Главная » Разработки уроков » Русский язык

Написание сложных прилагательных

Цель: Сформировать навыки слитного и дефисного написания имён прилагательных; тренировать слуховую память, творческую активность; воспитывать интерес к изучаемой теме.

Тип: усвоение знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, схема, репродукция картины В. Поленова «Мартовский дворик», дидактический раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая зарядка:

 - Здравствуйте, ребята! Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь! Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь! А теперь с хорошим настроением начнем наш урок

II. Актуализация опорных знаний.

Пиши правильно!                                                   Говори правильно!

Стеклянный, деревянный, оловянный,            украинский, красивее, удобнее,

ветреный, безветренный, русский,                            интереснее, скучнее, умнее.

парчовый, ландышевый.

Беседа: 1). К какой части речи относятся данные слова?

                      2). Назовите в первом столбике слова-исключения?

                      3). На какие орфограммы написаны три последних слова в первом

                             столбике?

                      4). Назовите лишние слова во втором столбике? Почему?

III. Мотивация обучения.

- Сегодня мы с вами продолжаем пребывать в царстве-государстве Русский язык, в котором живут разные части речи. И поселились они на большом-пребольшом острове, имя которого «Морфология». Самую большую территорию занимает Имя Существительное. Оно, по словам В.В.Виноградова, дирижер симфонического оркестра.

Второе место занимает Глагол. Придет черед, о нем вы узнаете в 7 классе. А вот третье место по праву отведено Имени Прилагательному, которое живет по соседству со своим другом Именем Существительным. Много мы знаем о них, об их дружбе.

- Что они имеют общее? (род, число, падеж).

Это все называется морфологическими признаками.

Но они имеют общее и в правописании одной орфограммы.

Об этом мы узнаем на нашем уроке.

- Как вы напишите слова: диван-кровать, телефон-автомат, стенгазета, железобетон, теплоход, юго-запад? 

IV. Сообщение темы, цели урока.

 V. Изучение  нового материала.

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала, составление схемы (коллективная работа, у доски способная ученица).

Алгоритм – схема

Сложные прилагательные

         через дефис                                                                 слитно

- цвет или оттенки цветов:                                - из словосочетаний:                           (светло-розовый);                                        лесопильный – лес пилить;

- от сложных имен существительных:      - от  существительных,  которые северо-запад – северо-западный;                    пишутся слитно:

- слово и слово (можно вставить союз и):    водопровод – водопроводный

русско-английский (русский и английский)

- повторение слов:

веселый – веселый

      2. Озвучивание схемы: составление сообщения на лингвистическую тему.

VI. Применение теоретических знаний на практике.

1. Работа с учебником: выполнение  упражнения 213.

Задание: рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Московский дворик», подберите к выделенным словам сложные прилагательные, запишите их и объясните написание.

2. Творческая работа.

1) Задание: проиллюстрировать словесными рисунками данную миниатюру:

«Великолепный ковер», «Имя прилагательное», «Яркий и сложный узор»  на тему «Прилагательное - разноцветная поляна».

2) Чтение ученицей Кулик Татьяной авторского стихотворения.

РОМАШКА И РОЗА

В саду росло цветов немало: пион, нарциссы и тюльпаны.

Но красивей всех была прекрасна розочка одна.

Сияла, как звезда, средь сада, ароматом всех пленяла,

Но никого к себе не подпускала шипами острыми, как жало.

Однажды похвалы она не услыхала, и очень ей обидно стало.

Поэтому она других цветов ругать не перестала:

«Вы только посмотрите на себя! Как расфуфырены пионы!

А листья гладиолуса торчат и так нелепы, долговязы!

Вы всех ужасней…»

С утра пришел садовник в сад, полил цветы холодною водою,

И заболела роза наша так, что не могла пошевелить своей листвою.

В саду еще росла скромная ромашка.

Ей было розу очень жаль.

Она нагрела ей воды в ладошках,

Оборвала пару ярких лепесточков, напиток сделала.

Аромат слышан был за три версты.

Но роза говорит: «Уйди, мне не нужно твоё вниманье,

И к бархатному платью моему не смей ты прикасаться».

Однако молчаливая ромашка  все же настояла на своём:

Напоила  розу чаем  своих волшебных лепестков.

И ожила тогда красотка, и у людей бывает так:

Простая, милая девчонка  подарит миру добрый знак.

 3) Беседа: О чем стихотворение вашей одноклассницы? Какова его основная мысль?

(Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие всегда видны, и слова их колются, как колючки роз).

Задание: Выписать название цветов, подобрать к ним  определения, выраженные прилагательными, обозначающими их характер и цвет, употребляя изучаемую орфограмму:

тюльпаны – завистливые;  ярко-красные, приветливо-алые;

гладиолусы – нелепые; долговязые; бледно-розовые;

нарциссы – молчаливые; лимонно-желтые;

пионы – безвкусные; светло-розовые;

роза – обидчивая, капризная; нежная, прекрасная, великолепная; душисто- ароматная, надменно-пурпурная, манерно-пурпурная;

ромашка – незаметная, молчаливая, добросердечная, доброжелательная, милосердная, белоснежная;

одуванчики – воздушно-прозрачные;

васильки – нежно-голубые.

3. Составление «ассоциативного куста».

Задание: Рассматривая данные схемы: «Человек и его черты», «Человек и его внешность», объясните лексическое значение сложных прилагательных и их

правописание.              легкомысленный

благоразумный                                                           любознательный

[Овал: ЧЕЛОВЕК (его черты)]

добродушный                                                             гостеприимный

жестокосердный                                                             доброжелательный

                                         целеустремленный

широкоплечий                розовощекий                           остроносый

[Овал: ЧЕЛОВЕК (внешность)] чернобровый                                                                      кареглазый

                                                                                     синеглазый

круглолицый

узкоглазый                            лупоглазый                          сероглазый         

   4.Беседа:

- Какие из названных качеств человека вы считаете положительными? Подберите к ним синонимы: любознательный – (пытливый); благоразумный – (рассудительный, разумный); гостеприимный – (радушный); добродушный – (мягкий, добрый, незлобливый); доброжелательный – (готовый помочь, содействовать благополучию других). 

- Какие из названных качеств человека вы считаете отрицательными?

Подберите к ним антонимы: легкомысленный –(серьёзный ), жестокосердный – (сердечный, жалостливый), доброжелательный – (злобный).

5.Географический диктант (опережающее задание выполнила способная ученица).

Донбасс – лучезарный край, восход Украины. На севере, северо-востоке, юге он граничит с Россией. Наш Перевальский район расположен в юго-западной части Луганской области.  Мой родной поселок Комиссаровка - юго-западная часть Перевальского района. Наша школа находится  в юго-восточной части посёлка.  

6. Распределительный диктант

слитно                                                      через дефис

древнегреческий                                      черно-белый

двадцатиметровый                                   русско-французский

трехъярусный                                          плодово-ягодный

летописный                                              фруктово-овощной

пищеварительный                                    северо-западный

7. Самостоятельная работа по вариантам (карточки).

I вариант.

(Древне) русский язык, (черно) белый телевизор, (бело) снежная сорочка, (темно)коричневый костюм, (светло)волосый юноша, (добродушно) насмешливый взгляд, (научно) популярный журнал, (вагонно) паровозный парк, (вагонно) ремонтный завод. 

II вариант.

(Миро) любивое государство,  (светло) серый комбинезон, (голубо) глазый мальчик, (военно) инженерное училище, (древне) русское искусство, (земле)ройная машина, (корабле)строительный факультет, (железно) дорожный вокзал, (взлетно) посадочная полоса, (юго) западный район.

8. Составление словарного диктанта по вопросам:

- Какие языки мы изучаем? Запишем название словарей (русско-украинский, украинско-русский, англо-русский, русско-английский)..

- Какие стили речи вы знаете? (Официально-деловой, научно-популярный, художественно-публицистический).

- Какого цвета флаг нашего государства? (Желто-синий).

VII. Подведение итогов.

а) – Итак, какова была цель нашего урока, и достигли ли мы ее?

- Что мы узнали?

- Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Когда – через дефис?

VIII. Оценивание.

б) Как вы оцениваете работу класса?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Что понравилось или не понравилось на уроке?

ІХ. Домашнее задание: выучить параграф 29, страница 93; выполнить упражнение 211, 212 (по выбору учащихся); написать сочинение на лингвистическую тему: «Ох, уж это имя прилагательное!» (задание для одаренных детей)

Написание сложных прилагательных

Скачать конспект (28.8 Kb)



Автор разработки: Максюченко Валентина Александровна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 951 | Загрузок: 219 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя прилагательное

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»