Главная » Разработки уроков » Литература

Сказка Х. К. Андерсена „Дикие лебеди”. Борьба добра со злом

Цели:

 - познакомить учащихся со сказкой Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», углубить представления о литературной сказке, способствовать пониманию её глубокого нравственного смысла; формировать жизненные компетентности.

 - формировать навыки сравнительного анализа и аналитической словесной работы с текстом; развивать умения определять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев и выражать свое отношение к ним, развивать коммуникативные навыки.

 - воспитание эмпатии, чувства ответственности, сострадания и доброты.

Оборудование: фрагменты мультфильма «Дикие лебеди» («Союзмультфильм»,

1962 г.), музыкальный фрагмент (П. И. Чайковский «Вальс цветов»), раздаточный материал (информационная карта, рисунок – схема), мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся будут знать: понятие «литературная сказка», содержание сказки «Дикие лебеди».

Учащиеся будут уметь: проводить сравнительный анализ образов с опорой на текст произведения, сопоставлять характеры и поступки героев разных сказок.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Актуализация знаний.

Давайте познакомимся поближе.

Сейчас я хотела бы провести небольшое интервью и предлагаю вам,  возможно  будущим журналистам, ученым или писателям, ответить на вопросы: какими бывают сказки? (волшебные, о животных, бытовые; литературные и народные).

 - Какие сказки называют литературными?

 - Чем отличаются литературные сказки от народных?

- Что у них общего? (зло приносит несчастья и испытывает доброго героя,  добрый герой отправляется в трудный путь ради спасения близких, победа добра).

- Какие писатели – сказочники вам известны?

- Если бы вам, как скульпторам, поручили создать памятник Андерсену, в каком месте мира вы бы его установили?

- В окружении каких героев находился бы писатель?

Теперь посмотрите на слайд (приложение 1).

В Копенгагене, в Королевском саду, стоит памятник Андерсену. На нем высечены слова: "Воздвигнут датским народом". Неподалеку можно увидеть скульптуру «Дикие лебеди», созданную по мотивам одноименного произведения.

- О чем же наша сказка?

На фоне музыки звучит рассказ учителя:

Далеко, далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. Одиннадцать братьев – принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля. Сетрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства.

Да, хорошо жилось детям, только недолго!

Отчего счастье детей было недолгим?

Во дворец пришла злая мачеха. Она в первый же день возненавидела Элизу и ее братьев, настроила против них короля. Она превратила братьев Элизы в белых лебедей, а прекрасную Элизу хотела лишить рассудка, красоты и доброго сердца, но колдовство не имело над ней власти. Бедняжка Элиза осталась одна, никто не признавал ее, но девушка не забыла своих братьев, и когда ей минуло 15 лет, ушла из дворца. Решила искать братьев повсюду, пока не найдет. Сердце подсказало ей, где искать красавцев принцев, и чтобы освободить братьев от чар, она принялась плести из жгучей крапивы рубашки – панцири. Элиза не могла разговаривать, так как первое произнесенное слово пронзило бы сердца братьев, как кинжал. Дни и ночи она проводила за работой, пока король той страны не привел ее в свой дворец. На обожженные руки Элизы натянули тонкие перчатки, но она готова была рвать крапивы на кладбище, чтобы успеть сплести 11 рубах. Элизу обвинили в колдовстве, приговорили к смерти. Но уже по дороге к месту казни она доплела последнюю рубашку, и братья были спасены.

 

А теперь познакомимся с героями сказки поближе.

Сейчас вы услышите небольшой фрагмент музыкального произведения великого композитора П.И. Чайковского. Положите перед собой текст (приложение 2) и, слушая музыку, подчеркните слова, которыми можно описать мелодию, передать её настроение.

(звучит фрагмент «Вальса цветов»)

Подходит ли музыка к образу Элизы? (нежная и величественная, прекрасная и возвышенная).
Как принимает природа Элизу?
Почему прогоняют люди, а природа преклоняется перед девушкой?

На пути Элизы появилось зло. Давайте посмотрим, какое оно:

(фрагмент мультфильма).

Какой вы увидели королеву? (подберите определения) Насколько серьезны ее злодейства?
Как вы думаете, почему королева разбила зеркало?
Почему жабы превратились в розы?
Какие горести и лишения должна пройти Элиза, чтобы победить зло?

 

Поработаем с текстом (приложение 2). Перед вами следующий эпизод сказки «Элиза срывает стебли крапивы». 1 вариант подчеркнет слова, описывающие  чувства Элизы. 2 вариант – слова, описывающие её испытание.

Какие душевные качества проявила Элиза, приступая к такому трудному делу?

Перед вами рисунок розы (приложение 4). Острые шипы на стебле – испытания Элизы. Давайте запишем их (работа в парах. Чей ответ наиболее точный?)

И произошло чудо: лебеди стали братьями. И мы услышали от Элизы: «Я невинна».

Что же у нас побеждает: зло или добро?
Пройдя такой путь горестей, лишений, испытаний, Элиза должна была стать злой?
Что же она приобрела? (подпишите лепестки розы)

Трудолюбие, терпение, ответственность, самоотверженность, решительность, стойкость.

Серединка цветка останется незаполненной.

 Добро…Какого оно цвета? Каждый из вас раскрасит дома добро - сердцевину цветка своим цветом.

 

Рефлексия

А теперь - ещё одна роза из сказки Г. Х. Андерсена. У нее также есть шипы – испытания (обидные слова друга, утрата воспоминаний о доме, опасность в замке разбойников, холод снежных чертогов) и нежные прекрасные лепестки – любовь, дружба, самоотверженность, смелость, верность. Вы догадались, кому принадлежит эта роза?

 Итог

Итак, мы убедились сегодня еще раз: в литературных и народных сказках добро побеждает зло. Радость и счастье человека – в стремлении к добру, в стойком сопротивлении невзгодам.

И считай, что не даром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Доброту в этом мире умножишь.

 

Домашнее задание

Раскрасить рисунок и объяснить выбор цвета.

Сказка Х. К. Андерсена „Дикие лебеди”. Борьба добра со злом

Скачать конспект (439.5 Kb)



Автор разработки: Голущак Ольга Анатольевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2340 | Загрузок: 314 | Комментариев: 9

Ключевые слова: Андерсен

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»