Главная » Разработки уроков » Русский язык

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»

Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма проведения: урок-путешествие

Методы и приёмы: беседа, работа в группах, поисковые задания и упражнения, метод проектов.

Средства обучения: ученик, тексты, задания для работы в группах, иллюстрации, фонограмма песни В.Высоцкого о горах, проектные задания.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические навыки работы в группе.

Ход урока

І.Организационный момент

1. Беседа

    - Что нужно сделать для того, чтобы урок принёс вам пользу и удовольствие?

Приготовить учебные принадлежности;
во время урока внимательно слушать учителя и учеников;
быть доброжелательным и справедливым.

2. Создание интриги

Учитель

- Сегодня мы совершим путешествие в горы, будем брать высоту за высотой, пока не покорим вершину. Покорение вершины - дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами, тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением.

   На пути к вершине альпинисты делают остановки. Мы тоже будем делать остановки, чередовать теоретические вопросы с выполнением тренировочных упражнений. И ещё в горах необходимо соблюдать дисциплину.

   Альпинистам необходим врач. Я думаю, вы не будете возражать, если врачом у нас буду _____.

Звучит песня В.Высоцкого о горах.

ІІ. Объявление темы и цели урока

-Обобщение и систематизация знаний  по теме «Глагол».

ІІІ. Актуализация опорних знаний учащихся

1.Создание ассоциативного  куста «Глагол»

ІV. Работа над темой урока

Покорение І высоты.

     Задание І. Разминка.

Объяснить значение слова альпинист.

  Альпинист - горный турист.

Фонетическая минутка

Инсценировка диалога из русской народной игры «Гуси» с установкой на пра-

вильное произношение звука (г).

Слово учителя

Страна «Глагол» огромна. Чтобы внимательно исследовать её,мы объединимся в 2 группы,  которые проведут лингвистические наблюдения, но вначале мы повторим теоретический материал.

 Какая часть речи называется глаголом?
 Какие наклонения глаголов вы знаете?
 Какие действия обозначают глаголы изъявительного, условного, повелительного наклонений?

Работа с текстом. Стихотворение «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони её от дома к дому

       Тащи с этапа на этап,

        По пустырю, по бурелому,

        Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

       Освобождая от работ,

       Она последнюю рубашку

       С тебя без жалости сорвёт.

        А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай до темна,

        Чтоб жить с тобой по- человечьи

 Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обв’язана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Задание: выписать глаголы, определить наклонения глаголов.

  2. Покорение ІІ высоты.

     1) «Разминка»

- Какого вида бывают глаголы?

- Как определить вид глагола?

- Какие глаголы называются переходными, а какие - непереходными?

2) Презентация работ.

         Ученик подбирал к имени существительному солнце глаголы совершенного вида, иллюстрируя картинками, выполненными на компьютере. Ученики определяют вид прочитанных глаголов.

       Ученица подбирала к имени существительному дождь глаголы несовершенного вида, иллюстрируя картинками, выполненными самостоятельно. Ученики определяют вид прочитанных глаголов.

3)Лингвистическое наблюдение.

Задание: записать предложения. Указать переходные и непереходные глаголы.

 Альпинисты взяли снаряжение и направились к горе.

Альпинисты наломали хвороста и разожгли костёр.

3. Покорение ІІІ высоты.

1) «Разминка»

- Какие глаголы назыаются возвратными?

- Назвать времена глаголов.

- Какие действия обозначают глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени?

2) Конструирование предложений.

Задание: перестроить предложения так, чтобы невозвратные глаголы стали возвратными.

Морская волна омывает берег.

Потоки дождя размывают дороги.

Распределительный диктант.

Задание: предложенные глаголы распределить по временам.

Пишу, прочитал, принёс, читаю, принесут, прочитаю, люблю, прикрыл, сберегу,вознёс, испёк, перекрашу…

4.Покорение ІV высоты.

«Разминка»

Появление мисс Орфографии.

- Я посетила вас, чтобы узнать, как вы ориентируетесь в написании орфограмм, которые вы изучали  в теме «Глагол».

Повторение правил по написанию орфограмм  проводится перед выполнением практических заданий.

Презентация задания.

Ученик зачитывает подобранные пословицы, в которых употребляются глаголы с орфограммой «Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа».

Образовать глаголы повелительного наклонения от данных глаголов. Объ -

яснить их правописание.

Взять, встать, прочитать, лечь, спеть, сыграть, бросить…

Определить орфограммы в данных словах: люб..ш?, сяд.?те, (не)верю,                                        играй?те, гон..ш.., стел..ть, (не)доспал, верт..ш.., (не)знаю. Объяснить их написание.

Покорение V высоты.

 Учитель.

- Вот и закончилось  путешествие. Нам надо возвращаться на землю. Но, чтобы вернутся, необходимо выполнить тесты, подготовленные учащимися.

Презентация задания. Работа в группах.

 2 ученика подготовили тестовые задания по теме «Глагол», которые выполняются  в группах.

Тесты по теме «Глагол»

В каком из вариантов все глаголы изъявительного наклонения?

а)      Рисуй, рисовал бы, рисуйте;

б)      пишет, писал, пиши;

в)      играет, играл, будет играть;

В каком из вариантов все глаголы стоят в прошедшем времени?

 а)     читает, будет рисовать, играл;

б)      читал, играл, рисовал;

в)      играет, рисует, будет читать;

3.Какое  слово не являются глаголом?

а)      ласковый;

б)      думаю;

в)      поддерживают;

 4. В каком варианте не с глаголами пишется слитно?

а)      (не) уважать;

б)      (не) смотреть;

в)      (не) навидеть;

 5.В каком варианте все глаголи совершенного вида?

а)      Читаешь, решать, рисуешь;

б)      узнавать, записывать, несу;

в)      прочитать, решить, сделать;

6.В каком из предложений глагол употреблен в прошедшем времени?

а)      Настанет время, ты подрастешь, попрощаешься со своим детством.

б)      Ты и не заметил, как наступала пора юности.

в)       Я люблю свой родной край.

Тесты по теме «Глагол»

1.К I спряжению относятся глаголы:

а)      слышать, дышать, гнать;

б)      спешить, говорить, предложить;

в)      узнать, сделать, промокать.

2.Назвать группу глаголов, относящихся к простому будущему времени:

а)      буду смотреть, посмотрю, увижу;

б)      напишу, спишу, перепишу;

в)      рисовал, читает, покажет.

3.Группой глаголов условного наклонения является:

а)      сказал бы, нашел бы, увидел бы;

б)      следил, прыгнул бы, потерял бы;

в)      показал, поможешь, принес бы.

4.Г руппой слов, в которой не с глаголами пишется раздельно, является:

а)      (не) знать, (не) рвничать, (не) лгать;

б)      (не) навидеть, (не) говорить, (не) доумевать;

в)      (не) брать, (не) идти, (не) смотреть.

5.Группой слов, в которой в личных окончаниях глаголов пишется -е-, явля­ется:

а)      читают, рисуют, пишут;

б)      смотрят, любят, кричат;

в)      поют, лепят, учат.

6.Назвать группу глаголов, которые стоят в неопределенной форме:

а)      помогать, дышать, стоит;

б)      дарить, кормить, бояться;

в)      петь, лить, месит.

6. Рефлексия

-Где вы сможете применять полученные знания?

-Какой вид работы для вас был самым интересным и полезным?

Учитель.

-Вы на уроке писали, анализировали, рассказывали, выбирали, читали, повторяли; обобщали и систематизировали знания по теме «Глагол». Все задания выполняли дружно и старательно.

-С помощью какой части речи я подвела итог работы?

- С помощью глагола.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»

Скачать конспект (10.4 Kb)



Автор разработки: Ворона Ирина Васильевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 713 | Загрузок: 208 | Комментариев: 0

Ключевые слова: глагол

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»