Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели урока: совершенствовать навыки определения грамматических признаков имен прилагательных, их использования в текстах; сформировать умения писать частицу не и приставку не с именами прилагательными; развивать интерес к учебе, к изучению русского языка. Задачи урока: проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное как часть речи»; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать внимание, тренировать слуховую память; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать внимание; тренировать слуховую память; воспитывать стремление к самосовершенствованию, умения детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Оборудование урока: учебник, дидактический материал, таблица «Не с любыми частями речи», колонка. Оформление помещения: на доске записаны лозунги «Часть речи прилагательное - очень увлекательное», «Думай неспешно - ответишь успешно». Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Актуализация опорных знаний. Ребята, сегодня у нас очередной урок русского языка. Я надеюсь, что пройдет интересно, а главное - поучительно. Мы повторим то, что знаем, и, конечно же, сделаем новые открытия. В этом нам помогут знания, умения, хорошее настроение и девиз нашего урока «Думай неспешно - ответишь успешно». Давайте послушаем стихотворение Часть речи есть чудесная, Такая самостоятельная! Расскажу я с нею, Мамочка какая: Добрая, красивая. Нежная, родная. Папа самый сильный И, конечно, смелый. Братик очень вредный, Хитрый, неумелый. А щенок забавный, Неуклюжий, милый Надо поскорей ему набраться силы! Ребята, обратите внимание на структуру стихотворения. Три - четверостишия. Давайте вместе дополним первое четверостишие и определим о какой части речи идет повествование в этом стихотворении Часть речи есть чудесная, Такая самостоятельная! Зовется очень просто Имя прилагательное. Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего предыдущего урока? Назовите имена прилагательные. 1 ученик выходит к доске и маркером в тексте подчеркивает имена прилагательные (комментированно). Скажи, пожалуйста, имя прилагательное, каким членом предложения является? Как графически выделяется? Какие еще грамматические признаки имени прилагательного вам известны? Запишите в тетрадях число. Что нового мы узнали об имени прилагательном на прошлом уроке? На какие разряды имена прилагательные делятся по значению? А сейчас я вам предлагаю послушать песню и выписать имена прилагательные, определить их разряд. Запишем в тетрадях. Выборочный диктант. Повторяю задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные, определите их разряд по значению. Пропала собака Висит на заборе, колышется ветром (2 раза) Бумажный листок Пропала собака (Зраза) По кличке Дружок. ' Щенок белоснежный Лишь рыжие пятна (2 раза)И кисточкой хвост. Он очень занятный (2раза) Совсем еще глупый Доверчивый пес. А теперь проверим, на сколько внимательно вы поработали с песней. Бумажный - относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет. Белоснежный, рыжие - качественные, значение - цвет. Занятный, глупый, доверчивый - качественные, внутренние качества. Ребята, послушайте текст. Сорока и заяц - Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! - Нет, сорока, все равно плохо! - Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги! - Нет, сорока, невелико счастье. - Вот бы тебе, косой, да рысьи когти! - Нет, сорока, что мне клыки да когти! - Душа-то у меня все равно заячья! -Что представляет собой текст? (диалог) -Вспомните, как пунктуационно оформляются реплики диалога, расставьте пропущенные знаки препинания. -Какое отношение этот диалог имеет к теме нашего предыдущего урока? Я приглашаю вас на пунктуационную разминку. Назовите имена прилагательные, определите их разряды по значению, (лисьи, волчьи, рысьи, заячья - притяжательные имена прилагательные) -Что было задано на дом? Прочитайте качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Какие литературные источники вы использовали? Я приглашаю вас на орфографическую пятиминутку. Задание. Исправить ошибки в написании. Исправленный вариант записать, (предложения записаны на доске) Итак, проверь себя. Самопроверка Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Непечь кормит, а руки. Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение. Не знакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась не искренность. А теперь объясним написание. Определим орфограмму, выделим ее графически (коментированно) Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Не печь кормит, ( а ) руки. Это не досада, не злость. не страх, ( а ) просто недоумение. Незнакомец посмотрел на нос и отвернулся. Во всех ее словах и поступках чувствовалась неискренность. III. Работа над темой урока. Физминутка. Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Повторим еще раз (данное упражнение стимулирует работу легких) Давайте попробуем объяснить написание этих слов.(устно, слова записаны на доске) Неряшливый, не деревянный, неширокая речка, не широкая, а узкая речка, вовсе не широкая речка. Назовите имена прилагательные. Давайте сравним эти прилагательные с существительными. Есть ли что-то общее в написании не с существительными и не с прилагательными. Сегодня мы узнаем, как пишется не с прилагательными. Что общего в написании не с существительными и не с прилагательными? Чего раньше не знали? Запишем тему нашего урока. Давайте сформулируем правило, а затем определим: слитно или раздельно. 1) не употребляется без не: неряшливый; 2) при возможности подобрать синоним: неширокая речка (узкая); 3) если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая речка; Это правило сообщает учитель. 4) если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается местоимениями и наречиями (вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько): вовсе не широкая речка. Работа с таблицей «Не с любыми частями речи» 1.Определить, может ли употребляться прилагательное без не Да, может Нет, не может. Вывод: пиши слитно (неряшливый) 2. Установи, есть ли противопоставление ( с союзом а) Нет Да, есть. Вывод: пиши раздельно ( не широкая, а узкая речка) 3. Определи, есть ли при прилагательном слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Нет Да, есть Вывод: пиши раздельно (вовсе не широкая речка) 4. Выясни, образует ли прилагательное с не новое слово.( подбери синоним без не или близкое по значению выражение) Нет, не образует Вывод: пиши раздельно (не деревянное окно) Да, образует Вывод: пиши слитно(неширокая речка(узкая)). Записать в тетрадь эти слова и словосочетания. Обратите внимание на обозначение орфограммы. Работа по учебнику. Упражнение 180. Рассмотрите таблицу. -Какие общие с правописанием имен существительных моменты вы можете отметить? -Что кажется вам новым? IV. Тренировочные упражнения. Работа в группах Ребята, сидящие на первом ряду, запишите слова, которые без не не употребляются. Ребята, сидящие на втором ряду, запишите слова с приставкой не. Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный. Проверим Первый ряд Не употребляются без не прилагательные: небрежный, неистощимый, неслучайный, неуклюжий, ненастный, непроглядный. Второй ряд Слова с приставкой не Невеселый (грустный, печальный, мрачный); неглубокий ( мелкий); необычный (странный); невежливый (грубый). Разберем по составу слова с приставкой не. Работа с учебником Упражнение 181. Задание: выписать только прилагательные с не, объяснить правописание. Отнюдь не близкий; неразлучные друзья; не робкий, а смелый; ненастный день; не большой, а маленький; вовсе не маленький; невинный поступок. V.Итоги урока Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке. Но мы не завершаем разговор об этой увлекательной части речи. Мы узнаем еще много интересного и научимся правильно писать имена прилагательные. А сейчас, я прошу вас, ребята, подумать и ответить, что сегодня на уроке вам понравилось, а что нет, что нового вы узнали, что поняли. Ваши впечатления я прошу записать на елочных игрушках и ими, после ваших ответов, мы украсим нашу елочку (каждый ученик выходит к доске, встает около елочки, читает свой ответ и закрепляет свою игрушку на елочке) Спасибо. VI.Домашнее задание Откройте дневники, запишите домашнее задание. Оно индивидуальное. 1. Аким, выполни, пожалуйста, упражнение 182 из учебника, стр.79. 2. Миша, Эрвин, Тимур, Джевер, выпишите из учебника литературы 5 предложений с прилагательными, которые употребляются с не. З.Всём - выучить теоретический материал учебника; стр. 78-79. Вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. Объявление оценок. Вопросы есть? Урок окончен, до свидания! |
Автор разработки: Максутова Куртсултан Шевкединовна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 986 | Загрузок: 244 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |