Главная » Разработки уроков » Русский язык

Повторение изученного о простом и сложном предложении

Цели:

повторить виды сложных предложений, их структуру и типы связи между частями сложного предложения;
на примере лирики Пушкина показать практическое использование простых и сложных предложений в речи;
формировать умение различать простое и  сложное предложение, использовать их в устной и письменной речи;
формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
способствовать эстетическому развитию учащихся, развитию их творческого воображения и мышления.

Речевая тема: «Поэзия А.С. Пушкина»

Оборудование: тексты для наблюдений, самопроверки и самостоятельной работы, мультимедийная презентация.

Ход урока.

І.Организационный момент.

ІІ.Мотивация учебной деятельности.

Вы любите музейные экскурсии? Сегодня я приглашаю Вас в гости к

А.С. Пушкину (слайд № 1).

Конечно, вы знаете о нём немало. У каждого, наверняка, есть своё любимое произведение поэта. Сегодня, я надеюсь, Пушкин откроется вам с новой стороны. Но мы будем не просто слушать и читать стихи поэта, но и проследим, как мастерски он использует богатые возможности русского языка.

ІІІ.Актуализация опорных знаний.

Мы с вами в Петербургском Пушкинском доме (слайд № 2). О нём вы прочитаете в тексте. Ваши задания к тексту:

подчеркните грамматические основы в предложениях, определите их структуру (простое или сложное предложение);
определите типы связи в сложных предложениях (союзная или бессоюзная);
определите главную мысль текста, запишите её, используя сложное предложение.

Бесценные сокровища.

Библиотека и рукописи А.С. Пушкина хранятся в Пушкинском доме в Петербурге. Небольшой полутёмный коридор отделяет хранилище личной библиотеки Пушкина от комнаты-сейфа, где находятся рукописи и рисунки поэта.

         Открывается стальная дверь – и мы оказываемся в большой высокой комнате, перегороженной металлическими стеллажами. В нынешнем здании Пушкинского дома когда-то была таможня, и в этой комнате хранилось золото, платина. Драгоценные камни. Сегодня здесь хранится бесценное национальное сокровище русского народа – рукописи Пушкина.

         Полки стеллажей невысокие, на каждой из них – лишь одна папка с несколькими автографами. Это предохраняет от порчи. Особые приборы поддерживают и контролируют температуру и влажность, а электрические рубильники во избежание пожара на ночь выключаются.

Примерные ответы учащихся.

Библиотека и рукописи А.С. Пушкина хранятся в Пушкинском доме в Петербурге.

В этом предложении одна грамматическая основа с двумя однородными сказуемыми, предложение простое.

Небольшой полутёмный коридор отделяет хранилище личной библиотеки Пушкина от комнаты-сейфа, где находятся рукописи и рисунки поэта.

Это предложение сложное, сложноподчинённое с придаточным предложением определительным, состоит из двух частей, связанных подчинительной связью. Во второй части – два однородных подлежащих.

Определение главной мысли текста.

«Я думаю, что главная мысль текста, – это бережное отношение к наследию Пушкина»

«Главная мысль текста в том, что русский народ сохраняет всё, что связано с творчеством поэта».

IV. Повторение изученного о простом и сложном предложении.

1.Давайте посидим вместе с поэтом у лукоморья и вспомним, какие герои там живут и действуют (слайд № 3). Я думаю, с синтаксической точки зрения вступление к поэме «Руслан и Людмила» вас удивит. Прочитайте предложение, определите его структуру (текст перед учениками на партах):

·         У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Предложение сложное, состоит из четырёх частей, связанных бессоюзной связью, первая, вторая и четвёртая части – неполные предложения.

·        Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Эта часть стихотворения состоит всего из одного предложения. Как вы думаете, почему поэт использовал такую структуру?

Предположительный ответ.

Когда в одном предложении много героев и действий, это создаёт динамику движения. Мы как бы наблюдаем за быстрой сменой картин.

Вы правы: всего двумя предложениями поэт создал неповторимый дух русского сказочного мира.

2.Сделайте синтаксический разбор предложений из статьи

Н. Добролюбова о Пушкине (по вариантам):

Пушкин первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга.
В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительно русский мир.

3.О языке произведений А.С. Пушкина писали многие его современники.

Предлагаю вам отзыв известного русского критика В. Белинского (текст у каждого ученика).  Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, затем проведите самопроверку и самооценку своей работы (ученикам даются критерии оценивания), через 3 минуты текст будет выведен на экран (слайд № 4).

4.Наша экскурсия продолжается, мы находимся в одной из комнат дома-музея А.С. Пушкина в Михайловском. Здесь представлены два женских портрета. На одном из них – Анна Керн, которой поэт посвятил стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (слайд № 5).

А через несколько лет русский композитор И. Глинка написал романс на стихи Пушкина и посвятил его дочери Анны Керн - Екатерине

(слайд № 6,7).

Послушайте романс в исполнении С. Лемешева. Выскажите своё мнение о том, какие чувства выразили поэт и композитор в произведении (письменно, используя разные виды предложений).

Предполагаемый ответ.

И Пушкин, И Глинка говорят в романсе о любви. Только Пушкин говорит о ней словами, а Глинка – музыкой. Они как бы дополняют друг друга. Душевные переживания поэта передаются композитору, потому что они оба любят.

         В моём рассуждении использованы простые и сложные предложения. Первое предложение простое, с двумя однородными подлежащими. Во втором, сложносочинённом, предложении две части, соединённые сочинительным союзом. Третье предложение простое. Последнее предложение сложноподчинённое с придаточным предложением причины, части его связаны подчинительным союзом.

5.Звучит романс «Я вас любил...» в исполнении И. Козловского.

Ещё один чудный образ, не перестающий волновать любителей русской поэзии более двух столетий, - Аннета Оленина. Фрейлина двух императриц, одна из звёздочек придворного небосклона, Аннета была украшением балов. Она имела успех в придворных спектаклях как актриса и певица.

Они встретились на балу. Аннета была в пышном белом платье, по которому разбросаны букеты роз; золотые локоны перехвачены бирюзовой короной, сделанной в модном греческом стиле (слайд № 8). По Петербургу поползли слухи, что Пушкин женится. Однако Оленина предпочла ему другого человека. Стихи, которые Пушкин посвятил княжне Олениной в 1829 году,  достойны её божественного облика. И в них мы чувствуем истинное божественное поклонение, всю красоту мужского чувства, робкого, нежного, грустного, восторженного, тоскующего и благодарного. А ведь в стихотворении всего два предложения (стихотворение "Я вас любил" на столах перед учениками). Исследуйте его с языковой точки зрения и скажите, как поэту удалось достигнуть такой глубокой эмоциональности.

Предполагаемый ответ.

Эффект достигается троекратным повторением слов «Я вас любил» в начале строк. Все предложения в стихотворении сложные, что даёт возможность наполнить их богатым смысловым и эмоциональным содержанием.

V. Закрепление материала.

Нашу экскурсию завершит посещение села Михайловского, с которым у поэта связано много радостных и печальных событий. Во время Великой Отечественной войны фашисты заминировали могилу

А.С. Пушкина, и наш земляк, лейтенант Старчеус, разминировал её и спас для потомков.

Самостоятельная работа (слайд № 9).

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки; сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения (текст у каждого ученика, после выполнения работы сдаются на проверку).

Михайловс(ь)кий парк для Александра Сергеевича Пушкина был любимым местом прогулок и источ(ь)ником вдохновения. Центром парка является еловая ал(л)ея  которая служ…ла в…ез(д)ной дорогой в уса…ьбу. Она р…зделяет парк на две равные ч…сти.

В парке много дорожек перес…кающих друг друга. Одна из них ведёт к прудам. В середине верхнего пруда «остров уед…нения» любимый уголок поэта.

К нему перекинут маленький горбатый мостик. Пруд обсажен с…р…бристой ивой и высокими соснами на верш…нах которых издавн… в…ют гнёзда птицы.

VI. Рефлексия.

         Продолжите предложение:

Пушкин писал стихи не только о природе, но и…
Язык Пушкина – это…
С именем поэта связаны…
Поэт любим народом, потому что…

VII. Дифференцированное домашнее задание:

составить пять предложений разной структуры о жизни и творчестве

 А.С. Пушкина;

выписать из стихотворений поэта предложения разной структуры, сделать их синтаксический разбор;
написать сочинение – миниатюру на тему: «…В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

Повторение изученного о простом и сложном предложении

Скачать конспект (1.11Mb)



Автор разработки: Черепанова Людмила Васильевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 309 | Загрузок: 40 | Комментариев: 0

Ключевые слова: простое предложение, сложное предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»