Главная » Разработки уроков » Русский язык

Подготовка к аттестации по теме «Лексика»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексика»,  подготовить к тематической аттестации.

Оборудование: учебная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

•  Сообщение темы, целей и задач урока.

Слайд 1. Давайте оценим ваше настроение в начале урока.

     Сегодня нам предстоит повторить и обобщить все изученное и подготовиться к тематической аттестации, а для этого мы отправимся в космическое путешествие. Цель нашего полёта:

• Исследовать галактику Лексика;

• Посетить планеты Омонимов, Синонимов и Антонимов.

Слайд 2.  Запишите эпиграф нашего урока в свои бортовые журналы, преобразовав его в предложение с прямой речью.

II. Проверка домашнего задания. Перед вылетом проверим выполнение вашего домашнего задания. Обменяйтесь вашими тетрадями - бортовыми журналами, и мы выясним, кто готов к полету.

III. Подготовка к тематической аттестации. Выполнение тренировочных упражнений.

      Отправиться в путешествие к звёздам мы сможем, лишь выполнив задания-тренинги Центра управления полётов и доказав, что мы настоящие исследователи космоса. А   каким   должен   быть   настоящий   астронавт?   (смелым, внимательным, образованным и т.д. внимательным)

Тренинг внимания. Хлопковый диктант.  Душ, дочь, дач, врач, грач, картечь, встретишь, экипаж, остричь, обруч, узнаешь, багаж, молодежь.

Слайд 3. Следующее испытание — орфоэпическое. Что изучает орфоэпия? Запишите в тетради слова, вызвавшие у вас сомнения.

Слайд 4. Теперь задание посложнее: проверим вашу память, умение на практике проверять изученные правила. Прочитайте, спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

      Другом моей юности стал удивительный французский писатель Жюль Берн. С ним можно было прол..тетъ на воздушном шаре, спустит...ся в вулканические пещеры, отправит., ся пассажирами гигантского пушен?ного ядра, опустит...ся на подводном к..рабле в ок..анские глубины. Замч..тельный писатель нас.лил географическую карту мужественными капитанами и отважными юнгами.

Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Слайд 5. Экипаж 1-Б класса готов к вылету. Экипажу 5-Б класса вылет разрешаю. Обратный отсчёт! 5, 4, 3, 2, 1 - Взлёт!

Слайд 6. Мы пролетаем созвездия Однозначности и Многозначности. Какие слова называем однозначными? многозначными? Приведём примеры.

Слайд 7. Слова-звезды потерялись. Распределите их по созвездиям.

Слайд 8. Перед нами открывается туманность прямых и переносных значений. Какие слова могут иметь переносное значение?

Слайды 9. Пройти через туманность можно, лишь найдя правильные ответы в тесте. Тестовые вопросы. Найдем правильный ответ.

Слайд 10. Внимание! Прямо по курсу планета. Она населена словами одинаковыми по звучанию и написанию, но совершенно разными по лексическому значению. Что же это за планета? (Омонимов)

 Посадка прошла нормально. Жители планеты приготовили для вас задания, и только справившись с ними, вы сможете продолжить путешествие! Итак, задания жителей планеты для экипажа 5-Б класса.

Слайд 11. Отгадайте зашифрованный ОМОНИМ!

• Бывает днём недели, но порой

В ней жизнь проводит человек иной. (Среда)

• У слова бегство есть некий синоним,

Он также может быть ростком зелёным. (Побег)

Слайд 12. Вот несколько существительных: наречие, предлог, союз, частица. Сколько из них являются не только названиями частей речи?

Слайд 13. Из четырех приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется, по крайней мере, в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?

А) полька;

Б) француженка;

В) финка;

Г) голландка.

           Пришло время вылета к новой звезде. В память о нашем пребывании на планете Омонимов занесите в свои бортовые журналы примеры слов омонимов. Всем приготовиться, мы стартуем!

Слайд 14. Внимание, мы приближаемся к планете Синонимов. Какие слова населяют эту планету? (Слова близкие по лексическому значению, но разные по написанию и произношению).

      Вот и пришелец, он называет себя:  друг, товарищ, приятель. Что составляют эти три слова? (Синонимический ряд.)

         Какие слова-синонимы мы можем подобрать к слову пришелец?

Инопланетянин - пришелец - гуманоид — брат по разуму.

Слайд 15. Одно условие посадки на планете Синонимов: мы должны справиться с метеоритным дождём заданий. Разделимся на три группы.

Слайд 16. Подберите синонимы к иноязычным словам: турист, аккуратный, коллекционировать, ароматный, аплодировать, алфавит.

Слайд 17. Вставьте подходящее по смыслу слово. (Синоним слова ненастоящий).

        Молодцы! Теперь к следующей звезде! Но что это, мы не можем справиться с притяжением планеты Синонимов. Для взлета необходимо, чтобы каждый из вас записал свой синонимический ряд. Проверим, Взлет!

Слайд 18. Планета Антонимов: противоречивая планета. Почему?

       Жители планеты антонимов решили устроить экзамен для землян.

1 задание экзамена: Закончить фразу.

А) Я антоним к слову зной

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,                 

А зовут меня - ....  ( Прохлада).     

 Б) Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

 А деревьям - ....  (Друг )

 

Слайд 19. 2-е задание: подберите антонимы к словам. Работаем в группах.

Слайд 22. Жители планеты предоставили задание, а условие не уточнили. Разберитесь, как правильно выполнить задание. 3-е задание экзамена:

Слайд 23. Земляне, вы достойно справились с заданием. Вам пора возвращаться домой, на свою родную планету. Мы желаем вам счастливого пути! Отсчёт перед стартом.

5, 4, 3, 2, 1. Но что это? Мы не стартовали!

Слайд 24. Для вылета нам нужно ввести в бортовой компьютер код -характеристику предложения. Ребята, стремитесь к новому, неизведанному! (Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое, осложнённое обращением и однородными членами предложения).

Слайд 25. Друзья, наш полёт подходит к концу. Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Что не понравилось?

Слайд 26. С каким настроением вы вернулись из путешествия?

IV. Домашнее задание. §§ 17-21, упр. 10 (стр.147)

V. Итог урока. Выставление оценок.

Звонок! Я поздравляю вас с возвращением на Землю!

Подготовка к аттестации по теме «Лексика»

Скачать конспект (3.04 Mb)



Автор разработки: Атабекова О. П.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 684 | Загрузок: 219 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексикология, лексика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»