Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сложносочиненное предложение, его значение, строение

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить различать сочинительные союзы, сложносочиненные предложения, совершенствовать умение расставлять знаки препинания, воспитывать бережное отношение к дружбе

Лексическая тема «Дружба»

Оборудование: мультимедийное сопровождение, таблица со схемами

                                               Ход урока

І.Актуализация опорных знаний

Слайд №1

1.Сообщение темы урока. Запись в тетрадь

- Прежде чем приступить к новой теме, повторим изученное.

2. «Мозговой штурм»

- Что мы называем предложением? (Синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью)

- По своей структуре предложения делятся на …

(простые и сложные)

- Дайте определение сложному предложению (Конструкция, состоящая из двух или нескольких простых предложений)

- Назовите способы связи в  сложном предложении (Союзная и бессоюзная)

-Виды предложений с союзной связью

(Сложносочиненные

и сложноподчиненные)

- Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение)

3. «Ораторское искусство» (1 учащийся обобщает сказанное)

ІІ. Работа над темой урока

1.Слово учителя

- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

- Теперь нам надо определить лексическую тему. Послушайте четверостишье

Слайд №2

И с другом и врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга – наживешь врага ты,

Врага обнимешь – друга обретешь

-Кто автор этих строк?

                                                        (Омар Хайям)

-Как называются четверостишья Хайяма?

                                                        (Рубаи)

- Какую орфограмму в словах мы можем повторить?

                                                        ( мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица, единственного числа)

- Какова же лексическая тема урока?

                                                        (Дружба)

Слово учителя о дружбе

2.Запись предложения (Слайд №3) в тетрадь.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол

- Подчеркнуть грамматические основы и определить вид предложения

- Составить схему

  І   І, а І   І

- О чем свидетельствует одинаковые квадратные скобки?

                                                                (О  равноправии простых предложений)

- Какие союзы связывают простые предложения в сложносочиненном?

-Назовите разряды сочинительных союзов?

- Делаем вывод о сложносочиненном предложении.

3.Чтение правила в учебнике с.61

4.Тренировочные упражнения

а) запись предложения у доски

Дари щедрее людям счастье, и ты будешь им богат.

                                                        (Вопросы класса работающему у доски)

5.Релаксация Слайд №4 ( Песенка о дружбе)

- Определите ключевое слово в минутке релаксации и приготовьте ассоциации к этому слову

                                                        (после релаксации составление кластера)

                            уважение                      верность

честность                      Дружба                        преданность

                   счастье                          взаимопонимание                                   

6.Лингвистическое моделирование

- Используя простые предложения, составьте сложносочиненные   Слайд №5

1)Дерево держится корнями.   Человек держится друзьями.

2) Дружба часто заканчивается любовью.  Любовь редко заканчивается дружбой.

7.Работа с тексом

БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.

И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили:

– Это твоё богатство.

Но старец ответил:

– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал:

– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:

– Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

– Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор ты не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

На доске схемы. Выписать ССП, соответствующие схемам

8.Взаимопроверка  Слайд №7

  І   І, и І   І

Был он совершенно один, и никого у него не было на всем белом свете

  І   І, но І   І

Когда –то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

  І   І, и І   І, но І   І

Я был любим, и сам любил безумно, но это не принесло мне счастья!

  І   І, и І   І

Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину?

9.Составление сенкана к слову «дружба»

ДРУЖБА

крепкая, настоящая

объединяет, проверяет, доказывает

настоящий друг познается в беде

Верность

ІІІ.Итог урока

ІV.Д/з & Упражнение 107

Сочинение-миниатюра «Друг – это…», используя ССП. 

Сложносочиненное предложение, его значение, строение

Скачать конспект (7.3 Kb)



Автор разработки: Клочек Татьяна Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1234 | Загрузок: 246 | Комментариев: 0

Ключевые слова: сложноподчиненные предложения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»