Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний Форма проведения: урок-путешествие Методы и приёмы: беседа, работа в группах, поисковые задания и упражнения, метод проектов. Средства обучения: ученик, тексты, задания для работы в группах, иллюстрации, фонограмма песни В.Высоцкого о горах, проектные задания. Ожидаемые результаты: учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические навыки работы в группе. Ход урока І.Организационный момент 1. Беседа - Что нужно сделать для того, чтобы урок принёс вам пользу и удовольствие? Приготовить учебные принадлежности; 2. Создание интриги Учитель - Сегодня мы совершим путешествие в горы, будем брать высоту за высотой, пока не покорим вершину. Покорение вершины - дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами, тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. На пути к вершине альпинисты делают остановки. Мы тоже будем делать остановки, чередовать теоретические вопросы с выполнением тренировочных упражнений. И ещё в горах необходимо соблюдать дисциплину. Альпинистам необходим врач. Я думаю, вы не будете возражать, если врачом у нас буду _____. Звучит песня В.Высоцкого о горах. ІІ. Объявление темы и цели урока -Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». ІІІ. Актуализация опорних знаний учащихся 1.Создание ассоциативного куста «Глагол» ІV. Работа над темой урока Покорение І высоты. Задание І. Разминка. Объяснить значение слова альпинист. Альпинист - горный турист. Фонетическая минутка Инсценировка диалога из русской народной игры «Гуси» с установкой на пра- вильное произношение звука (г). Слово учителя Страна «Глагол» огромна. Чтобы внимательно исследовать её,мы объединимся в 2 группы, которые проведут лингвистические наблюдения, но вначале мы повторим теоретический материал. Какая часть речи называется глаголом? Работа с текстом. Стихотворение «Не позволяй душе лениться» Не позволяй душе лениться Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Гони её от дома к дому Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. А ты хватай её за плечи, Учи и мучай до темна, Чтоб жить с тобой по- человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обв’язана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Задание: выписать глаголы, определить наклонения глаголов. 2. Покорение ІІ высоты. 1) «Разминка» - Какого вида бывают глаголы? - Как определить вид глагола? - Какие глаголы называются переходными, а какие - непереходными? 2) Презентация работ. Ученик подбирал к имени существительному солнце глаголы совершенного вида, иллюстрируя картинками, выполненными на компьютере. Ученики определяют вид прочитанных глаголов. Ученица подбирала к имени существительному дождь глаголы несовершенного вида, иллюстрируя картинками, выполненными самостоятельно. Ученики определяют вид прочитанных глаголов. 3)Лингвистическое наблюдение. Задание: записать предложения. Указать переходные и непереходные глаголы. Альпинисты взяли снаряжение и направились к горе. Альпинисты наломали хвороста и разожгли костёр. 3. Покорение ІІІ высоты. 1) «Разминка» - Какие глаголы назыаются возвратными? - Назвать времена глаголов. - Какие действия обозначают глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени? 2) Конструирование предложений. Задание: перестроить предложения так, чтобы невозвратные глаголы стали возвратными. Морская волна омывает берег. Потоки дождя размывают дороги. Распределительный диктант. Задание: предложенные глаголы распределить по временам. Пишу, прочитал, принёс, читаю, принесут, прочитаю, люблю, прикрыл, сберегу,вознёс, испёк, перекрашу… 4.Покорение ІV высоты. «Разминка» Появление мисс Орфографии. - Я посетила вас, чтобы узнать, как вы ориентируетесь в написании орфограмм, которые вы изучали в теме «Глагол». Повторение правил по написанию орфограмм проводится перед выполнением практических заданий. Презентация задания. Ученик зачитывает подобранные пословицы, в которых употребляются глаголы с орфограммой «Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа». Образовать глаголы повелительного наклонения от данных глаголов. Объ - яснить их правописание. Взять, встать, прочитать, лечь, спеть, сыграть, бросить… Определить орфограммы в данных словах: люб..ш?, сяд.?те, (не)верю, играй?те, гон..ш.., стел..ть, (не)доспал, верт..ш.., (не)знаю. Объяснить их написание. Покорение V высоты. Учитель. - Вот и закончилось путешествие. Нам надо возвращаться на землю. Но, чтобы вернутся, необходимо выполнить тесты, подготовленные учащимися. Презентация задания. Работа в группах. 2 ученика подготовили тестовые задания по теме «Глагол», которые выполняются в группах. Тесты по теме «Глагол» В каком из вариантов все глаголы изъявительного наклонения? а) Рисуй, рисовал бы, рисуйте; б) пишет, писал, пиши; в) играет, играл, будет играть; В каком из вариантов все глаголы стоят в прошедшем времени? а) читает, будет рисовать, играл; б) читал, играл, рисовал; в) играет, рисует, будет читать; 3.Какое слово не являются глаголом? а) ласковый; б) думаю; в) поддерживают; 4. В каком варианте не с глаголами пишется слитно? а) (не) уважать; б) (не) смотреть; в) (не) навидеть; 5.В каком варианте все глаголи совершенного вида? а) Читаешь, решать, рисуешь; б) узнавать, записывать, несу; в) прочитать, решить, сделать; 6.В каком из предложений глагол употреблен в прошедшем времени? а) Настанет время, ты подрастешь, попрощаешься со своим детством. б) Ты и не заметил, как наступала пора юности. в) Я люблю свой родной край. Тесты по теме «Глагол» 1.К I спряжению относятся глаголы: а) слышать, дышать, гнать; б) спешить, говорить, предложить; в) узнать, сделать, промокать. 2.Назвать группу глаголов, относящихся к простому будущему времени: а) буду смотреть, посмотрю, увижу; б) напишу, спишу, перепишу; в) рисовал, читает, покажет. 3.Группой глаголов условного наклонения является: а) сказал бы, нашел бы, увидел бы; б) следил, прыгнул бы, потерял бы; в) показал, поможешь, принес бы. 4.Г руппой слов, в которой не с глаголами пишется раздельно, является: а) (не) знать, (не) рвничать, (не) лгать; б) (не) навидеть, (не) говорить, (не) доумевать; в) (не) брать, (не) идти, (не) смотреть. 5.Группой слов, в которой в личных окончаниях глаголов пишется -е-, является: а) читают, рисуют, пишут; б) смотрят, любят, кричат; в) поют, лепят, учат. 6.Назвать группу глаголов, которые стоят в неопределенной форме: а) помогать, дышать, стоит; б) дарить, кормить, бояться; в) петь, лить, месит. 6. Рефлексия -Где вы сможете применять полученные знания? -Какой вид работы для вас был самым интересным и полезным? Учитель. -Вы на уроке писали, анализировали, рассказывали, выбирали, читали, повторяли; обобщали и систематизировали знания по теме «Глагол». Все задания выполняли дружно и старательно. -С помощью какой части речи я подвела итог работы? - С помощью глагола. |
Автор разработки: Ворона Ирина Васильевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 706 | Загрузок: 205 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |