Главная » Разработки уроков » Русский язык

Не с именами существительными

Цель: усвоить правописание –не с именами существительными;

Повторить сведения о тексте, типе и стиле речи;

Совершенствовать свое умение применять изученное правило на практике;

Вырабатывать навык анализа собственных действий;

Формировать уважение к другому человеку.

Оборудование: учебник, таблица, карточки.

Ход урока

I.Мотивация

Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, а в засуху – дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза – зрительная память. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а шум остается в памяти. Это память уха – слуховая память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память. На уроке мы будем с вами тренировать и развивать разные виды памяти. Это так же обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли. Хорошая память – результата ваших собственных усилий.

II. Объявление темы и ожидаемых результатов.

III. Работа над темой.

3.1. Ознакомление с алгоритмом “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

(у каждого на парте).

IV. Закрепление изученного материала.

4.1.Интерактивное упражнение «Работа в группах».

Учитель. Сейчас, ребята, я прошу вас объединиться в группы по цветным карточкам, которые лежат у каждого на парте. На выполнение следующего задания вам дается 10 минут.  В своей группе вы должны выбрать спикера, который должен:

Зачитать задания группе.
Организовать порядок выполнения.
Предложить участникам группы высказываться по очереди.
Подвести итоги работы.
Определить ученика, который будет рассказывать о проделанной работе.

Секретарь:

Ведет записи результатов работы группы.
Записи ведет коротко и разборчиво.
Должен быть готов высказать мысли группы во время подведения итогов.

Посредник:

Следит за временем.
Помогает группе в работе.

Докладчик:

1.Четко выражает мысли группы.

2.Рассказывает о результатах работы группы.

Задания группам.

Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свой ответ.
Произведите орфографический разбор выделенных слов.
Проведите словообразовательный анализ слов недруги, пловец и ныряльщик.

Работа в группах: (задание на карточках)

Тюлень и белый медведь — недруги. Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. У тюленя не ноги, а ласты. Плавать под водой без воздуха он долго не может. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вот здесь, возле лунок, его и подстерегает белый медведь.

Белый медведь на снегу совсем не виден. Шуба его белая, как снег, лишь нос чёрный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Даже полынья во льдах не преграда для него. Прыгнет в ледяную воду и плывёт дальше до льдины. Ни мороз, ни холодная вода, ни непогода медведю не страшны. У него замечательная шуба.

4.2.Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму. Вспомните другие пословицы, в которых встречается - не с именами существительными.

Ученье свет, а (неученье - тьма)

Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)

Охота пуще (неволи)

Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

4.3.Интерактивное упражнение «Займи позицию».

Доска разделена на две части: слитно, раздельно.

Учитель: ваша задача определить слитное или раздельное написание –не с именами существительными и записать предлагаемое словосочетание на той части доски, которая относится к вашей позиции. Докажите свою позицию.

На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля; (Не)вежество; (не)долёт; показать (не)доверие, а сомнение; это (не) ветер; (не)разумность; (не)погода; (не)приятель, а знакомый; (не)дотрога; (не)лепость; (не) счастье, а беда; (не)годование; (не)друг; (не )друг, а враг; (не)достача; доказать не)виновность; далеко (не)красавица.

4.4.Подберите к первой группе слов синонимы – существительные с НЕ, ко второй антонимы – существительные с НЕ. Запишите их.

1.Враг, болезнь, ложь, плохая погода.

2.Вера, любовь, свобода, счастье.

4.5.Найди четвертое лишнее:

1.не правда, а ложь;

2. не друг, а враг;

3. не дом, а хижина;

     4.не счастье, а горе

V.Домашнее задание.

1.Учебник  упр.133  с.62.

2.Написать сказку на лингвистическую тему «Не с именами существительным»

VI. Подведение итогов урока. Оценивание учебных достижений учащихся.

Жизнь человека и его поступки настолько значимы, насколько глубоки его знания, насколько развиты умственные способности. Без знаний становятся мелкими интересы человека, его душа и он сам пустеют. Эта пустота постепенно убивает все истоки прекрасного, убивает стремления, мечты. Пополняйте свой запас знаний, совершенствуйте свою речь и язык и никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Не с именами существительными

Скачать конспект (55.6 Kb)



Автор разработки: Антоненко Елена Валерьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1228 | Загрузок: 223 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя существительное

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»