Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели урока. 1. Продолжить изучение фразеологизмов и признаков, характеризующих их. 2. Познакомить со сферой употребления фразеологизмов, их происхождением и ролью в языке. 3. Вырабатывать у школьников навыки умелого пользования фразеологизмами в повседневной речи. 4. Осуществлять межпредметные связи - доказать родство языков-братьев, русского и украинского, показать красоту их звучания, вызвать интерес и желание владеть ими в совершенстве. 5. Совершенствовать общеязыковые умения и навыки. 6. Воспитывать эстетический вкус и интерес к урокам русского языка, повышать речевую культуру учащихся. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник, печатные тетради для подготовки к тематической аттестации, фразеологические словари. Ход урока I. Организационный этап. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Знание фразеологии, умелое её использование - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Фразеология - это украшение языка, могучее стилистическое средство меткой и доходчивой передачи мысли. Поэтому наша задача - выработать навыки умелого использования фразеологизмов в повседневной речи. III. Актуализация опорных знаний. 1.Проверка домашнего задания. 2.Устная фронтальная проверка изученного материала на предыдущем уроке. Вопросы к учащимся. 1. Что изучает раздел русского языка «Фразеология»? (устойчивые словосочетания, или фразеологизмы). 2. Каковы характерные особенности фразеологизмов? (образность, выразительность, эмоциональность). 3. Приведите примеры фразеологизмов и объясните их значения. 3.Работа в тетрадях по русскому языку (тетрадь для подготовки к тематической аттестации.) Текст. Русский язык богат образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями - фразеологизмами: сбиться с ног, скрепя сердце, бить баклуши. Такие сочетания можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца - обмануть, держать в чёрном теле — очень строго. Во фразеологизмах, как в зеркале, отражается история и многовековый опыт народа. Фразеологизмы используются в художественной литературе и в обыденной речи. Они придают речи выразительность и образность: голова идёт кругом, сел в калошу, комар носа не подточит. (По С. Львовой) Задание Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Что такое фразеологизмы? Какова их роль в речи? Вспомните и запишите 3-4 фразеологизма. Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните их значение. IV. Работа над темой урока. Коллективная работа. 1.Записать текст «Одна ласточка весны не делает» Одна ласточка весны не делает В одной из басен Эзоп рассказывает о юноше, растратившем всё отцовское наследство. Остался у него один лишь плащ. Он продал этот плащ, когда увидел, что прилетела ласточка и наступила весна. Но вернулись морозы. Ласточка погибла. Юноша стал тогда упрекать её в обмане. Есть предположение, что басня Эзопа написана на тему древней пословицы «Одна ласточка весны не делает». В басне Крылова «Мот и Ласточка» это выражение названо народной пословицей: Да только он забыл пословицу в народе, Что ласточка одна не делает весны. (По кн. «Сокровища античной и библейской мудрости») 2. Выпишите пословицу. Объясните, как вы понимаете её смысл. Можно ли считать пословицы разновидностью фразеологизмов? 3. Объяснить правописание слов плащ, ласточка, мороз, предположение, наследство. Назвать изученные орфограммы. 4. Работа с фразеологическими словарями. 2. Закрепление изученного материала. Повторить сведения о стилях речи. Записать фразеологизмы и объяснить их значения. Сфера употребления. 1. Водить за нос, ломать голову, кривить душой, медведь на ухо наступил, гадать на кофейной гуще - разговорный стиль. 2. Сложить оружие, карточный домик, краеугольный камень - книжный стиль. 3. Сдержать слово, под открытым небом, из года в год - стилистически нейтральные. Происхождение фразеологизмов. 1. Исконнорусские: сматывать удочки, расправлять крылья, набрать в рот воды, толочь воду в ступе, водой не разольёшь. 2. Из слов разных профессий: сгущать краски, привести к общему знаменателю, ход конём. 3. Крылатые слова и выражения из греко-римской мифологии: дамоклов меч, перейти Рубикон, ахиллесова пята, нить Ариадны. 4. Из старославянского языка: как зеницу ока, не от мира сего, блудный сын. 5. Крылатые слова и выражения, созданные писателями: с вороны глаз не сводит («Ворона и Лисица» И.А. Крылов), у наших ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов. «Бородино»), голый король (Г.Х. Андерсен), демьянова уха, волки и овцы, тришкин кафтан (И.А. Крылов, басни). 3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Любой язык богат фразеологизмами. Например, в украинском языке со словом рука их около 50. Вспомните некоторые из них. Для справок: брати голими руками, із рук в руки, як без рук, все валиться з рук, прибрати до рук, взяти себе в руки. О значении и происхождении таких словосочетаний можно прочесть в специальных словарях. Например, «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. Объясните украинские фразеологизмы и найдите им эквивалент в русском языке. Як з гусака вода - как с гуся вода; собаку з'їсти - съесть собаку; упертий осел - упрямый осёл. 4. Игра «Найди пару». Работа в парах. Повторить сведения об антонимах и синонимах. 1. Подберите к фразеологическим оборотам антонимичные. Засучив рукава - спустя рукава. Повесить нос - воспрянуть духом. За тридевять земель - рукой подать. 2. Подобрать синонимы к фразеологизмам. Бить баклуши - валять дурака, лежать на печи, плевать в потолок, считать ворон, лень раньше тебя родилась. V. Редактирование предложений. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Этих ребят ледяной водой не разольешь. 2) Дождь шел как из дырявого ведра. 3) Не надо втирать мне глаза. 4) Девочка покраснела как рыба в воде. 5) Я прочел книгу от горбушки до горбушки. 6) Мама ему говорит: « Поторопишься - людей насмешишь». VI. Закрепление изученного материала. 1. Работа с учебником: §8, страница 24. 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются фразеологические произведения. Послушайте и проанализируйте четверостишие: Мне сказали: «Ваш Алёша на уроке сел в калошу». Я смеюсь: «Ведь это ложь. Нет таких больших калош.» 3. Выполнить разноуровневые задания. I уровень Записать 4-5 фразеологизмов и объяснить их значение. II уровень Найти фразеологизмы в стихотворении и объяснить их. Мы и сами, сказать могу, Из того же сделаны теста, И бездельнику в нашем кругу За столом не найдётся места. С. Щипачёв Речка сбросила мостки, Вырвалась из плена. Всё ей нынче пустяки Море по колено! А. Барто III уровень Напишите как можно больше фразеологизмов со словами - названиями животных и птиц. Например: смотреть волком; не в коня корм; как кот наплакал; как с гуся вода; крокодиловы слёзы; белая ворона; делить шкуру неубитого зверя. IV уровень Подберите к украинским фразеологизмам русские эквиваленты. Як муха в окропі - как белка в колесе. Жити як у Бога за дверима - как у Бога за пазухой. Посадити в калюжу - сесть в лужу. Мов вітром здуло - как ветром сдуло. Намазати п'яти - навострить лыжи. 3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сейчас я прочитаю стихотворения В.Суслова. Ваша задача постараться запомнить как можно больше фразеологизмов, которые есть в стихотворении. Бывает частенько, что слово - одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт. А гуси и утки - сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе, воды в рот набрал? Лентяй отдыхает, а время идёт - Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь». Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!». Работать впустую... Что скажут потом? Не дело, мол воду носить решетом. VII. Поведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся VIII. Домашнее задание. Учебник: §8, повторить §6, §7 (стр. 18-24). I уровень Упражнение 53 (стр. 24) II уровень Упражнение 54 (стр. 24) III уровень Составить диалог, используя фразеологизмы. IV уровень Написать сочинение-миниатюру на тему: «Язык до Киева доведёт» |
Автор разработки: Молчанова Ольга Сергеевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2018 | Загрузок: 220 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |