Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: углубить знания учащихся о категории рода имен существительных; - ознакомить с понятием о категории общего рода, об употреблении существительных общего рода в речи; - развивать творческие способности; - формировать уважение к другому человеку. Оборудование: учебник «Русский язык.6 класс».Е.В.Малыхина,2006. карточки, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока І.Мотивация. Слово учителя. Ребята, наш урок я хочу начать с интересного факта, который недавно открыли врачи. Они заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают различными болезнями. Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах, человек должен уметь переводить эмоции в словесный план. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» - писал известный поэт Федор Тютчев. Очень часто люди не могут найти общий язык только из-за того, что не умеют правильно выразить собственные мысли. Хотя еще В.Г.Белинский отмечал, что «русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых естественных понятий». И сегодня, ребята, я хочу, чтобы мы узнавали новое, разговаривали, выражали свои мысли, учились понимать себя и других. ІІ. Актуализация знаний. 2.1. Отметить верные утверждения (слайд 1-2): 2.2. Анализ ошибок. Код ответов (слайд 3): 2,4.6. ІІІ. Объявление темы и целей урока. IV.Работа над темой. 4.1. Слово учителя. Недавно моя подруга получила письмо от знакомого иностранца. Я прочту вам фрагмент этого письма. Хотя не прилично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения подруги.(слайд 6). 4.2. Обсуждение письма. - А что именно Майкл не знает? - Он не знает род имен существительных. 4.3.Давайте вспомним, что мы учили о роде имен существительных в 5 классе.Ответы учащихся. Род имен существительных. (слайд 7,8,9) 4.4Поправка текста в письме. 4.5. Фотодиктант. Определить род существительных на картинке, записать их в тетрадь, распределяя по колонкам согласно роду (cлайд 10). Сравни свои колонки с образцом (слайд 11). 5. Проблемный вопрос (слайд 10). Определите род существительных. 6.Слово учителя. Некоторые существительные с окончаниями -а (я) способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола. Это существительные общего рода, например: плакса, недотрога, ябеда, неряха, тихоня (слайд 13). В зависимости от пола обозначаемого ими лица эти существительные могут быть отнесены либо к женскому, либо к мужскому роду: маленькая плакса — маленький плакса, такой вредина — такая вредина, страшный неряха — страшная неряха. Кроме подобных слов, к существительным общего рода могут быть отнесены: 1) неизменяемые фамилии: Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго. 2) разговорные формы некоторых имён собственных: Саша, Валя, Женя. Имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи. 7. Развитие речи. Составить 2-3 предложения с существительными общего рода. V. Закрепление изученного материала. 5.1. Интерактивное упражнение «Работа в малых группах». Руководитель группы получает карточку с именем существительным. Необходимо подобрать прилагательное и определить род. Магистраль (широкая, прямая), вестибюль (уютный, просторный) Бандероль (заказная), инвентарь (садовый) Груздь (спелая, виноградная), рояль (новый, концертный) Ковыль (степной), лазурь (небесная) Мозоль (болезненная), вуаль (легкая) Янтарь (прозрачный), штемпель (почтовый) 5.2. Занимательная викторина. Учитель зачитывает краткое толкование существительных общего рода, а учащиеся отгадывают и записывают это слово в тетрадь. 1.Зачинщик ссор и драк (забияка). 2.Тот. кто любит сласти (сластена, лакомка). 3.Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой(левша). 4.Грубый, невоспитанный человек.(невежа). 5.Необразованный человек (невежда). 5.3.Интерактивный контроль. Найди лишнее слово в каждом ряду (слайд 14). 1. Носок, мозоль, георгин, помидор. 2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль. 3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь. 4. Обжора, рёва, балерина, разиня. 5.4.Самопроверка (слайд 15) - 1 – мозоль, 2 – гроздь, 3 – вестибюль, 4 – балерина. 5.5.Консультация, рефлексия. VI.Подведение итогов урока. Оценивание учебных достижений учащихся. VII.Домашнее задание. Выполнить Упр.68 на с.39. Провести исследовательскую работу. Сравнить род имен существительных в русском и украинском языке. Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Род имен существительных». |
Автор разработки: Антоненко Елена Валерьевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 800 | Загрузок: 215 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |