Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными; развивать коммуникативной речевой деятельности; воспитывать культуру речи; прививать интерес к профессиям. ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний Форма урока: интегрированный /язык и факультативный курс «Мир профессий/ Оборудование: экран, мультимедийный проэктор, мультимедийная презентация, учебник, карточки для групповой и индивидуальной работы, цветные карточки для оценивания ХОД УРОКА Человеку, который нашел свое призвание, можно лишь позавидовать Гораций 1. Организационный момент. 2. Проблемный вопрос - зачем нам нужны знания из разных областей наук? Мозговая атака - чтобы могли осуществить свою мечту - чтобы обрести нужную профессию и т. д. Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос, За станком в цеху стоят, Миллионы умных взрослых Учат грамоте ребят, Кто-то нефть в тайге качает Из глубин земных пластов, А другие листья чая Аккуратно рвут с кустов. Ежедневно дел в достатке Для тебя и для меня. Будет все всегда в порядке, Если трудится Земля. Вот и нам придется сегодня потрудиться на уроке, тема которого… Слайд №1 /Записи в тетрадях: число, классная работа, тема/ Начнем со словарной разминки. Словарная разминка: вставить пропущенные буквы /Слайд №2/ Стюардесса, теннисист, профессия, кассир, ассистент, корректор, корреспондент Что лишнее? /профессия/ -какие профессии наиболее востребованные в наше время? Обратимся к тексту /слайд №3/ В XXI веке появилось множество профессий, названия которых ставят в тупик самых «продвинутых» товарищей. Что уж говорить о людях пожилых или даже мало-мальски взрослых…. Вакансии с позывными «требуется девелопер» или «если вы бренд-менеджер, вам сюда», мягко говоря, интригуют. Выглядит очень любопытно, но звонить по заветному номеру работодателя страшно – вдруг что-то крамольное предлагают, а мы и не в курсе…. Спросить у будущего начальства напрямую, кто ж такой этот девелопер, боязно, просто замкнутый круг. /Из газетной статьи/ - Назовите стиль, которым написан данный текст? /публицистический/ - Какова тема текста? /новые профессии/ - Есть ли в этом тексте сложное предложение? Назовите их - Прочтите первое предложение - Назовите его вид -/спп/ Индивидуальная работа у доски (Найти главное и придаточное предложения, определить грамматическую основу, определить, с помощью чего присоединилась главная часть к придаточной) 1. Меня очень заинтересовали профессии, речь о которых шла в статье. 2. Университеты, где можно было бы получить образование для профессии девелопера и бренд-менеджера, в нашей стране отсутствуют. Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
Ответ: 1010011100 Взаимопроверка. - О каких же профессиях шла речь? Слайд №4 Девелопер – от англ. develop — развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать) разновидность риэлтора, который работает с так называемым «сырым товаром»: покупает землю, отстраивает на ней объект, предлагает потенциальным покупателям, продает и получает прибыль. Полученная выгода и есть вознаграждение девелопера. Бренд -менеджер – от англ. бренд –печать, фабричная марка, клеймо – человек, который руководит продажей группы товаров определенной марки. В отличие от менеджера, бренд -менеджер занимается раскруткой торговой марки Я буду рада, если одна из этих профессий станет вашим призванием, ведь, как говорил Гораций, человеку, который нашел свое призвание, можно только позавидовать. Запишем это предложение -Найдите главную и придаточные части -от какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (человек им. существительное) -какой вопрос мы задали от главной части к придаточной? - построим схему предложения - при помощи чего придаточное предложение присоединилось к главной? /союзных слов/ -Возможно ли придаточное предложение поменять местами? Итак, работая с учебником, заполняем таблицу /стр.68/
Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном /монолог/ Хочу добавить, что, кроме собственно придаточных определительных, есть еще придаточные местоименно-определительные. Но о них вы поговорите на следующем уроке. ІІІ. Закрепление Работа в парах Каждая пара получает карточку, в которой нужно найти СПП с придаточным определительным, составить схему, расставить недостающие знаки препинания 1) Термин «бухгалтер», несмотря на свое немецкое происхождение, появился в стране которая дала миру великого Леонардо да Винчи. Знания языка необходимо для того чтобы человек мог обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. 2) Человек дорожит лишь тем во что он вложил частицу своей души. Пожарные которые заступают на дежурство никогда накануне не чистят сапоги. 3) Космонавты, которые готовятся к полету всегда перед стартом смотрят художественный фильм «Белое солнце пустыни» В древности, чтобы из светлых волос сделать темные, парикмахерам приходилось иметь дело со смесью желчи, гнилых пиявок и чернил. 4)Всегда когда развивается техника сбываются самые фантастические мечты человека. Профессия, где мог бы применить свои способности Иуда, в древности официально называлась «доносчик» и неплохо оплачивалась. 5) В Древнем Риме существовала профессия, которая называлась «носитель тела». Попасть на эту должность было не так-то просто, потому что отбор был очень жестким. 6) Некогда в Ирландии расхаживали люди, которые длинными шестами стучали в окна. В их обязанности входило стучать до тех пор, пока хозяин не проснется. 7) В рейтинге самых востребованных профессий в Украине первое место занимают те профессии, которые связаны с разного рода продажами. Наиболее высокая оплата гарантирована программистам по причине того что далеко не многие обладают хорошим знанием этого ремесла. 8) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня. В нашем городе наиболее востребованы профессии, которые мы называем «рабочими»: сварщики, станочники. 9) Чтобы мечта осуществилась нужно много работать. Один из старых университетов нашей страны, откуда вышло много славных имен, носит имя известного биолога Мечникова и находится в городе Одессе. 10) Бывают дни, когда жизнь ставит нас перед выбором. Талант создан для того, чтобы этот талант разрастался. Слайд №5 Не менее востребованная в наше время профессия переводчика, потому следующее задание – перевести с украинского на русский Задача усложняется. При переводе нужно будет заменить причастный оборот придаточным определительным. Є дороги, вибрані нами собі на щастя або на лихо. Космонавт – професія, народжена глибокою проникливістю людського розуму, бажанням людей пізнати безкрайні простори Всесвіту, розгадати його таємниці. Работа в группах Вставить подходящие по смыслу слова, образуя СПП с придачными определительными. 1 группа Существует устойчивое…, что добытчик в семье - мужчина. /мнение, выражение, предложение/ 2 группа При равных условиях …, которая будет трудиться не хуже мужчины, получит зарплату ниже, чем представитель сильного пола /женщина, работница, труженица/ 3 группа К сожалению или к счастью, на сегодняшний день все еще существуют…, которые могут приобрести только женщины или только мужчины. /работы, профессии, условия/ 4 группа Хотя большинство компаний на сегодняшний день обращают внимание на профессиональные.., которые имеет кандидат, а не на его пол. /навыки, особенности, наработки/ 5 группа И все-таки, ваша зарплата, несмотря ни на что, будет зависеть от тех.., которыми вы владеете. /навыки, качества, работ/ 4. Рефлексия и подведение итогов. - Чему научились? /Слайд №1/ 1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного 2) производить синонимическую замену; 3) правильно расставлять знаки препинания; 4) составлять схемы предложения Домашнее задание: стр.68 теоретический материал, упр. 89 или написать небольшой текст /до10 предложений/ на тему «Нужная профессия», используя придаточные определительные. -Что нового узнали? Подводя итог, хочу напомнить слова великого Конфуция – китайского философа – «найди себе дело по душе, и тогда тебе ни одного дня не придется работать». Я хочу, чтобы ваши мечты сбылись, и вы приобрели профессию, которая приносила бы вам и моральное и материальное удовлетворение, а закончить урок я хочу строками из стихотворения М. Цветаевой Не запрещай себе мечтать – Пусть не в цветном, пусть в черно-белом; Пусть ты открыт ветрам и стрелам – Сними замок, сорви печать Не бойся жить, не бойся петь, Не говори, что не умеешь: Ты ни о чем не пожалеешь- Да будет не о чем жалеть! Не бойся в камне прорастать, Под небосвод подставив плечи. Пусть без мечты порой и легче – Не запрещай себе мечтать! Марина Цветаева ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ /если есть время/ Замените определительные предложения причастными оборотами В цистернах, которые стояли на станции, был бензин. Состав сопровождали проводники, которые были одеты в специальные огнезащитные комбинезоны. Несколько цистерн, которые предназначались для химического комбината, поставили под разгрузку. Исправьте предложения. Правильно ли они построены? Как можно исправить? Заменить одно причастным оборотом Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид. Составить предложения по схемам УК слово+ который Сущ+где |
Автор разработки: Гульченко Светлана Владимировна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2218 | Загрузок: 249 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |