Главная » Разработки уроков » Русский язык

Имя существительное

Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; актуализация опорных знаний по теме «Имя существительное», применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», записи на доске, раздаточный материал, тестовые задания.

Виды работ: слово учителя, беседа, нахождение в тексте существительных, определение их синтаксической роли, распределительный диктант, работа с иллюстрациями, отгадывание загадок на определенное правило, повторение падежей существительных, морфологический разбор существительного, тестовые задания.

 

                              Ход урока

І. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим обобщающий урок-сказку по теме: «Имя существительное». Мы вспомним на уроке русскую народную сказку «Царевна-лягушка».

 - Назовите ее героев.

Это волшебная сказка. И наша сказка будет волшебной, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться. Своими правильными ответами вы поможете Ивану-царевичу.

 - Что же вы знаете, ребята, об имени существительном?

          ІІ. Обобщение изученного материала.

Путешествие по сказочному лесу

Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета:

Слезами горю не поможешь.

Риск – благородное дело.

Волков бояться – в лес не ходить.

Задание: записать эти предложения, найти в них существительные, подчеркнуть их как члены предложения.

Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

 - Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого надо вспомнить, какие имена существительные относятся к І,ІІ,ІІІ склонениям.

- Какие новые сведения мы еще узнали об имени существительном, которые не относятся к этим трем склонениям? (Разносклоняемые, несклоняемые).

- Помогите, ребята, Ивану-царевичу разобраться в склонениях существительных.

Распределительный диктант

Сказка, клубок, ночь, лес, помощь, товарищ, путь, герой, царевич, дочь, стрела, имя, книга, кино, тропинка, рожь, сундук, лягушка.

- Какие существительные не записали? (Путь, имя, кино).

Шуточная разминка

- Как нельзя говорить?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в суке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, закончилось оно.

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.

- Почему мы смеемся, слушая это стихотворение? А теперь послушаем опровержение:

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, и ни метро,

Ни кашне, и ни пенсне,

Ни шоссе, ни шимпанзе.

Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Задумался он: какое существительное селезень -      собственное или нарицательное? Что вы знаете о написании имен существительных собственных (примеры).

- Игра по вариантам:

І вариант -  «Я знаю 5 имен сказочных героев».

ІІ вариант – «Я знаю 5 названий сказок».

 4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц: «Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц – одушевленное или неодушевленное?»

 - Рассмотрите иллюстрацию на парте.

 - Выпишите имена существительные в две колонки (одушевленные и неодушевленные).

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась, загадки стала загадывать. А отгадки – все на одно правило: правописание –ь на конце существительных после шипящих. Запишите отгадки.

- Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).

         - Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).

         - Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь).

- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч)

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных. А вы знаете? (Стихотворение-напоминание «Падежи»).

 

Воскликнул именительный;

                                              - Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

- Того,- сказал

Родительный,-

Я не одобрю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

- Тому,- ответил

Дательный,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

- Того,- сказал

Винительный,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

- С тем,- заявил

Творительный,-

Я только лишь в ладу,

Который уважительно

Относится к труду.

- О том,- сказал

Предложный,-

Я предложу рассказ,

 Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Задание: выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».

Задание: выполнить морфологический разбор существительных.(Ів. – сундуке, ІІв. – смерть, у доски и на месте).

8. Чем же закончилась наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос дает имя существительное. Отгадайте его.

Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в существительном преподаватель.

Победитель

- Раз Иван-царевич победитель, значит, он сможет теперь выполнить и тестовые задания.

- Тестовые задания (по вариантам).

ІІІ. Подведение итогов урока

В нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения работы в тетради.

Имя существительное

Скачать конспект (127.7 Kb)



Автор разработки: Хандюкова Алла Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 774 | Загрузок: 251 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя существительное

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»