Главная » Разработки уроков » Математика

Итоговый урок по теме: «Решение квадратных уравнений»

Цель:

  • Систематизировать, обобщить и расширить знания и умения учащихся по теме;
  • Способствовать формированию у учеников математических знаний как важной неотъемлемой составляющей общей культуры человека;
  • Развивать творческие способности учеников путем решения уравнений разными способами;
  • Развивать интуицию;
  • Воспитывать аккуратность.

Ход  урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация.

            Интеллигентный человек – это человек, который в том числе знает все о немногом и понемногу обо всем.

            Сегодня мы повторим изученный материал по теме: „Решение квадратных уравнений”. Умение решать квадратные уравнения еще в древности было вызвано потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков, и земляными работами военного характера, а так же это умение поможет при сдаче выпускных экзаменов за 9 класс, при решении показательных, тригонометрических, логарифмических уравнений на уроках алгебры и начала анализа в 10-11 классах.

            Эти знания вам пригодяться при тестировании для поступления и учебы в ВУЗах нетолько математической, технической и экономической направленности, но и в медицинских и естественно-гуманитарных.

            Например, некоторые задачи по географии, биологии, химии, физики решаются с помощью квадратных уравнений.

            По итогам анкетированич, многие из вас собираются получать образование в различных ВУЗах и после окончания их вам предстоит использовать полученные знания для участия в формирование инновационной среды нашей страны.

            А.П.Чехов сказал: „В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и мысли, и тело”. А девизом нашего урока я взяла слова Годфри Харди: „Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики”.

ІІІ.  Проверка усвоения учащимися изучаемой темы.

            Прежде, чем мы приступим к решению квадратных уравнений, повторим изученный материал.

  • Какое уравнение называют квадратным?

(уравнение вида ах2+bx+c=0, где х – переменная, а, b,с – числа, причем а≠0

числа  а, b,с – называются коэффициентами квадратного уравнения;

а – первый коэффициент

b – второй коэффициент

с – свободный член)

Например: 2х2+4х-8=0

  • Какое квадратное уравнение называется приведенным?

(Приведенным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1, т.е. а=1)

Например: х2+3х-10=0

  • Какое квадратное уравнение называется неполным?

(Неполным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов  b или с равен 0)

Например: х2+2х=0

ІV. НА   ДОСКЕ  ЗАПИСАНО УРАВНЕНИЕ:  2х2+х-3=0

Прежде чем начать решать уравнение, вспомним способы решения.

1 СПОСОБ

            Для решения квадратного уравнения необходимо вычислить дискриминант по формуле       D=в2-4ас

1)Если <0, то квадратное уравнение корней не имеет

  1. Если D=0, то квадратное уравнение имеет два равных корня, х12=  
  2. Если D>0, то квадратное уравнение имеет два разных действительных корня

    Решим уравнение:

   2х2+х-3=0

D=в2-4ас=1+24=25>0,   2п

2 СПОСОБ

            С помощью теоремы Виета.

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведения корней – свободному члену, т.е. если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

х2+рх+q=0, то х12=-р, х1 · х2=q

2+х-3=0

3 СПОСОБ

Свойство суммы коэффициентов квадратного уравнения

Утверждение 1. Если сумма коэффициентов квадратного уравнения  ах2+bx+c=0, где а≠0, равняется нулю, то ;  (х12 – корни уравнения)

Доказательство

Сначала докажем, что любое квадратное уравнение, коэффициенты которого удовлетворяют условию а+b+c=0, имеет корни, то есть D≥0.

Действительно,

D= b2-4ас= b2-4(-b-с)с= b2+4 bс=4с2=( b+2с)2≥0

Для любых b и с.

Поделим обе части данного уравнения на а≠о. Получим возведенное квадратное уравнение вида .

Найдем корни квадратного уравнения по теореме Виета:                                                                                            .

По условию а+b+c=0, ведь, b=-a-c=-(a+c). Это значить , что

Доказательство аналогичное доказательству утверждения 1.

22-3=0

Решение:

а-b+c= 7-9+2=0

а-b+c= 2+1-3=0

то есть, х1=1, х2=

4 СПОСОБ

Способ «перекидывания» коэффициентов

Рассмотрим квадратное уравнение

ах2+bx+c=0, где а≠0

Квадратное  уравнение имеет действительные корни, если D=b24ac ≥0  и по теореме Виета

Умножим обе части уравнения (*) на а, получим:          а2х2+bаx+cа=0

Пусть ах=у, тогда уравнение имеет вид:                            у2+bу+са=0          (**)

Оно имеет действительные корни, потому что его дискриминант такой же, как и уравнение (*). Тогда, найдя корни уравнения (**) по теореме Виета, получим корни уравнения (*):

(Во время решения коэффициент а умножается на свободный член, будто «перекидывается» к нему, поэтому этот способ назвали способом «перекидывания»).

Применяется, если корни уравнения у2-by+ca=0 удобно находить по теореме Виета.

Пример:

 

2+х-3=0

у2+у-6=0

у12=-1

у1·у2=-6

у1=-3, у2=2

5 СПОСОБ

Рассмотрим следующий способ решения квадратного уравнения  х2+px+q=0

V. ПРИШЛО ВРЕМЯ ОТДОХНУТЬ (под музыку)

                 Все знают, что лучший отдых – это смена деятельности. Сядьте удобнее, закройте глаза, постарайтесь взглянуть во внутрь себя. А теперь представьте льва – царя зверей – сильного могучего, уверенного в себе; спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Покажите это своей осанкой и выражением лица.

                 Этого льва зовут как каждого из вас. У него ваши глаза, руки, ноги, тело. У льва не бывает нерешенных задач, невыполненных поручений, ему все по плечу. Он все сможет, если захочет. Любая задача решаема, если знать нужный алгоритм решения; квадратное уравнение можно решить, если знать формулы корней; Лев – каждый из вас.

                 Посмотрите на меня мои гордые Львы, улыбнитесь мне своей царственной улыбкой и продолжаем набираться мудрости. Возвращаемся к решению уравнений приводимых к квадратным.

Ученик.

                 Я хочу поделиться своими наблюдениями. Девочкам это будет тоже интересно, Мужчины при встрече обмениваются рукопожатием. Рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встрече, проявляли свои миролюбивые намерения, снимая перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь, показывая тем самым, что так нет оружия. Рукопожатие может быть крепким, вялым, холодным, даже мокрым. А ведь должно оно быть теплым, с добротой.

                 Сегодня, 25 февраля, у нас в стране, в Киеве, проходит церемония инаугурации  Президента Украины В.Ф. Януковича.

                 Уже вчера в Киев стали прилетать иностранные гости для участия в празднике. Гостей в аэропорту встречали официальные лица Украины. При встрече они обменивались рукопожатием. А Вы знаете, я насчитала их 66. А сколько же было делегаций?

                 Задача решается просто алгебраически. Каждый из участников пожал (х-1) руку. Значит, всех рукопожатий должно быть х(х-1). Но надо принять во внимание, что когда первый человек пожимает руку второму, то второй пожимает руку первому и эти два рукопожатия следует считать за одно. Поэтому число пересчитанных рукопожатий вдвое меньше, нежели х(х-1). Имеем уравнение:

так как отрицательное решение (-11 человек) в данном случае лишено реального смысла, мы его отбрасываем и сохраняем только первый корень. В рукопожатии участвовало 12 человек, т.е. 25 февраля в Киев прибыло 12 делегаций.

Уравнения, степень который выше двух, иногда удается решить, введя некую переменную, Метод введения новой переменной позволяет легко решать уравнение четвертой степени, имеющие вид ах4+вх2+с=0.

Уравнение вида  ах4+вх2+с=0, где а≠0, являются квадратными относительно х2 и называются биквадратными уравнениям.

 № 1  Решим биквадратное уравнение.

4-10х2+1=0

для этого введем новую переменную, обозначив х2 через t.

x2=t

Получим квадратное уравнение с переменной t

9t2-10t+1=0

a=9, b=-10, c=1

D=(-5)2-9·1=25-9=16>0, 2 корня

VІ. Самостоятельная работа.

ТЕСТ

1

2-7х=0

1

2+5х=0

2

-2х2-х-12=0

2

Х2-4х-5=0

3

Х2-8х+12=0

3

2+4х+1=0

4

Х2=4

4

(х-2)х=0

5

Х2-х=0

5

2=0

6

2-16х+3=0

6

35х2+2х-1=0

7

-5х2=0

7

Х2-9=0

а) выпишите номера полных квадратных уравнений

б) выпишите коэффициенты а,b,с в уравнении  (2)

в) выпишите номер неполного квадратного уравнения, имеющего один корень

г) выпишите коэффициенты  а,b,с  в уравнении (1)

д) найдите дискриминант в уравнении (6)

е) найдите дискриминант в уравнении (3) и сделайте вывод о количестве корней.

ОТВЕТЫ  НА  ТЕСТ

а

2,3,6

а

2,3,6

б

а=-3, в=-1, с=-12

б

а=1, в=-4, с=-5

в

7

в

5

г

а=2, в=-7, с=0

г

а=3, в=5, с=0

д

Д=196

д

Д=144

е

Д=16>0, 2к

е

Д=4>0, 2к

VІІ.  Домашнее задание №347, №354.

VІІІ.  ИТОГ УРОКА. На уроке мы повторили определение квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения. Способы решений квадратных уравнений, способы решений уравнений, приводимых к квадратным.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агрономов Н.А. Об одном решении квадратного уравнения// Наука, М., 1989
  2. Роева Т.Г. Алгебра. Геометрия 9кл.// Учебное издание, 2002
  3. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 классов средней школы//1990
  4. Фадеев Д.К. Алгебра 6-8-М (Библиотека учителя математики) 1983
  5. Мерзляк А.Г. и др. Алгебра. Учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. Харьков гимназия, 2009
  6. Н.Гайбуллаев, И.Дырченко, Развитие математических способностей учащихся. Ташкент, «Укитувчи», 1987
  7. В.Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. Москва «Просвещение», 1990
  8. Я.И.Перельман. Занимательная алгебра. Наука, 1970.

Итоговый урок по теме: «Решение квадратных уравнений»

Скачать конспект (49.9 Kb)



Автор разработки: Клименкова Т. М.

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 842 | Загрузок: 250 | Комментариев: 0

Ключевые слова: квадратные уравнения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»