Главная » Разработки уроков » Русский язык

Обобщение изученного по теме «Лексикология» (6 класс)

Цели урока: обобщить материал по теме «Лексикология»; развивать творческие способности учащихся, умение анализировать языковые явления, работая в команде; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, призы и дипломы командам.

Тип урока: урок-КВН.

Задание к уроку:

Придумать название, девиз и эмблему команды.
Повторить всё изученное по теме «Лексикология».
Подготовить 5 вопросов по теме «Лексикология» команде-сопернице.
Составить рассказ по пословицам «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Друзья познаются в беде».
Выписать из Фразеологического словаря как можно больше фразеологизмов, связанных с частями тела (головой, глазами, ушами, носом, языком, зубами, руками, ногами).

Ход урока

1.  Этап «Представление команд»

Учащиеся представляют название и девиз команды, эмблему.

Оценивание: 3 балла.

2.  Этап «Разминка»

Команды получают лингвистический кроссворд, состоящий из 12 слов-терминов, изученных по теме «Лексикология». Время на разгадывание – 5 минут. Затем команды по очереди называют отгаданное слово.

Оценивание: за каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. Если команда не отгадала – слово предоставляется другой команде.

3.  Этап «Вопросы соперникам»

Команды задают подготовленные заранее вопросы по теме «Лексикология и фразеология».

Оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Варианты вопросов 1 команде:

Чем отличаются термины от профессионализмов?
Что такое омофоны? Назовите слова и объясните, почему они являются омофонами: имена существительные мужского рода, 2 склонения, одно из которых обозначает деревянный брус на полу под дверью, а другое является синонимом к слову недостаток (порог – порок).
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? ( Ясно как дважды два четыре).
Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Проводили по одёжке». (Встречают по одёжке, провожают по уму)
Чем отличаются слова смартфон, Интернет, ноутбук, логист, менеджер от слов кафтан, чело, персты, феодал?  (Неологизмы – устаревшие слова)

 Варианты вопросов 2 команде:  

Что такое фразеологизмы?
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм о том, кто часто меняет свои решения.  (У него семь пятниц на неделе)

3)  Назовите  слова  и  объясните, как  их  можно  назвать  одним  словом:

     имена  существительные  мужского  рода, одно  из  которых  обозначает  

     растение, которое  можно  найти  в  лесу  под  деревьями, у  пней, а

     другое является названием инфекционной болезни. (Гриб – грипп,

  омофоны.)

Как называются слова, которые употребляют люди, живущие в одной местности? Приведите примеры таких слов.   (Диалектизмы)
Какие признаки заимствованных слов вы знаете? (Слова, начинающиеся на буквы а, э, ю; слова, имеющие в своём составе букву Ф; все существительные на –ия; слова с удвоенными согласными в корне; существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы или в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы а, и, у.)

4.  Этап «Конкурс капитанов»

     Составить рассказ по пословице (домашнее задание).

     Капитану 1 команды – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

     Капитану 2 команды – «Друзья познаются в беде».

     Оценивание: 12 баллов.

5.  Этап «Пантомима»

Каждой команде даётся фразеологизм. Необходимо изобразить его без слов,  при помощи пантомимы.

1 команде – сидеть как на иголках.

2 команде – льёт как из ведра.

Оценивание: если команда-соперник отгадает фразеологизм, присуждается 2 балла.

6.  Этап «Кто больше?»

Командам предлагается вспомнить фразеологизмы, связанные с частями тела. На обдумывание даётся 5 минут. Каждая команда по очереди называет фразеологизмы.

Оценивание: 2 балла команде-победителю.

7.  Подведение  итогов. Оценка  жюри.

     Отмечаются  интересные  моменты, обращается  внимание  на  пробелы  в

     знаниях. Учитель  выставляет  оценки, вручает  дипломы  и  призы.

Домашнее  задание

     Подготовиться  к  контрольной  работе  по  теме «Лексикология», подобрать

     по 2  примера неологизмов, устаревших слов, профессионализмов, терминов,

     диалектизмов, заимствованных слов и фразеологизмов.

Приложение 

Обобщение изученного по теме «Лексикология» (6 класс)

Скачать конспект (178.3 Kb)



Автор разработки: Дейкина Татьяна Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 979 | Загрузок: 255 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексикология

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»