Главная » Разработки уроков » Литература

Мир сказок Г.-Х. Андерсена

Цели:

обобщить впечатления учащихся о жизни прочитанных сказках

 Г.Х. Андерсена; научить внимательному чтению; прививать познавательный интерес;

работать над развитием связной речи, логического и образного

мышления,  умения сопоставлять, выделять главное; прививать любовь к чтению; развивать способности детей в различных видах искусства.

средствами художественной литературы воспитывать в детях чувства

дружбы, любви, милосердия; формировать эстетический вкус.

Оборудование:

портрет Андерсена, иллюстрации детей  к сказкам, карточки-задания, реквизит для инсценировок, музыкальные отрывки из произведений

П. И. Чайковского, выставка книг Андерсена и о нём, электронная презентация «Датский волшебник и его сказки».

Класс делится на три команды.

* Урок предназначен для учащихся 5-х классов. Он является итогом работы по внеклассному чтению и требует значительной подготовки как от учителя, так и от ребят, которым необходимо прочитать как можно больше сказок писателя. Классная комната оформляется портретом Андерсена, выставкой его книг, иллюстрациями. Урок проводится в форме викторины.

       

Ход урока

Эпиграф:

«Удивительная…человеческая доброта исходила

от страниц этой книги.»

К.Г.Паустовский

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

  Сегодня мы с вами проводим итоговый урок-викторину по сказкам великого датского писателя Г.-Х. Андерсена.

II. Вступительное слово учителя. Параллельно демонстрируются слайды презентации.

 Копенгаген, столица Дании, лежит на большой морской дороге из Балтики в Северное море. Теплоходы разных стран, входя в порт, поднимают национальный флаг Дании и приветствуют город длинными гудками. На берегу еще неясно проступают очертания столицы с ее домами, крытыми черепичной крышей, остроконечными башнями с позелененными шпилями, серыми корпусами огромных верфей...

  Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

  Давным-давно, более 200 лет назад, в провинциальном городке Оденсе, в семье бедного сапожника родился мальчик, который в будущем стал великим сказочником. Звали его Ганс Христиан Андерсен. В детстве Андерсен любил сочинять разные истории и рассказывать их своему коту Карлу. Первые сказки Ганс услышал от отца и старух из соседней богадельни. Отец привил мальчику и любовь к театру. Привязанность к этому виду искусства Андерсен сохранил на всю жизнь. Когда ему было 14 лет, умирает отец, и мальчик уезжает на заработки в Копенгаген. Долгий жизненный путь пришлось пройти этому человеку, прежде чем Дания признала в нем своего лучшего сказочника и поэта.

Ребята, вы хорошо знакомы с биографией этого великого человека, всемирно известного сказочника. Что вас наиболее поразило в истории его жизни?

  Еще не умея читать, не зная имени великого сказочника, мы уже полюбили его сказки.

  За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

  Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.

 III. Рассматривание выставки книг Г.Х. Андерсена.

- Перед нами выставка книг великого сказочника Г.Х. Андерсена.

- Какие из его произведений вы прочитали?

- Какие из них вам особенно запомнились?

IV. Основная часть урока. Викторина.  (Сопровождается демонстрацией презентации).

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена.

1 задание «Зачин».

 Как называется начало сказки? - Зачин.

В сказках Андерсена даже начало оригинально, неповторимо. Попробуйте определить название сказки по зачину:

- Давно – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. («Новый наряд короля»)

- Жил-был принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое. Но все же это было королевство, и можно было подумать о королеве – жениться. («Свинопас»)

-  Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую. («Принцесса на горошине»)

- Жила-была одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. («Дюймовочка»)

-  Жил-был купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу и переулок в придачу. Конечно, он этого не делал - он знал, куда девать деньги, и если тратил копейку, то наживал целый рубль. Вот каков был этот купец…(«Сундук-самолет»)

-  Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умники, что и вполовину хватило бы. И решили они посвататься к королеве - отчего же нет? Она сама объявила, что возьмет в мужья того, кто за словом в карман не полезет…(«Ганс Чурбан»)

- Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени? («Пастушка и трубочист»)

- Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. («Огниво»)

- В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там! («Русалочка»)

2 задание «Сказочный бином»

Детям предлагаются несколько предметов. Они должны подобрать такую пару предметов (бином), которая символизировала бы собой какую – либо сказку Г.Андерсена.

«Снежная королева»:          лёд – роза.   

«Принцесса на горошине»: горошина – подушка

«Гадкий утёнок»:                 перо – яйцо

«Дикие лебеди»:                  рубашка – корона

3 задание «Иллюстрация».

  Представители команд защищают иллюстрации к сказкам. (Иллюстрации подготовлены заранее, как индивидуальное домашнее задание).

Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

  Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.

4 задание «Инсценировка».

Каждая команда готовит инсценированный отрывок из сказки Андерсена. Другие команды должны узнать сказку, продолжить ее.

1. «Соловей» - Девочка и Соловей.

…И вот все отправились в лес, где обыкновенно обитал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.

- О! – сказали придворные. – Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!

- Это мычит корова! – сказала девочка. – Нам еще далеко до места.

В пруду заквакали лягушки.

- Чудесно! – сказал придворный бонза. – Теперь я слышу! Точь-в-точь наши

колокольчики в молельне!

- Нет, это лягушки! – сказала опять девочка. – Но теперь, я думаю, скоро услышим и его!

И вот запел соловей.

- Вот запел соловей! – сказала девочка. – Слушайте, слушайте! А вот и он сам! – И она указала пальцем на маленькую серую птичку, сидевшую в ветвях.

- Неужели! – сказал первый приближенный императора. – Никак не воображал его себе таким! Самая простая наружность! Верно, он потерял все краски при виде столь знатных особ!

- Соловушка! – громко закричала девочка. – Наш милостивый император желает послушать тебя!

- Очень рад! – ответил соловей и запел так, что просто чудо.

- Словно стеклянные колокольчики звенят! – сказал первый приближенный. – Глядите, как трепещет это маленькое горлышко! Удивительно, что мы не слыхали его раньше!

Он будет иметь огромный успех при дворе!

2. «Ганс-чурбан» - Ганс и Принцесса.

…Тут явился Ганс Чурбан. Он въехал на козле прямо в залу.

- Вот так жарища! – сказал он.

- Да, я жарю петушков! – ответила королевна.

- Вот удача! – сказал Ганс Чурбан. – Так и мне можно будет зажарить мою ворону?

- Можно! – сказала королевна. А у тебя есть, в чем жарить? У меня нет ни кастрюли, ни сковородки!

- У меня найдется! – сказал Ганс Чурбан. – Вот посудина, да еще с ручкой!

И он вытащил из кармана старый деревянный башмак и положил в него ворону.

- Да это целый обед! – сказала королевна. – Но где же нам взять подливку?

- А у меня в кармане! – ответил Ганс Чурбан. – у меня ее столько, что девать некуда, хоть бросай!

И он зачерпнул из кармана горсть грязи.

- Вот это я люблю! - сказала королевна. – ты скор на ответы, за словом в карман не лезешь, тебя я возьму в мужья!...

3. «Огниво» - Солдат и Ведьма.

…Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

- Здорово, служивый! – сказала она. – Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

- Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.

- Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. – Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

- Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.

- За деньгами! – сказала ведьма. – Знай, что когда ты доберешься до самого низа, увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Во всех комнатах сидят на сундуках огромные собаки с глазами, как чайные блюдца. Но ты не пугайся: сажай их на мой клетчатый передник и бери из сундуков золото и серебро, сколько душе угодно, собаки тебя не тронут.

- Оно бы недурно! – сказал солдат. – Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь тебе от меня нужно?

- Я не возьму с тебя ни полушки! – сказала ведьма. – Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

5 задание «Конкурс знатоков». Отвечают по одному представителю из каждой команды. (Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды.)

1. Во что превратилась Русалочка, ставшая девушкой в конце сказки, когда принц женился на другой? (Пена)

2. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? (У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню)

3. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять? (Старый король)

4. В какой сказке котелок названивал старинную песню

                                  Ах. Мой милый Августин,

                                  Всё прошло, всё прошло!    ?   («Свинопас»)

5. Как звали сестру в сказке «Дикие лебеди»? (Элиза)

6. Сколько у неё было братьев? (11)

7. Из какой страны прилетела цапля в сказке « Ель»? (Египет)

8. До какой страны довёз Олень Герду? (Лапландия)

9. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса? (Паспорт)

6 задание – игра «А если бы…»

Участник игры выходит из класса, команде называют героя сказки Андерсена. Игрок заходит в класс и задает вопрос: «А если бы этот герой был стулом, вазой, карандашом и т.д. …» Команда пытается помочь игроку, называет разные характеристики предмета, которые присущи заданному герою.

Например, Дюймовочка. Если бы этот герой был стулом, это был бы маленький, крошечный стульчик, не больше дюйма.

Герои – Голый король, Гадкий утенок, Снежная королева.

V. Подведение итогов урока.

  Учитель подводит итоги, благодарит ребят за выступление, называет самых активных игроков, выставляет и мотивирует оценки.

  А.П.Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Герои многих сказок Андерсена вполне соответствуют этому идеалу. И я надеюсь, что сказки Андерсена навсегда вошли в вашу жизнь, ведь чтение их облагораживает душу человека,  радует его своим чудесным, незабываемым миром, в котором царят Добро и Красота. Но для этого надо  научиться стать  внимательными читателями.

VI. Домашнее задание. Составить кроссворд  по творчеству Г.Х.Андерсена.

Мир сказок Г.-Х. Андерсена

Скачать конспект (1.37 Mb)



Автор разработки: Самохвалова Татьяна Григорьевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 977 | Загрузок: 255 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Андерсен

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»