпоха порождает свой способ, метод отражения действительности в творчестве писателей, художников, музыкантов. § - Вспомните материал вводного урока и назовите творческий метод, который стал господствующим в мировой литературе 19 века? § - Дайте определение реалистического метода. После ответов учащихся на экране определение. В этом смысле реализм является свойством всякого произведения искусства. Однако реализм 19 века, получивший (вспомните, какое название дал ему М. Горький?) название «критический реализм», предполагает изображение человеческого характера в зависимости от конкретно-исторических условий. § - Вспомните наиболее характерные черты критического реализма. На экране после ответов учеников появляется слайд. На вводном уроке мы отмечали, что в истории литературы принято говорить о влиянии западноевропейского реализма на русский и наоборот. - Как происходил этот процесс? Подтверждением этому можно считать высказывание И.С. Тургенева. На экране портрет и слова писателя. Говоря о своеобразии литературного процесса в 60-е годы, следует отметить расширение тематического диапазона литературы, новые сюжеты, новые характеры действующих лиц. Нельзя забывать о смелых творческих поисках русских писателей, об их художественном новаторстве, которое заключалось в своеобразном сочетании в их произведениях двух начал – романтического и реалистического. Завоевания реалистической литературы стали громадным шагом вперёд в познании человеческого мира. Но в том и величие русской литературы, что наши классики никогда не были «чистыми» реалистами. В творчестве каждого из них в большей или меньшей степени всегда присутствовали романтическая направленность, служение высоким идеалам, которые придавали их книгам подлинную поэтичность. § - В чём же заключалось новаторство русских писателей в 60-е годы 19 века? Литература второй половины 19 века во многом зависела от идейных споров и общественных сил этого времени. В 60-е годы происходит быстрая дифференциация политических сил: революционеры-демократы и либералы. Основные споры они ведут о пути дальнейшего развития России и о роли литературы в общественной жизни. На экране таблица «Основные идеологические течения и их отношение к народу, его роли в преобразовании России, отношение к искусству». Используя материалы таблицы, которую школьники вносят в свой конспект, разбирается вопрос об идейных спорах и основных общественных силах 60-х годов. Споры революционеров-демократов и либералов показал в своём романе «Отцы и дети» (1961г.) Иван Сергеевич Тургенев. Либералов представляет герой романа – Павел Петрович Кирсанов, а революционеров-демократов – Евгений Базаров. Но в произведении сталкиваются не только представители разных социальных групп, но и поколения. Позиция образованного Павла Петровича во многом близка автору. С огромным уважением и доверием относясь к опыту прошлых поколений, он не способен «с отцовским вниманием» отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Базаров же, беспощадно отрицающий любовь, поэзию, нравственность, всё мироустройство, - крайний индивидуалист. В романе он характеризуется как нигилист. § Давайте посмотрим и послушаем, как спорили друг с другом Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Заранее подготовленные учащиеся показывают театрализованную постановку. Несмотря на остроту идеологической борьбы, представители противоборствующих течений отдавали должное чистоте помыслов и личному благородству друг друга. На экране портрет А.М. Горького и его слова, которыми он оценил деятельность своих предшественников. Идейные споры 60-х годов проходили на страницах журналов. Одна из особенностей русской литературы второй половины 19-го века заключается в теснейшей связи с журналистикой. Крупнейшие журналы эпохи («Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело», «Луч») оказывали огромное влияние на развитие общественной жизни, беллетристики и критики. На экране показаны титульные листы перечисленных журналов и определение слова «беллетристика». Они стали своеобразными центрами, объединившими вокруг себя близких по идейно-художественным взглядам писателей. Писатели сотрудничали в разных журналах, а критики – всегда «в своём». Так, «Современник» 50-х годов ассоциируется с именами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, а «Русское слово» было журналом Д.И. Писарева. Портреты названных критиков появляются на экране. Сотрудничество писателей в том или ином журнале также давало представление об их литературных и политических симпатиях. Журнал «Современник» под редакцией Н.А. Некрасова (1847 – 1861) объединял писателей, критиков разных взглядов. На страницах его печатались А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, критики А.В. Дружинин, В.П. Боткин, там начинал свою деятельность Л.Н. Толстой. Но постепенно господствующее положение в «Современнике» занимают революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. На экране по очереди сменяют друг друга портреты названных писателей, поэтов и критиков. Меняется направление журнала, и в 1861 году произошёл раскол. И.С. Тургенев и его единомышленники перестали печататься в «Современнике». Причиной раскола стала излишне острая форма полемики о роли литературы в обществе, о так называемых гоголевском и пушкинском направлениях в литературе. На экране показана схема. Кредо нового «Современника» выразил Н.А. Добролюбов в своём стихотворении. На экране строки стихотворения. И сторонники «чистого искусства», и революционеры-демократы считали, что нужно следовать правде жизни, но искали эту правду совсем не там, где их идейные противники. Нередко одни и те же произведения удостаивались похвалы и тех, и других, но с разных позиций. Так, в 1859 году вышел роман Гончарова «Обломов». Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» хвалит произведение, отмечая в характере Ильи Ильича Обломова прежде всего черты современного «общественного типа» - бездеятельного дворянина, стоящего в стороне от насущных жизненных проблем. Хвалит этот роман и критик Дружинин. В «Библиотеке для чтения» пишет он словно бы о другом произведении. Для него главное в романе Гончарова – поэзия, словесная «живопись», мастерское изображение мельчайших подробностей быта. Нелегко было читателю в то время разобраться в противоречивых оценках. § - А какое идеологическое течение сегодня поддержали бы вы? Учащимся предлагается разделиться на 4 творческие группы, которые получат тексты для полемики. Эти же тексты воспроизведены на экране. Перед полемикой кто-то из школьников читает выразительно вслух две точки зрения о роли искусства в жизни общества, после чего даётся задание: внимательно изучив слова, сказанные представителем какого-то одного идеологического течения, подготовить выступление в защиту этого убеждения. Учащиеся обсуждают проблему сообща. От группы выступает с доказательством один представитель, но в споре каждый желающий высказывает своё мнение. Тексты для полемики. III.Подведение итогов работы. IV.Домашнее задание. Каждая творческая группа готовит выступление на одну из тем: Ø «Расцвет реализма в живописи во второй половине 19 века; художники-передвижники». Ø «Расцвет реализма в музыке во второй половине 19 века; «Могучая кучка». Ø «Выдающиеся деятели театрального искусства второй половины 19 века». Ø «Научные открытия второй половины 19 века». |
Автор разработки: Ембакова Тамара Юрьевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 10656 | Загрузок: 564 | Комментариев: 40 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 1 | ||
| ||