Главная » Разработки уроков » Русский язык

Правописание н, нн в суффиксах имен прилагательных

Цель урока: изучить правила  правописания н, нн в именах прилагательных; формировать умения находить и объяснять с помощью  правил соответствующие орфограммы; развивать навыки орфографической зоркости, языкового чутья, навыки выразительного чтения; продолжать формировать навыки ведения диалога и монолога, развивать лингвистические и литературные способности школьников; воспитывать творческое воображение учащихся, читательскую культуру.

Оборудование: учебник «Русский язык», опорный конспект « н, нн в суффиксах имен прилагательных», сигнальные карточки, иллюстративный материал, раздаточный дидактический материал по данной теме.

                                                                         Что за прелесть эти сказки!

                                                                                       А.С.Пушкин

                                                 Ход урока

Организация класса.

Речевая разминка. Приветствие – диалог.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Улыбнувшись, мы друг другу сказали.

- Это  значит  на  капельку солнца прибавилось  в мире!

- Это  значит  на  капельку  счастья  прибавилось в мире!

- Это  значит  на  капельку  радостней  сделалась  жизнь!

                                                            В.Солоухин

 2.Систематизация сведений об имени прилагательном, полученных на прошлом уроке.

      - Какое задание должны вы были выполнить  дома? ( Написать сказку, историю об имени прилагательном и его грамматических признаках)

      - Но особенно мне понравились сочинения …

                                            (Названные ученики читают свои рассказы).

      - Основная мысль этого сочинения? О каких особенностях имени прилагательного мы узнали?

3.Мотивация учебной  деятельности.

      - Кто из  вас любит сказку? (Обращаюсь к эпиграфу).

         Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказку. На нашем пути встретятся самые различные трудности, которые мы должны преодолеть. И вместе со мной по неведомым дорожкам вас поведут моя помощница  --Сказительница – (словарно-семантическая работа).

         Что  обозначает это слово? ( обращаемся к словарю Ожегова С.И.)

Сказительница.(включаю музыку).

      - В некотором царстве, замечательном государстве жили-были предметы. Царь решил построить для своих подданных дворец. Пригласил он строителей. С радостью они приехали. А звали тех строителей: Ян, Ин, Ан, Енн, Онн. Построили они все вместе прекрасный дворец, посадили вокруг него диковинные цветы  и решили отпраздновать это событие, поэтому приглашают нас с вами, ребята, на этот необыкновенный праздник.

Учитель.

Но прежде чем отправиться, мы должны познакомиться с законами, по которым они живут, узнать их тайны, научиться разгадывать их и применять в своей работе.

4. Работа в тетрадях. Запись даты, темы урока, вида работы.

Формирование умения применять новое правило. Осмысление его.

    На доске опорный конспект:

                                 н +  нн

                 н              енн

                                 онн

    исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

                                  ин

                  н             ан

                                  ян

                                  ценный  - цена,

                                  зеленый  - зелена.

   Дети читают схему после того, как ее объяснил учитель.

  - На нашем пути встретилось первое препятствие. Чтобы преодолеть его, вы должны обращаться к опорному конспекту, вспомнить героев сказок, с которыми вы познакомились на уроках мировой литературы.

5. Совершенствование орфографических навыков.

    Словарный сказочный диктант.

Учитель показывает предметы, учащиеся образуют словосочетания: прилагательное + существительное.

Телефонный разговор ( Джани Родари "Сказка по телефону").
 Соломенный бычок ( русская народная сказка).
Румяное яблоко ( "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, " Молодецкие яблоки", "Иван-царевич и серый волк").
Оловянный солдатик (Г.К. Андерсен).
Гусиные перья ( раньше сказки писали перьями).
Соловьиные трели (Г.К. Андерсен "Соловей").
Барабанная дробь ( Г.К.Андерсен "Огниво")

Проверка написанного задания.

Ученики читают словосочетания, объясняют орфограммы и называют сказки, где встретились эти предметы.

      6.Творческая работа ( развитие творческого воображения).

      Сказательница:

Мы познали тайны суффиксов имен прилагательных. И по песчаной дорожке, по каменным ступеням подходим к дверям замка, где на страже стоят оловянные солдатики. Я взмахиваю волшебной палочкой…, и двери открываются. Входим в огромный зал, где накрыты праздничные столы с разными заморскими блюдами.

   И чего здесь только нет!.. Но чтобы попробовать все это, надо выполнить следующее задание.

Учитель:

             На доске записаны слова:

Руслан, клюква, Оля,                       Прежде, чем сесть за стол, гостеприимные  хозяева

Артур, лимон, курица,                     должны пригласить за стол.

Катя, ножки, гусь, утка, петух.        Культура общения:

                                                            -Пригласите гостей за стол так, чтобы им было приятно

                                                             ( учащиеся приглашают за стол).

Придумать два предложения, образуя имена прилагательные от записанных слов. Постарайтесь записать такие предложения, чтобы "слюнки потекли" у гостей.

7.Перевод с украинского языка на русский.

 ( Появляются гонцы с указом).

   - Ребята, на торжественный прием прибыли  послы из разных государств.

    Послы читают Указ.

     Указ его Величества Имени прилагательного.

     Перевести словосочетания с украинского языка на русский. Кто справится с заданием, будет приглашен  на веселый праздник.

      А кто нет – у того голова с плеч!

      Послы читают текст и спрашивают учеников перевод, дают оценку.

      Урочиста зустріч, скляна ваза, лебедина пісня (переносное значение), екскурсійна         подорож, мужній вчинок.

8.Искусство говорения.

Выразительное  чтение сказки по ролям с грамматическим заданием.

Сказательница:

В давние  времена перед гостями устраивали рыцарские  турниры, театральне представления.

Кружковцы написали нам сказку, и сей час мы ее увидим и услышим.

              ( На парте каждого ученика лежит текст).

Вызванные учасники читают сказку. На столе лежат предметы для инсценирования: очки, книга, брошь, ковпак.

Есть сценарий, есть артисты, слушаем сказку…

Сказка

"Подарки Белоснежке"

Советы  режиссерам:  прочитать  сказку  выразительно  по  ролям, стараясь  передать характер   героев.           

Если   затрудняются, какую орфограмму  вставить, обратиться  к  опорной схеме.

Желаю успеха!

     Поздней  осен…ей  ночью  вернулись  с  соколи…ой   охоты  хозяева – семь  гномов. Как  только  сели  они  за  обеде…ый  стол, так  сразу  увидели  спящую  Белоснежку. Обрадовались  ей  и  решили  сделать  подарки.

- Я  подарю  ей  драгоце…ое   ожерелье, - сказал  старший  гном.

Второй  захлопал  в  ладоши, воскликнул:

- А  я  украшу   ее  платье   серебр…ной   брошкой.

- У  меня  есть  кожа…ая   сумочка, - она  ей  очень  пригодится!

- Я  с  удовольствием   расстанусь   со  стари…ой   книгой   с  картинками, - важно промолвил  гном – умник.

Проснувшись, Белоснежка  поблагодарила   за  це…ые   подарки.  И  самый  младший гномик  заиграл  на гли…яной  дудочке, и все начали танцевать с прекрасной Белоснежкой, тихо притопывая   деревя…ыми   башмачками  и  в маленьком  домике стало тепло,  уютно  и  радостно.

  Тут и  сказке  конец, а  кто слушал  молодец.

- Что  бы  вы подарили  гостям?

9. Работа  с  сигнальными  карточками.  Наблюдение.

Ученики  читают  из  сказки  предложение  с  орфограммой. Дети поднимают сигнальные карточки.

   н – красный свет,

нн – зеленый цвет.

10. Подведение итогов урока. Обобщение умений  и  навыков.

Сказательница:

- Мы закончили необыкновенное путешествие в сказку и вернулись в свой класс.

Учитель:

- Благодарю  за  помощь  Сказательницу ( ставлю оценку за помощь).

- Ребята, все  испытания  вы прошли  с честью, молодцы.

- О  какой  же тайне  в правописании  суффиксов  имен  прилагательных   вы  узнали?

- Но есть еще одна тайна: вам  надо запомнить слова  и  записать  в тетрадь: ветреный день, безветренная  погода. Объясняю  значение.

11. Мотивирование оценок.

12. Задание на дом.

13. Вручение подарков.

  У нас на уроке  были гости. Вручим подарки. Дети  дарят  рисунки   из  сказок. На обратной стороне написаны  пожелания.

Правописание н, нн в суффиксах имен прилагательных

Скачать конспект (10.2 Kb)



Автор разработки: Рябко Алла Николаевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1051 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя прилагательное, Правописание н, суффикс

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»