Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель урока: изучить правила правописания н, нн в именах прилагательных; формировать умения находить и объяснять с помощью правил соответствующие орфограммы; развивать навыки орфографической зоркости, языкового чутья, навыки выразительного чтения; продолжать формировать навыки ведения диалога и монолога, развивать лингвистические и литературные способности школьников; воспитывать творческое воображение учащихся, читательскую культуру. Оборудование: учебник «Русский язык», опорный конспект « н, нн в суффиксах имен прилагательных», сигнальные карточки, иллюстративный материал, раздаточный дидактический материал по данной теме. Что за прелесть эти сказки! А.С.Пушкин Ход урока Организация класса. Речевая разминка. Приветствие – диалог. - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте! - Улыбнувшись, мы друг другу сказали. - Это значит на капельку солнца прибавилось в мире! - Это значит на капельку счастья прибавилось в мире! - Это значит на капельку радостней сделалась жизнь! В.Солоухин 2.Систематизация сведений об имени прилагательном, полученных на прошлом уроке. - Какое задание должны вы были выполнить дома? ( Написать сказку, историю об имени прилагательном и его грамматических признаках) - Но особенно мне понравились сочинения … (Названные ученики читают свои рассказы). - Основная мысль этого сочинения? О каких особенностях имени прилагательного мы узнали? 3.Мотивация учебной деятельности. - Кто из вас любит сказку? (Обращаюсь к эпиграфу). Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказку. На нашем пути встретятся самые различные трудности, которые мы должны преодолеть. И вместе со мной по неведомым дорожкам вас поведут моя помощница --Сказительница – (словарно-семантическая работа). Что обозначает это слово? ( обращаемся к словарю Ожегова С.И.) Сказительница.(включаю музыку). - В некотором царстве, замечательном государстве жили-были предметы. Царь решил построить для своих подданных дворец. Пригласил он строителей. С радостью они приехали. А звали тех строителей: Ян, Ин, Ан, Енн, Онн. Построили они все вместе прекрасный дворец, посадили вокруг него диковинные цветы и решили отпраздновать это событие, поэтому приглашают нас с вами, ребята, на этот необыкновенный праздник. Учитель. Но прежде чем отправиться, мы должны познакомиться с законами, по которым они живут, узнать их тайны, научиться разгадывать их и применять в своей работе. 4. Работа в тетрадях. Запись даты, темы урока, вида работы. Формирование умения применять новое правило. Осмысление его. На доске опорный конспект: н + нн н енн онн исключение: стеклянный, оловянный, деревянный. ин н ан ян ценный - цена, зеленый - зелена. Дети читают схему после того, как ее объяснил учитель. - На нашем пути встретилось первое препятствие. Чтобы преодолеть его, вы должны обращаться к опорному конспекту, вспомнить героев сказок, с которыми вы познакомились на уроках мировой литературы. 5. Совершенствование орфографических навыков. Словарный сказочный диктант. Учитель показывает предметы, учащиеся образуют словосочетания: прилагательное + существительное. Телефонный разговор ( Джани Родари "Сказка по телефону"). Проверка написанного задания. Ученики читают словосочетания, объясняют орфограммы и называют сказки, где встретились эти предметы. 6.Творческая работа ( развитие творческого воображения). Сказательница: Мы познали тайны суффиксов имен прилагательных. И по песчаной дорожке, по каменным ступеням подходим к дверям замка, где на страже стоят оловянные солдатики. Я взмахиваю волшебной палочкой…, и двери открываются. Входим в огромный зал, где накрыты праздничные столы с разными заморскими блюдами. И чего здесь только нет!.. Но чтобы попробовать все это, надо выполнить следующее задание. Учитель: На доске записаны слова: Руслан, клюква, Оля, Прежде, чем сесть за стол, гостеприимные хозяева Артур, лимон, курица, должны пригласить за стол. Катя, ножки, гусь, утка, петух. Культура общения: -Пригласите гостей за стол так, чтобы им было приятно ( учащиеся приглашают за стол). Придумать два предложения, образуя имена прилагательные от записанных слов. Постарайтесь записать такие предложения, чтобы "слюнки потекли" у гостей. 7.Перевод с украинского языка на русский. ( Появляются гонцы с указом). - Ребята, на торжественный прием прибыли послы из разных государств. Послы читают Указ. Указ его Величества Имени прилагательного. Перевести словосочетания с украинского языка на русский. Кто справится с заданием, будет приглашен на веселый праздник. А кто нет – у того голова с плеч! Послы читают текст и спрашивают учеников перевод, дают оценку. Урочиста зустріч, скляна ваза, лебедина пісня (переносное значение), екскурсійна подорож, мужній вчинок. 8.Искусство говорения. Выразительное чтение сказки по ролям с грамматическим заданием. Сказательница: В давние времена перед гостями устраивали рыцарские турниры, театральне представления. Кружковцы написали нам сказку, и сей час мы ее увидим и услышим. ( На парте каждого ученика лежит текст). Вызванные учасники читают сказку. На столе лежат предметы для инсценирования: очки, книга, брошь, ковпак. Есть сценарий, есть артисты, слушаем сказку… Сказка "Подарки Белоснежке" Советы режиссерам: прочитать сказку выразительно по ролям, стараясь передать характер героев. Если затрудняются, какую орфограмму вставить, обратиться к опорной схеме. Желаю успеха! Поздней осен…ей ночью вернулись с соколи…ой охоты хозяева – семь гномов. Как только сели они за обеде…ый стол, так сразу увидели спящую Белоснежку. Обрадовались ей и решили сделать подарки. - Я подарю ей драгоце…ое ожерелье, - сказал старший гном. Второй захлопал в ладоши, воскликнул: - А я украшу ее платье серебр…ной брошкой. - У меня есть кожа…ая сумочка, - она ей очень пригодится! - Я с удовольствием расстанусь со стари…ой книгой с картинками, - важно промолвил гном – умник. Проснувшись, Белоснежка поблагодарила за це…ые подарки. И самый младший гномик заиграл на гли…яной дудочке, и все начали танцевать с прекрасной Белоснежкой, тихо притопывая деревя…ыми башмачками и в маленьком домике стало тепло, уютно и радостно. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. - Что бы вы подарили гостям? 9. Работа с сигнальными карточками. Наблюдение. Ученики читают из сказки предложение с орфограммой. Дети поднимают сигнальные карточки. н – красный свет, нн – зеленый цвет. 10. Подведение итогов урока. Обобщение умений и навыков. Сказательница: - Мы закончили необыкновенное путешествие в сказку и вернулись в свой класс. Учитель: - Благодарю за помощь Сказательницу ( ставлю оценку за помощь). - Ребята, все испытания вы прошли с честью, молодцы. - О какой же тайне в правописании суффиксов имен прилагательных вы узнали? - Но есть еще одна тайна: вам надо запомнить слова и записать в тетрадь: ветреный день, безветренная погода. Объясняю значение. 11. Мотивирование оценок. 12. Задание на дом. 13. Вручение подарков. У нас на уроке были гости. Вручим подарки. Дети дарят рисунки из сказок. На обратной стороне написаны пожелания. |
Автор разработки: Рябко Алла Николаевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1051 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |