Главная » Разработки уроков » Русский язык

Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»

Цель: систематизировать знания учащихся, определить уровень понимания ими изученной темы, умение находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, давать толкование фразеологическим оборотам, развивать речь.

Оборудование:    музыка «Зодиак», иллюстрации.

Тип урока:   урок-путешествие.

 
Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы побываем в удивительной стране Лексика. А звучащая музыка настроит нас  на необычные события.

 
II. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
 
Появляются три странных субъекта, одетых в скафандры.

Синоним. Кажется, мы не разбились, удачно приземлились, и оказались в школе. Здесь все не так, как у нас. А знаете ли вы, ребята, кто мы? Мы Лексы, жители планеты Лексика. Вы догадывайтесь, что это за планета и кто там живет?

Ученики.

Лексика – это планета, где живут все слова.

Наверное, там живут и люди, обладающие хорошим лексиконом.

Там развивается наука лексикология.

Антоним. Мы, к сожалению, попали в труднейшую ситуацию, обесточились, и теперь, чтобы вернуться домой, должны зарядиться.

Ученики.

У нас есть зарядное устройство.

Можем приготовить чай, угостим булочками.

Антоним. Нет, мы получаем питание от знаний. Каждый Лекса, чувствуя приближение голода, начинает учить новые слова и их значения. Вот тогда происходит питание нашего организма, и мы продолжаем жить.

Омоним. Ребята, если вы будете отвечать на наши вопросы, то мы сразу же зарядимся, то есть получим энергию. Вы заметили, что слово «питание» имеет несколько лексических значений на Земле и на планете Лексика. Докажите.

Ученики.

На Земле – питаться, то есть кушать;

На планете Лексика – питаться означает заряжаться, получать энергию.

Учитель. Дорогие Лексы, разрешите и мне помочь вам вместе с ребятами.

 
Открывается доска, где написано:

Употреблять в пищу что-нибудь, кормиться.
Получать где-нибудь пищу, питание.
Пользоваться чем-нибудь, поглощать что-нибудь (какие-нибудь вещества, какую-нибудь энергию) 

Помогите Лексам. Составьте предложения или словосочетания, правильно используя лексическое значение.

Ученики:

Завод питается местным углем.

Город питается электроэнергией.

Летом мы питаемся фруктами.

Питаться в столовой.

Учитель.

Видите, им стало немного легче, они повеселели.

Синоним.

Давайте с вами познакомимся. Я – Синоним, он – Антоним, а это – Омоним. Вы догадались, что мы братья? Почему? А чем мы отличаемся друг от друга?

Учитель.

Ребята, вы просто молодцы. Попробуем помочь Лексам, списав данный текст с доски, вставив орфограммы,  а Лексы могут задавать вопросы, чтобы заряжаться.

Ты хочеш_ скорее выр_сти и скорее п_знать мир, окружающий тебя.

Каждый человек хочет этого. Планета Лексика к твоим услугам. Если

ты п_дружиш_ся с ее об_тателями, то оставиш_  х_рошую память о себе.

Знания планеты Лексика огромны. Пр_сторы планеты п_лны чудес и открытий.

 
Омоним.

Какие слова называются однозначными? Многозначными?

Что такое лексическое значение?

Определите, сколько лексических значений имеет слово «мир»?

Вселенная – происхождение мира.
Отсутствие вражды – жить в мире.
Часть вселенной, планета – звездные миры.
Население земного шара – объехать весь мир, чемпион мира.

Отдельная область жизни, явлений, предметов – мир животных, мир музыки, внутренний мир человека.

     5.Человеческое общество – старый мир, капиталистический мир.

Омоним.

Посмотрите на меня, я весел, подвижен. А вот моим братьям еще плохо.

Учитель.

Это, наверное, связано с погодой. Посмотрите, за окном потемнело, показалось черное облако, которое ослепительно растет. Молнии сверкают в небе. Деревья наклоняются к земле и громко стонут. Все перевернулось.

Антоним.

Это бушующие слова, употребляемые в переносном значении. Эта сила опасна, но ее можно успокоить, если ребята вспомнят, почему эти слова получают переносное значение?

Ученики.

Когда у предметов есть какое-либо сходство и это метафора в художественной литературе.

Когда действия людей приписываются неживым предметам и это олицетворение.

Учитель.

Мы попытаемся вам помочь, дорогие Лексы. Ребята будут выбирать словосочетания в переносном значении, которые вам дадут силы. (Двое  учащихся работают на оборотной стороне доски, а  Синоним и Антоним проверяют их работы.  Другие работают самостоятельно)

Снежные слова

Уже с неба снег падает по-разному. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим снежные «хлопья». Если твердые белые шарики секут щеки и лоб, мы говорим снежная «крупка». Снежные слова придумал народ, и они по-народному метки. Кажется, что и впрямь сыплется с неба снежное пшено, ледяная крупа. Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег, зовется «пороша». Снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле). Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, - это «вьюга». Может разыграться и настоящая снежная буря – «буран».

Учитель

Дорогой Лекса Синоним! Как справились ребята с заданием?

Синоним

Да, они обретают в языке уверенность настоящего Лексы. Но что-то мой брат Омоним до сих пор не пришел в себя. Помогите ему, ребята.

Омоним

В нашей речи много одинаковых слов, а мы не можем разобраться в их истинных лексических значениях. Если вы мне поможете, то мне станет лучше. Определите, в какой загадке о каких предметах идет речь.

Нас много в играх набирают, а иногда и на нос одевают.

В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.

На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.

Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознаграждение от человека не прошу.

Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.

Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна, и девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

Хоть и всякий полуостров более меня раз во сто, я водою, как и он, омываюсь с трех сторон.

Омоним

На каком принципе построены эти загадки?

Почему во мне можно ошибиться, где многозначные слова, а где омонимы?

Ваши ответы придали мне силы, хочется чего-то необычного.

Учитель

А вот сейчас ребята докажут, омонимы ли эти предложения или словосочетания по вариантам:

Часы идут верно.

Идут дни за днями.

Пчелиный рой.

Рой землю.

Звенел серебряный колокольчик.

У певца серебряный голос.

Вода стекла. Ваза из стекла.

Синоним

Вы помогли Омониму, он готов вернуться к себе на родину. Помогите и мне

напитаться энергией слов, ведь в мой синонимический ряд втиснулось потихоньку лишнее слово. Найдите его, а то оно мешает сосредоточиться.

Лаять, тявкать, гавкать, брехать, свистеть.

Беспомощный, беззащитный, слабый, неспособный, бессильный.

Разиня, ротозей, ворона, губошлеп, раззява, растрепа, растяпа.

Синоним

Прекрасно! Превосходно! Обьясните лексическое значение последней группы слов. Как они характеризуют человека? Я думаю, что эти слова к вам не относятся!  Восхитительно! Замечательно! А что мой брат Антоним молчит?

Антоним

Я не молчу, а говорю.

Синоним

Ты несчастный?

Антоним

Ну что ты, я самый счастливый Антоним на свете. Ведь ребята так хорошо знают лексику. А ведь люди на Земле разные: добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и грустные, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. А какие здесь сидят? Ответьте на вопрос, добавляя к именам прилагательным существительные, обозначающие животных по их качествам.

Храбрые, как…

Трудолюбивые, как…

Умные, как…

Находчивые, как…

Трусливые, как…

Маленькие, как…

Выносливые, как…

Ловкие, как…

Антоним

Посмотрите на меня. Я был слабым, а стал сильным и все благодаря вам. Теперь можно и в дорогу собираться.

Учитель

Значит, дорогие Лексы, ребята помогли вам. Я рада, но одни на уроке из кожи лезли, другие носом клевали, третьи заблудились в трех соснах. О чем я хотела сказать? Что это за словосочетания? Подберите синонимы к данным выражениям.

Откуда приходят к нам фразеологические обороты?

Послушайте, дорогие Лексы, на Земле есть примета: нужно присесть, чтобы возвращение домой было без приключений. А мы  на прощание наполним ваш багаж энергией. Мы проведем игру «Кто больше знает фразеологических оборотов?», где нужно использовать слова «нос», «язык», «зуб».

Лексы

Спасибо за прием. Мы рады, что попали в вашу школу. Корабль готов к отлету. Жаль расставаться, но примите наш совет от Лексов:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

До свидания, ребята!

III. Подведение итогов урока.

Учитель

Я уверена, что мы не подведем Лексов на контрольной работе.

Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»

Скачать конспект (12.9 Kb)



Автор разработки: Андреева Людмила Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 738 | Загрузок: 243 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексикология, лексика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»