Главная » Разработки уроков » Математика |
ЦЕЛЬ: Обучающая: проверить знание основных элементарных функций и их преобразование во время решения упражнений; умение строить графики функций; формирование навыков решения задач с параметрами графическим способом. Учить логически мыслить, объединять в единое целое знание нескольких разделов математики. Развивающая: развивать творческие способности, культуру математической речи, умение анализировать и обобщать. Воспитательная: воспитывать стремление к усовершенствованию своих знаний, компьютерную грамотность. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ППЗ программное обеспечение Advanced Grapher Раздаточный материал: карточки заданий углубленного и высокого уровня ХОД УРОКА Девиз: «Математика сдаёт крепости только сильным и смелым» А.Г.Кондорович «Кто не знает в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра» Что такое задачи с параметрами? I. Вступление Рассматривая задачи с параметрами, начиная с простейших уравнений и неравенств, вы решали их аналитическим путём. Сегодня на уроке – графическим способом. Что есть основой при решении задач с параметрами? ИДЕЯ! Решить задачу с параметром – означает ответить на вопрос задачи в виде «при таких-то» значениях параметра решение есть «таким-то» Сегодня на заседании нашего научного совета присутствуют три группы исследователей: «Теоретики», «Практики», «Аналитики», с помощью которых мы попробуем ответить на вопрос: «Что такое задачи с параметрами? И каков графический способ их решения?» Нашим группам исследователям были даны домашние задания, с которыми они нас познакомят в течение урока. Но перед этим в карточки рефлексии, которые лежат перед вами наклейте квадратики понравившегося вам цвета (о значении этого цветотеста ознакомимся в конце урока). Чтобы воплотить сегодняшнюю идею в жизнь – необходимо логическое мышление, умение объединять изученный материал в единое целое, хорошо знать теоретический материал. Именно какой теоретический материал необходим для графического решения задач с параметрами исследовала группа «Теоретики» и презентует свою работу «Бенефис параболы» I. у=f (x) → f (-x) Преобразование симметрии относительно О у для х >0 IІ. у=f (x) → -f (x) Преобразование симметрии относительно О x для у>0 III. у=f (x) → f (| x |) Преобразование симметрии относительно О у для х>0 IV. у=f (x) → | f ( x ) | Преобразование симметрии относительно О х для у<0 V. у=f (x) → |у|= f ( x ) Преобразование симметрии относительно О х для у>0 VI. Построение ГМТ (множества точек), преобразование симметрии относительно О х для у>0
О у на с единиц в положительную сторону (вверх), если с>0 и в отрицательную сторону (вниз), если с <0. Можно график не трогать, а перенести ось х в обратную сторону А теперь все группы пройдут тестирование на компьютерах, подтвердив тем самым знания теоретического материала. Оценки выставить в зачётные книжки. Предоставим слово группе исследователей «Практики» с презентацией своей работы «Поэзия графика». «Математик в душе должен быть поэтом», - сказала С.Ковалевская При решении уравнений, систем уравнений с параметрами надо быть ещё исследователем и художником. Убедимся в этом на примерах.
УМСТВЕННАЯ РАЗМИНКА 1. При каком значении параметра а система уравнений имеет единственное решение у = (а+1) х + 2 (а +-1) у = 2 х – 3 (а +1) 2. Сколько решений имеет система А) у = - 3 х² + (у+3) ² = 1 б) у = х² + 4 х² + (у- 3) ² =1
у = (а-3) х -1 у = 4 х + 3 а=7
a)
Б) 1) y = | x² – 4x – 3| 2) y = x² - 4|x| + 3 3) y = |x² + 4x + 3| 4) y = x² - 4 |x+ 3| В) y = ax²+ bx +c определить знаки a, b, c САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (карточки) «Теоретики» 1) Сколько решений, в зависимости от параметра а, имеет система уравнений: y = |x| х2 +у = а 2) При каком значении параметра а система уравнений имеет три решения? х2 +у2 = 4 y - |x| = а «Практики» 1) Определить количество решений уравнений в зависимости от параметра а |x2 - 2| = а 2) При каком значении параметра а система уравнений имеет одно решение? х2 +у2 = 2 y = |x| + а «Аналитики» 1) При каком значении параметра а система уравнений имеет единственное решение? (х - а)2 + у2 = 4 |у| == х + 3 2) При каком значении параметра а уравнение |x2 - 3| = а имеет четыре решения? Было бы ошибкой считать, что решение задачи с параметрами необходимо только для сдачи аттестации. При решении этих задач обогащается математическая культура, увеличиваются логические и технические возможности учащихся. Вырабатываются начальные навыки исследовательской деятельности. Различные подходы (аналитический, графический) решение задач с параметрами приносит больше пользы, чем решение громоздких однотипных примеров на упрощение выражений. Предоставим слово группе исследователей «Аналитики» для презентации своей работы.
при «таких-то» значениях параметра решение есть «таким-то»
Считаем, что различные подходы (аналитический, графический) решение задач с параметрами приносит больше пользы, чем решение громоздких однотипных примеров на упрощение выражений. Предлагаем взять из «Шкатулки мудрости» для своей работы в будущем советы, которые приписывают Пифагору:
Если ничего не хочешь делать – ищи причину!» ИТОГ УРОКА:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учитывая то, что у вас уже сложился определённый опыт решения задач с параметрами графическим способом, аналитическим способом, предлагаю вам создать пособие для учащихся «Задачи с параметрами» А поэтому вам необходимо принести примеры таких задач с решением, найденные в литературе или придуманные вами и устного характера тоже. |
Автор разработки: Мирошниченко Раиса Ивановна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 728 | Загрузок: 227 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |