Главная » Разработки уроков » Русский язык

Лингвистическая игра - соревнование «Праздник цвета и цветов». (Обобщение изученного материала по теме «Имя прилагательное»)

Цели. Закрепление знаний морфологических признаков имени прилагательного;  развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся;  воспитание любви к прекрасному.

Оборудование. Компьютер, мультимедиа-проектор, магнитофон, обобщающая таблица «Имя прилагательное»; класс украшен цветами, дети в нарядах, соответствующих по цвету каждой группе: красный, желтый, синий).

Тип урока. Игра-соревнование (обобщение).

ХОД УРОКА

І. Организационный этап

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

Зрительное и слуховое восприятие

Проекция №1 на экран (на фоне мелодии вальса П.Чайковского из балета «Щелкунчик»):

Учитель:                Дыхание розы возносит душу,

Ромашка просится в венок,

Звенит колокольчик... Слушай,

Что говорит тебе каждый цветок!

Цветы украшают нашу жизнь, дарят нам незабываемые мгновения прекрасного настроения, восхищения, радости, счастья.

Сообщение темы урока, задач

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – «Праздник  цвета и цветов» (записали в тетради число, тему). Нам предстоит закрепить и обобщить пройденный материал по теме «Имя прилагательное», став участниками интересной лингвистической игры. Для участия в соревновании вы заранее разделились на три команды, соответственно цвету одежды (желтый, красный, синий) и цветам  (названия команд «Тюльпан», «Роза», «Фиалка»).

Примечание: команды разноуровневые.

Проверка домашнего задания

«Тюльпан» - загадки о цветах
 «Роза» - загадки о цветах, основанные на признаках загадываемого предмета
 «Фиалка» - стихотворение о любимом цветке с использованием изобразительно-выразительных средств

(см. Приложение 1)

Разминка

Учитель: Немного из истории цветов.

*Голландия создала тюльпанам скандальную историю: в Амстердаме и сейчас стоит дворец, купленный некогда за 3 тюльпанные луковицы. *Римляне расплачивались бочками с золотом за доставку и приобретение африканских роз.

*Немецкие садовники в честь поэта Гёте вывели сорта фиалок черного, красного и голубого цветов.

Проекция №2 на экран:

                I                           II                                   III

Символы:

огонь, любовь, счастье, доверие, солнце, верность

Задание

 Выберите по два символа, которые точнее всего характеризуют ваш цветок (I- счастье, солнце; II- любовь, огонь; III- верность, доверие), запишите.

IY.  Обобщение и систематизация знаний

Представление команд

Задание

Учитель: Каждый участник  команды представит себя цветком, скажет о себе  комплимент, используя имена прилагательные (см. Приложение 2)

Практическая работа

Учитель:  Красота цветов в цвете. Но в природе почти не существует «чистого» цвета, преобладают оттенки.

Задание (письменно)

а) составьте синонимический ряд, фиксирующий различные оттенки цветов;

б) составьте сложные прилагательные, обозначающие оттенки качества  основного цвета своей команды.

(Желтый – золотистый, янтарный, лимонный, канареечный, шафранный; светло – желтый; светло-желтый.

 Красный – багровый, багряный, малиновый, алый, пунцовый, пурпурный, огненный, пламенный, рубиновый; ярко – красный.

Синий – васильковый, кобальтовый, сапфировый, бирюзовый небесный, лазурный; бледно-синий).

Работа с текстом

Проекция №3 на экран:

Дорога привела нас к (не) высокому обрыву. За обрывом в (серо) сизом дыму стоял (не) проглядный листве…й лес. Листья казались (не) зеленые, а (серебря…но) серые. Лес тянулся (не) широкой полосой.

     Вдали виднелось озеро. У самой воды выглядывали из зарослей мяты (не) винные (голубо) глазые незабудки.

«Тюльпан» - выписать слова, относящиеся к орфограмме «Правописание сложных прилагательных.

«Роза» - выписать слова, относящиеся к орфограммам «НЕ с именами прилагательными», «Правописание Н и НН в именах прилагательных».

«Фиалка» - списать текст, выделить орфограммы.

Самоконтроль.

Проекция №4 на экран:

Дорога привела нас к невысокому обрыву. За обрывом в серо-сизом дыму стоял непроглядный лиственный лес. Листья казались не зеленые, а серебряно-серые. Лес тянулся неширокой полосой.

     Вдали виднелось озеро. У самой воды выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки.

Игра «Комплимент»:

а) «Тюльпан» - сказать комплимент, используя прилагательные с основой на шипящий (пахуч, хорош, пригож, блестящ, свеж, красив);

- рассказать правило о правописании Ь в кратких прилагательных.

б)  «Роза» - используя качественные прилагательные, описать аромат роз (душистый, пряный, тонкий, нежный, сладкий, пьянящий, например: розы нежный аромат душистее меда)

- чем отличаются качественные имена прилагательные от относительных?

в) «Фиалка» - сравнить цветок-даму и цветок-кавалера, используя прилагательные в сравнительной степени стройнее, изящнее, изысканней, ароматнее, наряднее…, чем…)

- рассказать о простой и составной форме сравнительной степени качественных имен прилагательных.

Творческая работа

Задание. Подпиши фотографию, используя  имена прилагательные

Проекция №5 на экран:                      

             (Красочный фестиваль цветов в Голландии)

Проекция №6 на экран:  

(Необозримые тюльпанные поля Голландии))

Проекция №7 на экран:

(Когда синее небо упало на землю)

Y. Рефлексия. Подведение итогов урока

Игра «Продолжи предложение»

Проекция №8 на экран:

Сегодня на уроке мы…

*повторили…

*узнали…

*восхищались…

*сделали вывод…

Учитель:  Наш «Праздник цвета и цветов окончен» (оценка работы команд).

Одна за другой прошли перед вами полосы красок во сто крат прекраснее небесной радуги. Мир, в котором мы живем, разноцветен и чудесен, берегите его.

Чтение стихотворения С. Есенина ( на фоне музыки П. Чайковского «Вальс цветов»)

Учитель:    Воздух прозрачный и синий, выйду в цветочные чащи.

                   Путник, в лазурь уходящий, ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом, садом в цветении диком,

Ты не удержишься взглядом,чтоб не припасть к гвоздикам!

Лугом пройдешь, как садом.

YI. Домашнее задание

- Написать отзыв (заметку в газету) о «Празднике цвета и цветов».

Приложение к уроку

1.Проверка домашнего задания

Загадки

Желтые                      На лугу у той дорожки, что идет к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке, белый с желтеньким глазком.

Я его сорвать хотела, поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела и жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Я похож на ромашку, только в желтенькой рубашке.

                                   Я на клумбе невысок, называюсь (ноготок).

Звать его нам нечего, он и сам придет;

                                   Расцветет доверчиво прямо у ворот

                                   Солнцем залитой (лютик) золотой.

 Красные                Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

                                   Мы – однофамильцы с железными гвоздями (гвоздики).

Четыре ярко-красных блестящих лепестка

И зернышки в коробочке у этого цветка (мак).

На кустах в саду растет, запах сладкий, словно мед,

                                   Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками (розы).

Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с маленькими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими алыми (гвоздиками).                              

Синие                        То фиолетовый, то голубой

                                   Он на опушке встречался с тобой.

                                   Названье ему очень звонкое дали,

                                   Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик).

                                    Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал – веселых, голубых.

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок (незабудки).

Колосится в поле рожь, та во ржи цветок найдешь.

Хоть не красный он, а синий, все на звездочку похож (василек).

Стихи

Желтые                      Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого!

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

И как только поседел, вместе с ветром улетел.

Красные                    Поглядите, поглядите, что за красный огонек?

                                   Это дикая гвоздика новый празднует денек.

А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок:

«До утра! До новой встречи» - и погасит огонек.

Синие                        У нас в палисаднике возле терраски

                                   Растут голубые анютины глазки.

                                   Анютины глазки, анютины глазки,

                                   Они распускаются быстро, как в сказке.

2.Цвет и цветы:

Желтый -      лютик, одуванчик, роза, георгин, ноготок, тюльпан, нарцисс,

мимоза, хризантема, ромашка.

Красный -   мак, роза, гвоздика, пион, герберы, гладиолус, тюльпан, астра, георгин.

Синий -   подснежник, василек, фиалка, пролесок, незабудка, колокольчик, лен, дельфиниум.

Лингвистическая игра - соревнование  «Праздник цвета и цветов». (Обобщение изученного материала по теме  «Имя прилагательное»)

Скачать конспект (397.6 Kb)



Автор разработки: Клейменова И. В.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 783 | Загрузок: 190 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя прилагательное

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»