Главная » Разработки уроков » Математика |
Цель. Ввести понятия квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения и приведенного. Научить учащихся отличать квадратное уравнение и его виды от других уравнений. Выработать умение находить коэффициенты квадратного уравнения. Развивать логическое мышление учащихся, память. Воспитывать культуру математической речи учащихся. Прививать интерес к математике. Тип урока: формирование знаний. Наглядность и оборудование: мультимедийная доска, листы с опорными конспектами. Структура урока. I.Организационный момент (1 мин) II.Проверка домашнего задания (2 мин) III.Формулирование темы и целей урока (1 мин) IV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся (4-6 мин) V.Формирование знаний (10-12 мин) VI.Формирование умений (10-15 мин) VII.Итоги урока (5 мин) VIII.Домашнее задание (3 мин) Ход урока I.Организационный момент. Проверка рабочих мест. Приветствие учеников. II. Проверка домашнего задания. Консультанты проверяют наличие письменного решения тестовых заданий № 3 с.182 (Учебник: Алгебра: учебник для 8 кл. общеобр.учеб.заведений/ Г.П.Февз,В.Г.Бевз.-К.:Зодіак-ЕКО,2008.-256с.) III. Формулирование темы и целей урока. Слайд 2 IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Слайд 3 Для успешного восприятия учащимися содержания учебного материала урока следует активировать их знания и умения выполнять тождественные преобразования целых выражений, определять корни уравнений с одной переменной, решать линейные уравнения с одной переменной и уравнения, которые к ним сводятся. Устно 1.Запишите в виде многочлена выражение: 1) (х-5)2; 2) (х+3)·(2-х); 3) у(2у3-у); 4) (а+6)·(4-а). 2.Решите уравнения: 1) х+5=0; 2) х-0,7=0; 3) 9а=0 4) ׀х׀=2; 5) в(в-4)=0; 6) х2-3=0; 7) 4х2+16=0; 8) ׀х+12׀=0; 9) (х+6)·(7-х)=0; 10) 13:у=2. 3.Задача. Длина стороны прямоугольника на 4 см больше его ширины. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 60 см2. Решение. На доске записывается уравнение: х·(х+4)=60; х2+4х-60=0. Вопросы классу: 1.Как называется данное уравнение? 2.Как его решить? V. Формирование знаний. План изучения нового материала
Слово учителя: Если ты услышишь, что кто-то не любит математику, не верь. Её нельзя не любить - её можно только не знать. Исторические сведения. Слайд 5-6 Задачи на квадратне уравнения впервые встречаются в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499г. Индийским математиком и астрономом Ариабхатой. Другой индийский ученый – Брахмагупта (VII в.) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следущее: «Как солнце блеском своим затмевает звёзды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задания». Задачи часто облекались в стихотворную форму. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары. Обезьянок резвых стая Власть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась, А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая… Сколько ж было обезьянок Ты скажи мне, в этой стае? Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратного уравнения. Квадратные уравнения умели решать вавилоняне около 2000 лет до н.э. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и полные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абаха», написанной в 1202 году, итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и впервые в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Виет знаменитый французский ученый по профессии адвокат. Итальянские ученые Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых XVI в.учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в.благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. 1.Определение квадратного уравнения. Коэффициенты квадратного уравнения. Слайд 7 Уравнение вида ax2 +ab+c =0, где х – переменная, а,b,c – некоторые числа, причем, а≠0, называется квадратным. Числа a, b и с – коэффициенты квадратного уравнения; a – первый коэффициент; b – второй коэффициент; c – свободный член. Примеры. 3х2 + 2х – 1 =0 – квадратное уравнение;
c = -1 – свободный член. 2.Неполные квадратные уравнения, его виды. Слайд 8 Если в квадратном уравнении хоть один из коэффициентов b или с равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным квадратным уравнением. Три вида неполных квадратных уравнений: 1.Если b =0, c≠0, то ах2 + с =0. 2.Если c=0, b≠0, то ах2 +bх=0. 3. Если b=0, c=0, то ах2 =0. Решение неполных квадратных уравнений. Первое уравнение решаем коллективно, второе уравнение решает первый вариант, а третье – второй вариант. Потом сводим решения в таблицу. 1. ах2+с=0. Перенесем слагаемое с в правую часть уравнения и разделим обе части на а (а≠0): а) Если – , то уравнение х2= имеет два корня: х1= ; х2= - . Или записывают еще так: х1,2 = . б) Если , то уравнение х2= корней не имеет ( корень квадратный из отрицательного числа не существует). 2. ах2+bx=0. Левую часть уравнения разложим на множители, вынесем общий множитель за скобки: x(ах+b)=0; отсюда: если произведение нескольких множителей равно нулю, то хотя бы один из них равен нулю. х=0 или ах+b=0 х=0 или х= Вывод: уравнение ах2+bx=0 имеет два корня: х1=0, х2= . 3. ах2=0. Обе части уравнения ах2=0 разделим на а ( а≠0), получим уравнение х2=0, имеющее единственный корень х=0. х2=0; х· х=0; если произведение нескольких множителей равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю, то есть х=0, следовательно, два одинаковых корня, равных нулю. 3.Приведенное квадратное уравнение. Квадратное уравнение, первый коэффициент которого равен 1, называется приведенным. ax2+bx+c=0; если а =1, то имеем уравнение: x2+bx+c=0. Любое квадратное уравнение можно свести к приведенному квадратному уравнению. Для этого необходимо разделить обе части уравнения на первый коэффициент, то есть а. - приведенное квадратное уравнение. Для решения приведенных квадратных уравнений пользуются теоремой Виета. Которую мы изучим немного позже. VI. Формирование умений. Устно
№ 870 (а,б), № 871(а,б), № 872 (а,б). Решение № 870 а) 16х2=0 б) – 4у2=0 х2=0 у2=0 х=0 у=0 Ответ: а) х=0; б) у=0. № 871 а) 2х2 – 8х=0 б) х2+3х=0 2х(х – 4)=0 х(х+3)=0 2х=0 или х – 4 =0 х=0 или х+3=0 х1=0 или х2= 4 х1=0 или х= - 3 Ответ: а) 0; 4; б) 0; - 3. № 872 а) х2 – 144=0 б) 9х2=64 х2= 144 х2= х1,2= ± 12 х1,2= ± = ± 2 Ответ: а) ± 12; б) ± 2 . VII. Итоги урока. Задание высвечивается на доске. По окончанию решения задания, ученики меняются тетрадями (работают в парах) и проверяют тестовые задания с помощью доски, на которой показаны правильные ответы. Тестовые задания. 1.Квадратным является уравнение: а) 1+х-х2=0; б) х2-х3+4=0; в) (7-х2)(2+х2)=0; г) х+9=2х. 2.Неполным квадратным является уравнение: а) х+6=0; б) х2-27=0; в) х2-3х3=0; г) х4=0. 3.Приведенным квадратным является уравнение: а) х2+2х-3=0; б) 45-7х+21х2=0; в) х+6-4х2=0; г)х+6х2=0. 4.Вставьте пропущенное число. Ответы. Слайд 12 1.а) 2. б) 3) а) 4) 24. Оценивание проводится с помощью смайликов. VIII. Домашнее задание. Слайд 13 Выучить теоретический материал урока. Читать § 19, № 867, № 869. |
Автор разработки: Носаченко Виктория Викторовна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 723 | Загрузок: 236 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |