Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
слайды
|
Время
|
I
Организационный момент
|
Приветствие: Здравствуйте ребята. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему нашего урока «Сочетательное и распределительное свойства умножения». Знакомит с целью и задачами урока. Проверяет готовность учеников к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей.
|
Записывают дату и тему урока в тетради.
|
слайд №1
|
3 минуты
|
II Актуализация опорных знаний и умений
|
|
а) Проверка домашней работы
|
Проверяет выполнение домашних номеров:
398, 402, 406, 412.
|
Работа в парах. Проговариваются ответы заданий.
|
|
2 минуты
|
б) Фронтальный опрос
|
- 1.Что значит умножить 23 на 4?
- 2. Как называют числа, которые
- перемножают?
- 3. Как называют результат умножения?
- 4. Чему равно 1 • n?
- 5. Чему равно O • n?
- 6. Сформулируйте переместительное
- свойство умножения.
- 7. В каких случаях можно опустить знак
- умножения?
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
4 минуты
|
в) Историческая пауза
|
Уильям Отред (Англия) ввёл знак умножения в виде косого крестика в 1631 году. Пьер Эригон в 1634 году ввел символ «прямоугольник». Иоганн Ран ввел символ «звездочка» в 1659 году. Лейбниц заменил «крестик» на «точку» (конец XVII века).
|
Слушают и смотрят
слайд №3
|
слайд №2
|
1 минута
|
III
Изучение нового материала
а) вводная беседа
|
Ребята сели ровно. Урок я начну с вопроса:
« На ваш взгляд, что самое ценное, чем
может владеть человек на Земле?
( Этот вопрос волновал человечество всегда.
Вот какой ответ дал известный учёный
Ал - Бируни:«Знание – самое
превосходное из владений. Все стремятся
к нему, само же оно не приходит»
Пусть эти слова станут девизом нашего
урока.
|
Слушают учителя.
Высказывают
различные ответы.
Отвечают на вопросы
учителя.
|
|
1 минута
|
б) сочетательное свойство
|
Ребята. Открыли учебник на странице 116.
Рассмотрим рисунок 130.
Подсчитаем количество клеток тетради,
расположенных в прямоугольнике.
Произведения (5∙3)∙4=15∙4 и 5∙(3∙4)=5∙12
имеют одно и то же значение 60.
Значит,5∙(3∙4)=(5∙3)∙4.
Это свойство умножения называют
сочетательным.
С помощью букв его записывают так:
(а ∙ в )∙с = (а ∙ с)∙ в=( в ∙с) ∙ а
Показывает слайд№3
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Смотрят слайд№3.
Записывают в тетрадь сочетательный закон.
Читают формулу сочетательного закона на слайде №3 хором, повторяя за учителем.
|
слайд №3
|
3 минуты
|
в) распределительное свойство
|
Рассмотрим рисунок 131.
Посчитаем количество клеток тетради,
расположенных в прямоугольнике и в
квадрате.
(3+2)•3=3•3+3•2=9+6=15
Показывает слайд №4
(a + b) • c = a • c + b • c = ac + bc
(a - b) • c = a • c - b • c = ac – bc
|
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Смотрят слайд №4.
Читают формулы распределительного закона на слайде №4 хором, повторяя за учителем.
|
слайд №4
|
2 минуты
|
Закрепление
|
А теперь решаем № 432(1,3,5),
№434(1,3,5,7,9)
(применение сочетательного свойства
умножения)
|
№ 432(1), 434(1) один ученик делает у доски задание и комментирует его решение.
Ученики пишут в тетрадях.
432(3,5),434(3,5,7,9) один ученик делает на откидной доске, остальные ученики работают в парах.
|
|
5 минут
|
Физкультминутка
|
Проводит зарядку
Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это"три"
Руки в стороны по шире развернули на
"четыре"
С силой их к плечам прижать – это "пять"
Всем ребятам надо сесть – это "шесть".
|
Делают зарядку.
|
|
1 минута
|
Закрепление
|
А теперь решаем №438(1,3,5), 440(1,4,6)
(на применение распределительного свойства умножения)
Ребята кто быстрее справляются с работой, делают дополнительно №442(2), 448(1,2,3)
|
№ 438(1), 440(1) один ученик делает у доски задание и комментирует его решение.
Ученики пишут в тетрадях.
438(3,5), 440(4,6) один ученик делает на откидной доске, остальные ученики работают в парах.
|
|
8 минут
|
Историческая
пауза
|
Ребята! Оказывается, существует способ
перемножать числа и без знания таблицы
умножения. Этот способ применялся в
обиходе Великорусских крестьян и
унаследован ими от глубокой древности.
Давайте научимся ещё одному способу
Умножения натуральных чисел, который
использовали русские крестьяне и купцы.
Показывает слайды №5 и №6.Поясняет,
как делается умножение чисел.
|
Смотрят слайды №5, и№6 и решают (в парах) пример 27•12=216+108=324
54 6
108 3(1)
216 1
|
слайд №5
слайд №6
|
3 минуты
|
IV Контроль уровня обученности
Графический диктант
|
А теперь ребята проедем графический диктант.
1. Числа, которые перемножают, называются множителями.
2. Произведение 5 • 37 и 37 • 5 не равны одному и тому же числу.
3. Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.
4. Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель.
5. Равенство ab = ba выражает сочетательное свойство.
6.Если один из множителей увеличить в 5 раз, то произведение увеличится в 5 раз.
7. Если b – любое натуральное число и с = 1, то bc = b.
8. Равенство 13 • y = 0 верно при любом значении y.
9.В выражении (a + 5) (b + 1) первым множителем является (a + 5).
|
Слушают учителя, пишут ответ в виде графика.
Ответ:
|
|
3 минуты
|
V Домашнее задание
|
Показывает слайд №7. Беседует с учениками, о том, какое свойство умножения они будут применять при решении домашних номеров.
|
Открывают учебники и обсуждают выполнение домашней работы.
Записывают домашнее задание в дневники.
|
слайд №7
|
3 минуты
|
VI Итог урока
|
Проводится в виде игры «Микрофон».
Задает вопросы:
Урок прошел быстро(медленно)?
За урок я не устал(устал)?
Мое настроение стало лучше(стало хуже)?
Материал урока мне был интересен
(не интересен)?
Своей работой на уроке я очень доволен
(не доволен?)
Домашнее задание мне кажется
легким(трудным)?
|
|
|
2 минуты
|
|
|
Голосуют, а один
или два ученика дают
аргументированный
ответ на вопрос.
|
|
|
Выставление и обсуждение оценок
|
Комментирует, кто, какие оценки, и за какую работу на уроке получили ученики.
|
Слушают комментарии учителя.
|
|
2 минуты
|
Выставление оценок в дневники
|
Выставляет оценки в дневники.
|
Получают оценки в дневники.
|
|
1 минута
|
Резерв времени
|
|
|
|
1 минута
|
|
|
|
|
|
|