Главная » Разработки уроков » Русский язык

Простое предложение

Цели: формирование у пятиклассников учебной, коммуникативной, социальной  компетентностей в ходе систематизации и обобщения знаний по изученной теме, расширение кругозора, привитие интереса к научно-популярной и  познавательной литературе, формирование умений и навыков работы в группе.

Оборудование: «Энциклопедия для детей. Всемирная история»; иллюстрированный журнал для детей «Открой мир с Волли», выпуск № 1; таблички с названиями  команд «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ»; карточки с заданиями;  мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: системно-обобщающий.

Форма урока: урок-игра

Ход урока:

Мотивация учебной деятельности.

Организационный момент.
Объявление темы и целей урока, формы проведения (учащимся предлагается разбиться  на 4 группы в зависимости от того, в какое время года они родились, выбираются капитаны команд; каждая команда занимает свой стол).

Систематизация и обобщение знаний.

Разминка (фронтальное повторение основных понятий, изученных в теме). Используется приём «снежного кома».

         Каждая команда получает карточку с заданием, в котором требуется дать определения двум-трём понятиям. Здесь же оговариваются условия выполнения этого задания: 1) члены команды отвечают по цепочке, при этом каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому!

(Приложение № 1)

 Задание № 1 «В поисках смысловой законченности».

        В тексте определить конец предложений и поставить необходимые знаки препинания (каждой команде предлагается свой текст! Весь материал для этого упражнения использован из журнала «Открой мир с Волли»).

        На выполнение задания отводится 2 (3) минуты. Первой отвечает та команда, которая раньше всех справилась с заданием. После того, как команда ответила, на экран проецируется проверочный слайд (№№ 2-5).

        NB! Учитель следит за тем, чтобы все команды прекратили работу над упражнением и внимательно слушали отвечающего, т.к. следующее упражнение построено с учетом знания всех четырёх текстов.

(Приложение № 2)

Задание № 2. «Конкурс капитанов».

       Каждая команда составляет 3 вопроса по тексту, с которым работала, выполняя задание № 1 (по одному вопросу каждой команде-сопернице). Затем капитаны приглашаются к доске, а команды-соперницы задают им вопросы (каждый капитан в общей сложности должен ответить на 3 вопроса). Это могут быть вопросы по содержанию текста, по теме «Простое предложение», а также касающиеся правил орфографии или пунктуации.

        Оценивание: 3б. – если капитан дал правильный ответ

                                       самостоятельно;

                              2б. – если капитан использовал помощь команды;

                              1б. – если капитан ответил неправильно, но члены его

                                       команды дали правильный ответ.

Задание № 3. «Члены предложения».

       В предложенных текстах найти и подчеркнуть условными линиями:

               «Зима» - главные члены предложения;

               «Весна» - определения;

               «Лето» - дополнения;

               «Осень» - обстоятельства.

                       Для проверки этого задания можно использовать помощь

               компетентного жюри (из числа старшеклассников) или с помощью

               проверочных слайдов (№№ 6-9).   (Приложение № 3).

Игра «Верно или неверно?» (на внимательность).

       Учащимся предлагаются истинные и ложные утверждения. Все утверждения связаны с темой «Египет», которая звучала во всех текстах, используемых на уроке.

       За правильный и аргументированный ответ команде присуждается дополнительный балл.

       Утверждения:

Пирамиды были построены для того, чтобы служить гробницами для

фараонов.                                                                          (верно)

Ночью в сахаре очень жарко.                                          (неверно)
Мираж – это маленькое озеро в пустыне.                       (неверно)
Бедуины – это народы, живущие в Египте.                     (верно)
Каир – столица Египта.                                                    (верно)

Подведение итогов урока.

  Объявление и награждение команды-победительницы.
  Беседа:

В какое время года вы посетили бы Египет? Почему?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Где могут вам пригодиться эти знания?
Люди каких профессий используют эти знания в своей работе?
О чём бы вы ещё хотели узнать на наших уроках?

Домашнее задание.

      Представьте, что вы менеджеры по рекламе в туристическом агентстве «Зима» («Весна», «Лето» или «Осень). Какие страны мира вы пригласили бы посетить туристов зимой (весной, летом или осенью)? Попробуйте самостоятельно придумать рекламу.

      Помните, что главное требование к рекламе – максимум информации при минимуме слов.

Приложение № 1.  «Разминка»

                                           Команда «Зима»

 Дайте определения.

Что мы называем предложением?
Какие виды предложений по цели высказывания научились различать? Расскажите о них.

Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за

                отвечающим не должен повторять сказанного ранее;

                2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому!

                                           Команда «Весна»

Дайте определения.

Что мы называем грамматической основой предложения?
Дайте определения подлежащему и сказуемому.

Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за

                отвечающим не должен повторять сказанного ранее;

                2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому!

                                           Команда «Лето»

Дайте определения.

Какое предложение называется распространённым?
Расскажите о роли второстепенных членов в предложении.
Дайте характеристику дополнению, определению, обстоятельству.

Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за

                отвечающим не должен повторять сказанного ранее;

                2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому!

                                            Команда «Осень»

Дайте определения.

Расскажите о знаках препинания в конце предложений.
Когда между подлежащим и сказуемым в предложении ставить тире?

Приведите примеры.

Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за

                отвечающим не должен повторять сказанного ранее;

                2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому!

Приложение № 2. «В поисках смысловой законченности»

                                              Команда «Зима»

Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте

                необходимые знаки препинания.

Загадочные пирамиды

        Пирамиды  это огромные гробницы древние египтяне сооружали их для того, чтобы возвеличить своих фараонов в Египте существует около 90 пирамид некоторые из них настолько впечатляющи, что привлекают путешественников всего мира

                                              Команда «Весна»

Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте

                необходимые знаки препинания.

Большая пирамида Хеопса

       Самая известная среди египетских пирамид Большая пирамида Хеопса  построена она четыре с половиной тысячи лет назад как и другие пирамиды она была возведена на западном берегу Нила на её строительство ушло 20 лет  высота пирамиды – 147 метров внутри находится погребальная камера фараона размером с небольшой дом

                                              Команда «Лето»

Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте

                необходимые знаки препинания.

Сколько сокровищ!

         Когда фараон умирал, его тело мумифицировали и помещали в погребальную камеру  туда же укладывали вещи, которые могли понадобиться фараону в потустороннем мире в погребальных покоях хранились оружие одежда драгоценности статуи мебель и даже ванна

                                              Команда «Осень»

Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте

                необходимые знаки препинания.

Это интересно!

        Фараона хоронили в комнате, расположенной точно под вершиной пирамиды внизу сооружались каменные двери и лжекоридоры все эти хитрости должны были ввести в заблуждение воров, пришедших за сокровищами фараона однако все известные нам гробницы были ограблены

Приложение № 3. «Члены предложения»

                                              Команда «Зима»

Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условными линиями

               главные члены предложений.

Река Нил

        Нил – самая длинная река в мире. Его истоки находятся в Центральной Африке. А впадает Нил в Средиземное море.

       Большая часть египтян живет на берегах Нила: из него они берут воду для питья, стирки и орошения полей. В прошлом из-за сезонных дождей Нил каждый год выходил их берегов. Когда он возвращался в своё русло, вода оставляла за собой превосходную почву для сельского хозяйства.

                                             Команда «Весна»

Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией

               определения.

Сахара

        Большую часть территории Египта занимают две обширные и жаркие пустыни – Синайская и Сахара. Сахаре принадлежит много рекордов: это самая большая пустыня и самое жаркое место на Земле. Солнце светит там каждый день, однако ночи в пустыне очень холодные. Самая высокая температура, которую зарегистрировали в сахаре, достигла отметки + 58 С в тени.

                                              Команда «Лето»

Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией

               дополнения.

Вода, вода!

        Племя бедуинов научилось выживать в пустыне, в её суровых условиях. Они пасут стада овец и коз, переходя от одного озерца к другому. Иногда песок раскаляется так сильно, что начинает отражать солнечный свет. В результате голубое небо отражается на песке. У путника создаётся впечатление, что там есть вода. Это явление называют миражом.

                                              Команда «Осень»

Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией

               обстоятельства.

Жало на кончике хвоста

         Скорпионы прячутся в расщелинах скал, под камнями или в песке. Слой воска защищает их от жары в пустыне. Охотятся они по ночам, выпрыгивая из своей норы и нападая на насекомых и пауков. Если насекомое мечется, они протыкают их своим жалом, расположенным на кончике хвоста. Скорпион парализует жертву, впрыскивая ей смертельный яд.

Простое предложение

Скачать конспект (722.9 Kb)



Автор разработки: Коваленко Ольга Кирилловна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 474 | Загрузок: 187 | Комментариев: 0

Ключевые слова: простое предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»