Главная » Разработки уроков » Русский язык

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова в предложении

  Цели урока

1) обобщить и систематизировать знания и умения по грамматической теме;

2) систематизировать знания учащихся об осложняющих элементах простого предложения;

3) совершенствовать навыки анализа и построения текста с однородными членами предложения, вводными словами и обращением;

4) совершенствовать умения выделять их в потоке речи, а также правильно употреблять знаки препинания в осложненном предложении;

5) систематизировать знания учащихся об осложняющих элементах простого предложения;

6) совершенствовать навыки анализа и построения текста с однородными членами предложения, вводными словами и обращением;

7) развивать мотивацию учебной деятельности, практические умения по применению знаний и аналитических способностей учащихся;

8) обеспечивать знание языка и формировать навыки применения полученных знаний,   вести воспитание гражданина;

9) воспитывать в детях доброе отношение к природе, к родному краю, чувство ответственности за все то, что нарушает экологию;

10) воспитывать людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны;

11) заинтересовать всем, что происходит в стране, формировать стремление к активному участию в современной жизни, к приобщению к решению экологических проблем;

12) продолжить формирование духовного мира подростков;

13) сформировать представление учащихся об изобразительно-выразительных возможностях и текстообразующей роли синтаксических конструкций;

14) продолжать воспитание речевых способностей, творческого мышления, внимания, памяти;

15) продолжать воспитание коммуникативности, совместной работы и сотрудничества;

16) воспитывать любовь, к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Тип: урок комплексного применения знаний

Форма: семинар

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение текстовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка

Ход урока

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей урока

    Сегодняшний урок пройдет в форме семинара, который будет  состоять из двух частей:        теоретической и практической части.

   ( Создать ситуацию, при которой учащиеся самостоятельно формируют задачи урока.)

      -Сформулируйте основную задачу нашего урока.

      (видеть в тексте осложненные предложения, оформлять их пунктуационно грамотно,                             обосновывать свой выбор, использовать в собственной речи)

       -Еще раз обратимся к формулировке темы урока и определим в ней ключевые слова.

(осложненное простое предложение, однородные члены предложения, вводные слова, обращение)

       -Итак, сегодня мы поговорим с вами о простом осложненном предложении.

3. Актуализация опорных знаний

Теоретическая часть

Объединение  класса в группы. Работа в группах. Презентация. Выступление спикеров.

1 группа «Однородные члены предложения»

2 группа «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

3 группа «Обращение»

4 группа «Вводные слова»

(Работа в группах. Составление обобщающих таблиц)

4. Работа по теме урока

Практическая часть

Взгляни на высохшие реки,

На вытоптанные цветы…

Какая убыль красоты!

Деревья,

            трава,

                        цветы

                                   и птицы

Не умеют сами защищаться.

Если погибнут они,

На планете мы останемся одни.

Неужели же выхода нету

Уберечь от несчастий планету?

Шум дубрав и течение рек?..

Мир отравлен и злобой, и газом.

Где ж он, твой божественный разум,

Человек, человек, человек?!

                                               Н.Старшинов           

-Мне нравится стихотворение Н.Старшинова

-Интересно, а вам понравится?.. Выразительно прочитайте стихотворение. О чем размышляет поэт? Какие именно слова вы выделите особо, что указывает вам на паузы и ритм стихотворения?

(построение

       деревья,

              трава,

                  цветы

                     и птицы

 многоточие

 вопросительные и восклицательные знаки

 обращение)

-Какие образы возникают в воображении читателя?

-Укажите  соответствующие формы выражения эмоциональных переживаний, чувств, которые испытывает автор стихотворения?

-Постарайтесь почувствовать и понять то настроение, которым оно пронизано.

( Эти стихи необычны. Они как бы распахнуты навстречу миру. Есть в них и удивительная мудрость, которая дается опытом и знанием жизни. )

-Какое отношение автора к природе? Что помогает понять авторское отношение к природе?

Определите тему, идею стихотворения.

-Найдите средства художественной выразительности.

-Найдите в тексте примеры предложений, иллюстрирующие наиболее типичные случаи употребления запятой при однородных членах предложения.

-Как однородные члены и обращение помогают автору привлечь внимание читателя к поставленной проблеме? Докажите свое мнение примерами из текста. Подчеркните орфограммы. Кто не пропустил ни одной орфограммы, поднимите руку.

Следующее задание выполним по вариантам (задание выполняется одновременно.)

1 Вариант

 Выпишите слова с орфограммой –н- и –нн- в различный частях речи из всего текста.  (вытоптанные, божественный, отравлен)

2 Вариант

 Найдите сказуемые в предложениях первой половины стихотворения, выпишите их и укажите время и наклонение глаголов

(взгляни – наст.вр., повел. накл.,

 не умеют защищаться – наст.вр., изьяв.накл,

 погибнут - буд.вр., изьяв.накл.,

 останемся – буд.вр., изьяв.накл.)

-К кому обращается автор? С каким призывом?

-Как оно выделяется при чтении?

-Как выделено обращение на письме?

Составьте схему предложения с обращением.

(Задание на доске.)

-Запишите ряд однородных членов, относящихся к сказуемому.

I вариант                                               II вариант                                 III вариант

взгляни                                          не умеют защититься                      отравлен

-Выделите в своей записи союзы и нарисуйте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1 вариант

Перестройте предложение так, чтобы при однородных членах предложения были обобщающие слова.

2 вариант

Перестройте предложение так, чтобы оно было осложнено вводным словом.

3 вариант

Проведите разбор по составу слова высохшие

Проведите морфологический разбор слова злобой

Проведите фонетический разбор слова цветы.

                                                     Словарная работа

  Экология (  гр. oikos – дом, родина    logos- слово )

1. Раздел биологии, изучающий  взаимоотношение животных, растений между собой и окружающей средой.

2. Раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

- Составьте ассоциативный ряд со словом экология.

( пример ассоциативного ряда.

 Экология - небо, ручей, подберезовик, муравей, роза, вода, защита, охрана, опасность.)

Групповые задания

 - Составьте словосочетания со словом экология.

 - Составьте осложненное предложение со словом экология

 - Подберите однородные и неоднородные определения к слову экология

Индивидуальные задания творческого характера ( карточка №1, карточка №2, карточка №3)

Карточка №1

Напишите сочинение-миниатюру «Если бы я был… (листиком, растением, дождем, морем)». Используйте однородные члены предложения, обращения, вводные слова.

Карточка №2

Рядом с дорогой, по которой вы идете в школу, растут деревья. Осенью они особенно красивы. Опишите одно из них, используя однородные члены предложения, обращения, вводные слова. (Можно в стихах). Эпиграфом могут послужить следующие стихотворные строки

 Осень-конкурс красоты,

 Желтизны и красноты

                                 О.Азимов

Карточка №3

Составьте диалог.

Побеседуйте с товарищами по таким вопросам:

-что значит разумное отношение к природе?

-в чем оно должно проявляться?

5. Подведение итогов

Выполнение теста

                                                                          Тест

                                                «Осложненное простое предложение»

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) однородными

2  Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) вводными

3  Обращение может быть распространенным:

а) да

б) нет

4 При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные:

а) да

б) нет

5  Место обобщающего слова в предложении:

а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами

б) обобщающие слова стоят только после однородных членов

в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

6  Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:

а) обращениями

б) вводными словами

в) подлежащим

7  Чаще всего обращения употребляются в

а) разговорной речи

б) в научном стиле

в) в официально-деловом стиле

8  Определите, каким является обращение

 Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное

б) распространенное

9  Определите, является ли выделенное слово вводным

 Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд

а) является

б) не является

10  Укажите значение вводного слова(словосочетания)

 Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

а) чувства говорящего

б) уверенность

в) источник высказывания

11  Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

 Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.

а) есть обобщающее слово

б) нет обобщающего слова

12  Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.

а) нет однородных членов

б) два однородных члена

в) три однородных члена

Выполнение теста. Самопроверка.

( Ключ

1в,2в,3а,4а,5в,6а,7а,8б,9а,10в,11б,12б.)

Обобщающая беседа

-Какие правила вы вспомнили, чтобы выполнить этот тест?

-По результатам проверочного теста сделайте вывод, насколько успешно вы усвоили данную тему, какие проблемы в знаниях у вас еще остались?

-Ответы каких учеников мы отметим сегодня на уроке?

6.Рефлексия

-Ребята, в чем  заключался смысл нашей работы на уроке?

-Где вы сможете применить полученные знания?

-Какие выводы вы сделаете лично для себя после этого урока?

-Узнали ли что-то новое?

-Хочется, ребята, что бы вы осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, но и величайшее сокровище, которым вы можете научиться владеть.

-Подумайте, достигли ли вы поставленной цели?

-Оцените свою работу, используя простое осложненное предложение.  Я начну первая. Бесспорно, я  получила истинное удовольствие от работы с вами и заканчиваю урок. Спасибо!

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова в предложении

Скачать конспект (12.1Kb)



Автор разработки: Куцопал Ирина Генриховна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 442 | Загрузок: 39 | Комментариев: 0

Ключевые слова: однородные члены, простое предложение, вводные слова, осложненное предложение, обращение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»