Главная » Разработки уроков » Математика |
Цели урока: дидактическая: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме: «Обыкновенные дроби. Действия над ними»; способствовать формированию и развитию интеллектуальных и творческих способностей; обобщить и систематизировать умения учащихся в применении выученных теоретических знаний на практике. воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру речи и письма, коммуникативные навыки, умение рационально подходить к решению и использованию своего времени; воспитывать умение выслушать других, взаимовыручку и благородство. коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность, самостоятельное логическое и творческое мышление учащихся, умение сравнивать, обобщать, систематизировать, анализировать, делать умозаключения, развивать внимание, зрительно-слуховую память, находчивость, умение быстро ориентироваться в ситуации, выбирать адекватные средства в достижении цели, установлении причинно-следственных связей. Оборудование: таблицы – схемы: «Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с равными знаменателями», «Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями», «Алгоритм нахождения дроби от числа, и числа по известной дроби», «Алгоритмы умножения (деления) обыкновенных дробей», опорные конспекты, раздаточный материал карточки-памятки, правила для работы учащихся на уроке, ключевые слова, иллюстрации к отдельным этапам урока, историческая справка. Тип урока. Урок обобщений и систематизации знаний, умений и навыков (интегрированный). Методы, приёмы и технологии: использование ключевых слов, «Комплименты», «Обмен мнениями», «Незаконченное предложение», работа в парах, «Право выбора», дидактические игры «Цепочка», «Комментарии», «Математическое лицо». Ожидаемые результаты: коррекционно-развивающая направленность и на основе расширенных знаний про обыкновенные дроби, сформированность навыков в выполнении действий над дробями. Учащиеся смогут: - выполнять все действия, которые необходимы для выполнения заданий с обыкновенными дробями; - иллюстрировать основное свойство дроби на примерах; - использовать данное свойство на практике (при сокращении дробей); - использовать правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей на практике (с равными, разными знаменателями); - читать и записывать обыкновенные дроби; - использовать усвоенные математические термины при ответе; - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать обыкновенные дроби; - планировать, контролировать собственные действия; - находить причинно-следственные связи; - находить дробь от числа, число по известной дроби. Девиз урока: «Знания увеличиваются, а умения совершенствуются, когда ими делишься и работаешь сообща». Ход урока I. Организационно-психологический момент: - приветствие; - проверка готовности учащихся к уроку (класса в целом); - психологическая настройка (аутотренинг под лёгкую спокойную музыку). Учитель: Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый мысленно вообразил себя учёным-математиком и призвал нужные силы. Закройте, пожалуйста, глаза и скажите себе: «Я люблю математику, я умею решать трудные задачи, я справлюсь с ними. Я – учёный-исследователь. Мне нужно быть внимательным, рассудительным, спокойным в принятии решений». Скажите мысленно мне: «Мы твои единомышленники, мы сегодня поможем тебе». Откройте, пожалуйста, глаза. Итак, мы начинаем». Далее, под продолжение лёгкой, спокойной музыки учащиеся выполняют релаксационные упражнения для снятия напряжения, восстановления дыхания, создаётся эффект гармонии и сотрудничества на уроке. Перед тем, как начать урок математических исследований, учащиеся знакомятся с пожеланиями, приготовленными на жёлтых корабликах (индивидуально каждому «Комплименты»). Это придаёт ещё большую уверенность учащимся в том, чем они будут заниматься и являются дополнительным эффектом в достижении ситуации «Успеха» на уроке (этот дополнительный момент необходим для учащихся, у которых низкая самооценка, доминирует неуверенность в своих силах и знаниях, присутствует страх перед ответом; а жёлтый цвет – это цвет тепла, солнца, эмоционального расслабления, внутренней и внешней гармонии). Обращается внимание учащихся на следующие слова, приготовленные на доске: «Кто ищет трудность – находит мудрость». То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я слегка запоминаю. То, что я вижу, слышу, проговариваю, я начинаю понимать. Когда я вижу, слышу, проговариваю и делаю – я приобретаю знания. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером. II. Мотивация к осознанной учебной деятельности. Учитель: На протяжении нескольких уроков мы с вами по крупицам собирали интереснейший теоретический материал, наши знания раз за разом увеличивались, как струйки течений пополняют большое течение реки: мы познакомились с новыми понятиями и законами. И сегодня мы постараемся собрать все те частички информации, что мы знаем об обыкновенных дробях и постараемся на практике применить полученные знания при решении упражнений и занимательных задач. III. Сообщение темы, цели и девиза урока; принятие правил для работы учащихся на уроке. Учитель: Гениальнейшим проявлением человеческого разума стало возникновение понятия числа. Множество функций совершают числа: измеряют, сравнивают, рисуют, играют, делают выводы. Самые древние числа – натуральные. На сегодня нам известны натуральные числа и дробные. Дроби – это специальные символы, которыми обозначают как дробные, так и натуральные числа. Мы знаем, что дробные числа можно записать с помощью обыкновенных дробей (или десятичных дробей). «Числа не управляют миром, а только показывают, как управлять им». Готфрид Вильгельм Лейбниц И поэтому наша главная цель – обобщить те знания про числа, которые называются обыкновенными дробями. Но, чтобы управлять миром, и достигнуть успеха, необходимы сплочённость, желание, взаимовыручка в коллективе. Чтобы работать быстро, коллегиально (уважая друг друга; работать дружно) давайте примем правила для сотрудничества на уроке: 1. Соблюдать правило – «Не перебивать отвечающего». 2. Работать дружно и сообща. 3. Уметь выслушать других. 4. Активно участвовать во всём. 5. Не отклоняться от поставленной цели. 6. Соблюдать правила взаимоуважения друг к другу. 7. Обдумывать свои мысли, прежде чем ты их будешь высказывать. IV. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили сочинения-рассуждения «Считаю ли я эту тему интересной и нужной для себя». V. Актуализация опорных знаний. Учитель: На сегодня нам понадобятся ключевые слова. На парте у каждого ученика находится перечень данных слов: Ключевые слова (сочетание слов) ● Натуральные числа ● Алгоритм ● Дробные числа ● Сократимая дробь ● Смешанная дробь ● Несократимая дробь ● Обыкновенная дробь ● Сложение ● Числитель ● Вычитание ● Знаменатель ● Умножение ● Свойство дроби ● Деление ● Сокращение ● Простые числа ● Правильная дробь ● Составные числа ● Неправильная дробь ● Взаимно обратные числа ● Закон - «Данные слова вам могут понадобиться в игре «Незаконченные предложения»». К каждому учащемуся учитель подходит, и даёт возможность выбрать ленточку, которую ученик не видя, выбирает самостоятельно (применяется «Право выбора»). Учащийся, читая предложение вслух, должен вместо точек дать свой вариант ответа. Задания: Данные задания направлены на 1. Числа бывают … коррекцию: (натуральные, дробные). 2. Обыкновенная дробь – это … - уровня развития лаконичного (запись вида , где a и b – натуральные числа). высказывания математической 3. Числитель показывает … мысли; (сколько частей взято от разделения единого целого). – уровня развития коммуникативных 4. Знаменатель показывает … навыков; (на сколько равных частей разделена единица (целое)). 5. Обыкновенная дробь называется правильной - речевого развития; , если … (числитель меньше знаменателя). – памяти; 6. Обыкновенная дробь называется … - учебных навыков чтения (неправильной). текста вслух и осознанного А какие ещё ты знаешь правила? восприятия информации; 7. Все неправильные дроби … (равны 1 или больше 1). – адекватно выбирать теоретическую 8. Любая неправильная дробь … мысль. (больше 1, либо больше правильной). 9. Дробь от числа находят … (умножением). 10. Число по известной дроби находят … (делением). 11. Чтобы преобразовать обыкновенную дробь в десятичную, достаточно … (её числитель разделить на знаменатель). «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед, надо играть в неё». А. Нивен VI. Закрепление навыков коллективной работы. № 1. Комментирование выполнения заданий (игра «Комментарии»). Учитель: Вы прекрасно справились с предложениями. А теперь попробуем с таким же успехом выполнить следующее задание. Задания на коррекцию: - самостоятельной активности на уроке; - внимания; - сосредоточенности; - сообразительности; - логического мышления; - умений применять на практике теоретический материал. № 2. Комментирование выполнения заданий (игра «Цепочка»). При проведении игры «Цепочка», учитель обращает внимание учащихся на алгоритмы действий с обыкновенными дробями (на «+» и «-»). Учащиеся просматривают в опорных конспектах данные схемы. (См. приложение). Учащимся предлагается игра «Цепочка» и у каждого подобрано задание на внимание определённого действия над обыкновенными дробями. Начинает ведущий, тот учащийся, у которого начинается пример с данного ответа, продолжает отвечать. ● Физкультминутка (коррекция осанки, релаксационные упражнения для снятия усталости). Внимание учащихся можно сконцентрировать «Математическим лицом». Учитель: «Назовите, пожалуйста, что за сумма спрятана в данном «лице»?». 1 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 3 + 2 = 36 Учащиеся должны быстро найти рациональный подход в вычислении. № 3 Задание. [Овал:] Соедините числа стрелками по принципу от меньшего числа к большему: Задание на коррекцию - навыков сравнения обыкновенных дробей; - умений устно преобразовать обыкновенную дробь в десятичную (и по необходимости применить навыки сравнения десятичных дробей). ● Логическая минутка. - Игра «Веришь – не веришь?». 1. Верите ли Вы, что: ? 2 = [Да] Это задание можно практически обыграть с учащимися, предложив лист А-4 поделить на-пополам [ ], а затем ещё раз сложить пополам: 2. Верите ли Вы, что: часа равна 10 мин.? [Да] 3. Верите ли Вы, что: от прямого угла равно 120° [Нет, 60°] 4. Верите ли Вы, что: произведение двух обыкновенных дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей, данных дробей, а знаменатель – произведению знаменателей. [Да, * = ] 5. Верите ли Вы, что: 1 ? = 2 [Да] 6. Верите ли Вы, что: ? = [Нет, так как ? = * = = 4, если ? = ] - Игра «Найди ошибку». Учащимся предлагается просмотреть задания и исправить неверный результат: Затем ещё раз обращается внимание учащихся на карточки-памятки со схемами, а именно: Схема № 2 Алгоритм сложения (вычитания) обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями нужно: а) одинаковые знаменатели не складывать (вычитать), а записать знаменатель в новой результативной дроби неизменным. б) новая дробь будет иметь числитель, который получается в результате «+» или «-» данных числителей. Схема № 3 Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями 1. Найти НОК для данных знаменателей; 2. Найти дополнительные множители для каждой дроби путём деления НОК на знаменатели каждой дроби соответственно; 3. Умножив дополнительные множители на числители, к которым они определены, выполнить необходимое действие. Схема № 4 Алгоритм умножения обыкновенных дробей Чтобы умножить данные обыкновенные дроби, нужно числители и знаменатели перемножить соответственно. Произведение двух дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей. Схема № 7 Алгоритм деления обыкновенных дробей Чтобы разделить первую дробь на вторую, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй (по правилу умножения дробей, схема № 4) Взаимно обратные – Делимое. – Делитель. Дроби и – взаимно обратные. Чтобы поделить на обыкновенную дробь (число), надо делимое умножить на дробь (число), обратную (обратное) делителю Схема № 8 Алгоритм деления смешанных чисел Чтобы разделить одно смешанное число на другое, надо: 1) представить данные числа в виде неправильных дробей; 2) чтобы разделить первую неправильную дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй. Так же, следует знать следующие обе формулы: VII. Закрепление учебных навыков. Учитель: «Подготовим тетради к работе. Напоминаю, что деловые бумаги (а тетрадь такой является) нужно вести аккуратно. Учащимся, отвечающим у доски, необходимо помнить про чёткие и правильные комментарии, которые будут полезны всем учащимся». «Покажи мне и я запомню. Дай мне делать и я научусь» Китайская мудрость VIII. Знакомство с историческими сведениями. Знак деления «?» и алгоритма ввёл немецкий математик, философ, физик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Черту деления « » впервые применил итальянский математик Леонардо Пизанский. Сами дробные числа были известны в Египте ещё 4000 лет тому назад. И дописывали их тогда только с единичным числителем: ; ; или = + . Римляне пользовались дробями, только знаменатель у них был 12, их называли унциями. Когда говорили 7 унций, то имели в виду дробь . Слова «числитель» и «знаменатель» впервые появились в XIII веке, «сокращение дробей», «приведение дробей к общему знаменателю» - в XV веке, а в XVIII веке появились понятия правильные и неправильные дроби. IX. Домашнее задание (дифференцировано). С кратким комментарием. По учебнику Г. П. Бевз, В. Г. Бевз стр. 112, т/з А: № 1 – 3 Б: № 5, 6, 7 X. Итог урока. Эмоциональное состояние учащихся можно оценить «Лестницей успеха». Учащиеся выбирают цвет геометрической фигуры и размещают на тех ступеньках, где они чувствуют уверенность в познании данного раздела по теме «Обыкновенные дроби». Оценивание эмоционального состояния учащихся на уроке: СИНИЙ – выбирают те учащиеся, которые чувствительны, ранимы, не настроены на работу; ЗЕЛЁНЫЙ – выбирают те учащиеся, которые стремятся к самоутверждению; КРАСНЫЙ – выбирают те учащиеся, которые стреляться к успеху, желают достичь его любым путём. У них доминируют эмоции интереса к предмету; ЖЁЛТЫЙ - чаще выбирают те учащиеся, у которых доминирует хорошее настроение, которые стремятся к позитивному, доброжелательному общению; КОРИЧНЕВЫЙ – выбирают те учащиеся, которые испытываю чувство неуверенности; ЧЁРНЫЙ – выбирают те учащиеся, которые не умеют найти выход из сложных ситуаций, у которых низкий уровень учебной мотивации (не готовы пока к качественной работе). |
Автор разработки: Журавлева Светлана Анатольевна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 901 | Загрузок: 237 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |