Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: повторить умение по лексическому значению найти буквенную оболочку слова, повторить правописание слов с интернациональными морфемами; повторить понятие "фразеологизмы-синонимы"; познакомить с теми фразеологизмами, которые возникли из речи различных профессиональных групп (моряков, музыкантов, сапожников и т. д.). Ход урока I. Повторение. а) Восстановите буквенную оболочку слов с интернациональными морфемами по таким лексическим значениям (подсказка: значение подчеркнутых слов в лексическом значении соответствует интернациональной морфеме): ? - больница (клиника) с многими отделениями; б) Из данного списка выпишите фразеологизмы-синонимы: поминай как звали, лежать на боку, намять холку, только и видели, плевать в потолок, дать по шее, и был таков, наставить фонари, язык проглотить, и след простыл. ІІ. Чтение §33 и ответ на вопросы. а) Какие фразеологизмы возникли в сфере музыкантов? В сфере столяров и плотников? б) Укажите слово в устойчивом словосочетании, которое намекает на профессиональную сферу. Ответ: среда музыкантов - (играть первую) скрипку; - (задавать) тон. среда столяров и плотников - (без) сучка (и задоринки); - топорная (работа). в) Что значило слово "баклуши" в словосочетании "бить баклуши"? Из какой сферы вышел этот фразеологизм? Каково его лексическое значение в настоящее время? III. Задание для групповой работы. Найдите лексическое значение фразеологизмов и догадайтесь, из какой профессиональной сферы они вышли (§33, упр. №1). Запись. В час по чайной ложке - медленно (возникло у врачей). Сгущать краски - преувеличивать (возникло у художников). Стать на якорь - остановиться (возникло у моряков). На всех парусах - очень быстро (возникло у моряков). Трещать по швам - разваливаться (возникло у портных). В один голос - одновременно (возникло у музыкантов). Заварить кашу - начать непосильную работу (возникло у поваров). Два сапога пара - одинаковые в чем-либо (возникло у сапожников). На одну колодку - в равные условия (возникло у сапожников). Спускать на тормозах - прощать (возникло у железнодорожников). Подчеркните то слово во фразеологизме, которое подсказало вам источник его. IV. Итог урока. Оценивание удачных ответов. V. Домашнее задание. С 8-ю фразеологизмами из упр. №1 (§33) составьте предложения или рассказ. |
Автор разработки: неизвестный Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 662 | Загрузок: 215 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |