Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сложные предложения с разными видами связи

ЦЕЛЬ:

-  проверить уровень сформированности синтаксических понятий;

-  углубить понятие о сложном предложении с разными видами связи, о разнообразнейших комбинациях в них;

-  закрепить пунктуационный навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

-  развивать личностную компетентность учащихся;

-  воспитывать любовь к музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема «Сложное предложение», приложение 1-4, аудиозапись «Времена года» А.Вивальди, романса Д.Шостаковича, музыкальной композиции Е.Доги.

ХОД  УРОКА

1.  Учитель

«Сложное предложение с разными видами связи» – так звучит тема нашего урока. Тема, без сомнения, непростая, но очень интересная. Она позволит не только углубить понятие о видах связи в сложных предложениях, но и рассмотреть разнообразнейшие комбинации в них.

Для начала обратимся к тексту. Возьмите приложение 1.

2.  Учитель читает текст (приложение 1)

(1)  Вы пришли в оперный театр, чтобы насладиться искусством. (2) Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме уже собрались музыканты. (3) Они настраивают свои инструменты, шум стоит невообразимый. (4) Возникает ощущение, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание, а ведь будут еще певцы-солисты, хор.

(5) Чтобы управлять большим музыкальным коллективом, существует дирижер.

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Весна»)

3.  Учитель

Сегодня вы выступите в роли музыкантов, а я – в роли дирижера. И как «дирижер» (учитель обращает внимание на запись на доске – французское diriger – управлять, направлять, руководить) прошу рассказать о сложном предложении, опираясь на известную вам схему.

  Приглашаю к доске учащихся-«солистов». Класс будет «хором». Задача «хора» – найти в тексте в нужный момент сложное предложение определенного вида.

4. Двое учащихся рассказывают о сложных предложениях, параллельно идет работа с текстом приложения 1 (учащиеся находят примеры бессоюзных и союзных сложных предложений, делают записи в тетрадях и на доске).

3 предложение  –  БСП  [  ], [  ].

2 предложение  – ССП   [  ], но [  ].

1 предложение  – СПП

 с какой целью?

[  ], чтобы (  ).

5 предложение  –  СПП

   с какой целью?

Чтобы (  ),  [  ].

5. Учитель

·  А что представляет собой 4-е предложение?

(Сложное предложение с разными видами связи)

·  В чем особенность подобных предложений?

(Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит. Эти части соединяются так же, как и простые предложения, - без союзов и с помощью союзов).

·  Укажите, из скольких и каких частей состоит 4-е предложение. Определите виды связи в нем.

6.  Учащиеся анализируют предложение, делают в тетрадях и на доске записи

4 предложение  –  СПП + простое

  какое?

[… сущ.], что (  ), а [  ].

  I ч.  II ч.

7.  Учитель

  Пора переключиться на приложение 2, в котором вам предлагается тестовое задание.

  Перед вами три сложных предложения с разными видами связи. Прочитайте их.

а) Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, который сделал это усилие.

б) Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, которые покоряют красотой, и этот мир открыт людям.

в) Слушать классическую музыку нелегко, она требует подготовленности, однако это не означает, что мир классической музыки недоступен.

·  Укажите предложение, в котором есть и бессоюзная, и союзная связь.  

  Составьте его схему. Комбинацию каких предложений мы здесь наблюдаем?

·  Что общего в строении предложений а и б?

  (Комбинация предложений одинаковая; отличаются предложения  

  расположением частей)

Записи в тетрадях и на доске

в)  Простое + простое + СПП

   чего?

[  ], [  ], однако [… гл.], что  (  ).

  I ч.   II ч.  III ч.

а)  Простое + СПП

   какой?

[  ], но [… сущ.], (который …).

 I ч.   II ч.

б) СПП + простое

  какими?

[… сущ.], (который …), и [  ].

  I ч.   II ч.

8.  Учитель

  Сложные предложения с разными видами связи широко используются в поэтической речи. Сейчас прозвучат стихотворения замечательных русских поэтов.

  (Учащиеся читают наизусть стихотворения К.Фофанова «Я знаю грусть…» и А.Ахматовой «Музыка» на фоне романса Д.Шостаковича)

9.  Индивидуальная работа учащихся (ученики, читавшие стихотворения, анализируют их синтаксис).

10.   Учитель

  Приготовьте приложение 3. Перед вами четверостишие. С ним связано следующее задание: прочитайте несколько раз стихотворные строки и запишите их по памяти. Составьте схему предложения. Укажите грамматические основы.

  Душа изныла от чужого горя,

  И сердце от чужой беды болит:

  Под темным сводом Домского собора

  Торжественная музыка звучит.

     Сергей Граховский

11.   Письмо по памяти

ССП + простое

[  ],  и [  ]:  [  ].

  I ч.  II ч.

·  Объясните постановку двоеточия в данном примере

12.   Учитель

  Четверостишие, с которым вы работали, – это первая строфа стихотворения Сергея Граховского «Реквием». Совсем недавно на уроке художественной культуры мы встречали это слово. А что оно означает?

  (Реквием – музыкальное произведение траурного характера)

  «Душа изныла от чужого горя…»

  Попробуйте представить, как болит душа матери, сын которой родился слепым…». Слепой музыкант» – так назвал свою повесть Владимир Короленко.

  Слепорожденный Петрусь, жизнь которого должна пройти в темноте, не замкнулся в себе, не ожесточился. Путеводной звездой в его жизни стало увлечение музыкой.

  Возьмите приложение 4. Предлагаю вашему вниманию отрывок из повести Владимира Короленко «Слепой музыкант», с которым будет связана самостоятельная работа.

  (Учитель читает отрывок из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на фоне музыкальной композиции Е.Доги)

(1) Он [Петрусь] никогда не прерывал музыканта, и только когда тот сам останавливался и проходило две-три минуты в молчании, немое очарование сменялось в мальчике какою-то странною жадностью. (2) Он тянулся за дудкой, брал ее дрожащими руками и прикладывал к губам… (3) Иохим располагал его пальцы по отверстиям, и хотя маленькая ручонка едва могла захватить эти отверстия, но все же он скоро свыкался со звуками гаммы. (4) При этом каждая нота имела для него как бы свою особенную физиономию, свой индивидуальный характер; он знал уже, в каком отверстии живет каждый из этих тонов, откуда его нужно выпустить, и порой, когда Иохим тихо перебирал пальцами какой-нибудь несложный напев, пальцы мальчика тоже начинали шевелиться.

13.  Подготовка к самостоятельной работе.

·  Укажите, учитывая тему урока, 4-е лишнее предложение.

·  Обратите внимание на 3-е предложение, в нем есть контрольный пунктуационный момент.

·  Почему между сочинительным союзом и и подчинительным союзом хотя не стоит запятая?

(После придаточного предложения есть союз но)

 Самостоятельная работа учащихся

I вариант  – анализ 1-го предложения

II вариант – анализ 3-го предложения

  Учащиеся с высоким уровнем учебных достижений анализирует 4-е предложение.

15.   Проверка самостоятельной работы

16.   Словарно-семантическая работа

  Гамма – последовательный ряд однородных, но многообразно-изменяющихся явлений, качеств.

  Музыкальная гамма – последовательность звуков в пределах одной октавы.

17.   Коммуникативно-ситуативное упражнение по развитию личностной компетентности

О музыкальных гаммах, октавах вы говорили на уроках музыки.

  В 9 классе нет уроков музыки… (записано на доске)

Продолжите предложение. Составьте небольшое высказывание о целесообразности или нецелесообразности уроков музыки в 9 классе.

18.   Проверка упражнения и индивидуальных заданий

19.   Подведение итогов урока

Сложные  предложения  с  разными  видами связи

Скачать конспект (27.4Kb)



Автор разработки: Абашкина Наталья Александровна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 385 | Загрузок: 39 | Комментариев: 0

Ключевые слова: сложное предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»