Главная » Разработки уроков » Русский язык

Обобщение изученного по теме «Лексикология»

Цели урока:        1) повторить и обобщить изученное по теме «Лексикология»;

                              2) развивать умения находить и различать однозначные и многозначные

                              слова, синонимы, антонимы, омонимы; развивать  креативные способности

                              учащихся, умение работать в группе;

                              3) воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки при работе в группе.

Оборудование:   выставка словарей (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов,

                              толковый словарь), карточки с заданиями, сигнальные карточки-полоски

                              (с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого), экран, проектор,

                              ноутбук, презентация.

Тип урока;          урок-путешествие с применением интерактивных технологий (работа в

                              группах).

Ход урока

1.Приветствие, постановка целей урока.

      Слово учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята и гости! На предыдущих уроках мы изучили много интересного по теме «Лексикология» и  сегодня  отправляемся с вами в чудесное путешествие по стране Лексикологии. На нашем пути встретятся такие города, как Многозначный, Синонимия, Антонимия и Омонимия. Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим?

Ученики:

- Повторить и обобщить изученное по теме «Лексикология».

- Развивать умения находить и различать однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Учитель:

- Правильно вы сказали. Добавлю к сказанному, что мы будем еще развивать ваши творческие способности и умение работать в группе.

 2.  Актуализация опорных знаний

     1) Работа с сигнальными карточками

- Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по стране Лексикологии. В дороге нам пригодится знание слов-терминов по теме «Лексикология». Сейчас проверим, как вы их усвоили. Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть вам слова-термины, а вы будете показывать мне зеленую полоску, если термин соответствует теме нашего урока, и красную, если не соответствует.

       Фонетика, лексикология, словообразование, лексика, тире, лексическое значение слова, однозначные слова, пунктуация, многозначные слова, склонение, омонимы, фонемы, синонимы, падежи, антонимы, точка с запятой, паронимы.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Давайте теперь сделаем разминку для глаз. Посмотрите на зеленую полоску, потом вдаль, опять на зеленую полоску – вдаль.

     2) Беседа

- Мы подъезжаем к городу Многозначному. Как вы думаете, какие слова в нем живут? Что в них особенного?

- Многозначные. У них несколько лексических значений.

- Правильно. А какие слова называются однозначными?

- Слова, которые имеют одно лексическое значение.

- Вы говорите одно, несколько лексических значений… Что же называется лексическим значением слова?

- То, что слово обозначает.

- Какие значения бывают у многозначных слов?

- Прямое и переносное.

- Что вы можете сказать о прямом и переносном значении?

- Прямое значение слова первично, однозначно, а переносное значение вторично, оно возникает на основе прямого.

- Зачем люди употребляют слова в переносном значении?

- Употребление слов с переносным значением делает нашу речь выразительнее, ярче, поэтичнее.

3.  Работа по группам

Задание 1. Распределительная работа.

- Жители города Многозначного знали, что вы к ним приедете, и приготовили вам задание.

Определите прямое и переносное значение многозначных слов. Запишите словосочетания в 2 столбика: в первый – с прямым значением, во второй – с переносным.

Задание 1 группе: спелое яблоко, глазное яблоко; горлышко ребенка, горлышко бутылки; спинной хребет, горный хребет; крыло орла, крыло самолета.

Задание 2 группе: чашечка чая, коленная чашечка; дверная ручка, ручка ребенка; подошва горы, подошва ноги; гребень для волос, гребень петуха.

Задание 3 группе: варить сталь, варить обед; барабанить в барабан, барабанитьв дверь; идет человек, идут часы; ветер уснул, мальчик уснул.

Задание 4 группе: железная подкова, железное здоровье; золотые руки, золотой браслет; копна волос, копна сена; дорогой гость, дорогой перстень.

    Каждая группа представляет свое задание. 4 балла за правильный ответ.

Задание 2. Игра «Третий лишний»

- Название следующего города на нашем пути узнаете по словам, живущим в одном из домов:

на первом этаже живут Отважный, Храбрый, Бесстрашный и Мужественный, а на втором этаже – Красивая, Симпатичная, Очаровательная, Обаятельная и Привлекательная. Так как же называется город и его жители-слова?

- Город Синонимия, а жители его – слова-синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

- Слова, близкие по лексическому значению.

- Жители города Синонимии хотят поиграть с вами в игру «Третий лишний», предлагают каждой группе найти лишнее слово.

1 группе – алфавит, азбука, чистописание.

2 группе – бросать, кидать, ловить.

3 группе – шалун, тихоня, озорник.

4 группе – ураган, дождь, буря.

   Представитель группы называет лишнее слово. 1 балл за правильный ответ.

Задание 3. Выборочная работа.

- Следующий город на нашем пути – Антонимия. Как вы думаете можно назвать жителей этого города?

- Антонимами.

- Какие слова называются антонимами?

- Слова с противоположным лексическим значением.

- Жители этого города тоже зря время не теряли, подготовили для вас интересное задание. Они хотят, чтобы вы нашли антонимы в пословицах и объяснили, как вы понимаете эти пословицы.

1 группе: Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

2 группе: Корень учения горек, да плод его сладок.

3 группе: Сытый голодного не понимает.

4 группе: Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

     1 представитель от группы отвечает. 2 балла за правильный ответ.

- Ребята, а вы знаете, что такое афоризмы? Это краткие выразительные изречения выдающихся людей. Прочитайте внимательно афоризмы и скажите, что в них особенного?

     Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. (Н.А.Некрасов)

    Кто не идет вперед, тот идет назад. (В.Г.Белинский)

- В этих афоризмах есть антонимы: тесно – просторно, вперед – назад.

- Для чего писатели использовали в них антонимы?

- Для того чтобы противопоставить признаки, действия, предметы. Употребление антонимов делает речь богаче, выразительнее.

Физкультминутка-игра

- А сейчас встаньте, поиграем. Я буду называть вам пары слов, а вы будете поднимать руки вверх, если услышите антонимы, и приседать, если услышите синонимы.

     Друг – товарищ, день – ночь, враг – недруг, близко – далеко, широкий узкий, большой – огромный, вверх – вниз, красный – алый, высокий – низкий, творческий – креативный, отъезд – приезд, умный – глупый, грустный – печальный, подняться – опуститься.

Задание 4. Отгадывание загадок. Вопросы-шутки.

- Вот мы подъезжаем к последнему городу в нашем путешествии – Омонимии. Жители города приготовили для вас загадки и хотят, чтобы вы их отгадали.

1 группе:   Я все то, что есть на свете,

                   Все народы на планете.

                   Мой омоним – враг войны,

                   Друг труда и тишины.      (Мир)

2 группе:   Я от солнца, от огня.

                   Яркий луч несет меня.

                   Но бывает смысл иной:

                   Я огромный шар земной!  (Свет)

3 группе:   Первые все мы в игре набираем,

                   Если их больше – в игре побеждаем.

                   Зренье вторые нам все улучшают,

                   Летом от солнца глаза защищают.  (Очки)

4 группе:   Первое шумно из пушки стреляет,

                   Ну а второе спортсмены метают.

                   Третье в скорлупке ореха найдешь,

                   Если зубами его разгрызешь.     (Ядро)

1 представитель от группы отвечает. 1 балла за правильный ответ.

Вопросы-шутки на сообразительность:

1 группе – Какое государство можно носить на голове?  (Панама)

2 группе – Какую строчку не может прочитать ни один ученый?  (Прошитую на машинке)

3 группе – Какое крыло никогда не летает?   (Крыло машины, здания)

4 группе – Всякий ли лук на огороде растет?  (Нет, есть лук для стрельбы)

1 представитель от группы отвечает. 1 балла за правильный ответ.

Задание 5. Творческая работа «Если бы у нас была зима, как в Карпатах…»

- Прочитайте внимательно слова. К какой тематической группе их можно отнести?

      Снег, ветер, холодный, мерзнуть, снегопад, блестеть, скользкий, санки, мороз, снежки, кататься, коньки, лыжи.

- К тематической группе «Зима».

- Правильно. А сейчас выполните творческую работу: напишите сочинение-миниатюру «Если бы у нас была зима, как в Карпатах», используя данные слова.

   Каждая группа представляет свое сочинение. 3 балла за отлично выполненную работу.

4.  Подведение итогов

     1) «Микрофон»

- Вот и закончилось наше путешествие.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Достигли мы поставленных целей?

- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

- Над чем еще нужно поработать?

     2) Оценивание работы групп

- Оцените свою работу. Сосчитайте все баллы, которые вы получили за выполнение заданий. Поставьте оценки в дневник.

5.   Домашнее задание

1)Подготовиться к тестовой контрольной работе, повторить теорию.

2)Подобрать по 2 примера однозначных и многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

3)Написать сказку о стране Лексикологии или составить кроссворд по изученной теме (по желанию).

Обобщение изученного по теме «Лексикология»

Скачать конспект (10.4 Kb)



Автор разработки: Дейкина Татьяна Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 698 | Загрузок: 235 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексикология

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»