Главная » Разработки уроков » Литература

«Нехорошая квартира» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

        1) Развить умение анализировать факты, материалы исторического характера.

        2) Научить определить функции разных творческих профессий.

        3) Привить любовь к художественному чтению.

Тип урока: Урок-телепередача

Оборудование: портрет писателя, проект по теме, музыка.

План:

I. Организационный момент

    1) Класс работает по трем группам:

        а) Социологи (бейджики зеленого цвета)

        б) Историки (бейджики серого цвета)

        в) Журналисты (бейджики желтого цвета)

    2) Голос народа (Сидят дальше и участвуют в беседе "Актуальный микрофон")

    3) На доске подписана:

        а) Тема урока: "Нехорошая квартира" в романе "Мастер и Маргарита" М.Булгакова;

        б) Ключевые слова и выражения;

                социальные условия

                историческая обстановка

                порядочность

                доверие

                вера

                надежда

                любовь.

        в) Эпиграф к уроку:

                "Возлюби ближнего как себя самого..."

                                                                             Библия.

        г) Выставка по творчеству Булгакова

II. Слова учителя:

      - Добрый день всем! У нас сегодня необычная обстановка на уроке, потому что мы урок подготовили в форме телепередачи (комментирует  все, что есть на доске). Класс разделен на три группы и будем говорить о "нехорошей квартире", исходя из того, как может определить наука понятие "нехорошая квартира". В конце беседы нас дополнит голос народа.

Итак, слово социологам!  Руководитель группы, пожалуйста:

- Мы, специалисты об общественных отношениях в обществе. Поэтому наше мнение такое, что "нехорошая квартира" это межличностные отношения в обществе, когда невозможно спокойной общаться с кем-то.

- Я думаю, что если в обществе есть напряженность, боязнь терять самые главные - свободы, это страшно...

- Сеанс в Варьете доказывает о том, что общество боялось высказывать свое мнение, и как к ним на помощь приходить Черная сила...

- Об этом и говорит взаимоотношение Бездомного и Берлиозы, которые боялись в открытую говорить и том, что их беспокоит. (Возможные варианты ответов...)

Учитель: Спасибо Вам за ответы, теперь скажите, почему ваши бейджики зеленые.

Ответ:

- Цвет веры, надежды, что подсказывает о том, что не все так плохо может быть в "квартире".

- Ведь невзирая ни на что автор верит, что каждый найдет то, что ищет.

Учитель:  А как видят наши историки проблему "нехорошей квартиры"? (возможные ответы...)

- Мы расследуем действительность в движении, в развитии...

Москва в 30-е годы - это прежде всего власть Сталина, где никто не мог сказать ничего лишнего.

- Это Гулаг, где находились лучшие умы тогдашнего ССР.

- Я думаю, еще одна историческая действительность это герои второй сюжетной линии Иешуа и Понтий Пилат, о которых нам рассказывает Библия.

- И все-таки в любой исторический период для развития общества должно быть основополагающими такие понятия:

Надежда

Вера

Любовь.

- Я хочу напомнить о другом периоде развития общества, т.е. история 19-го века. Это произведение "Палата №6" А.П.Чехова, юбилей которого мы недавно отметили. Точно так же в обществе были разногласия, люди жили как в "Палате №6". А у Булгакова только в психиатрической больнице люди могли спокойной высказывать свое мировоззрение. Вот и связь поколений.

- И в нашем понятии "нехорошая квартира", это серя власть, мы исследовали всю серость того периода, поэтому наши бейджики серого цвета.

Учитель:  Спасибо за ответ. Слово нашим журналистам: (Музыка звучит...)

Руководитель группы:  Так как мы занимаемся больше литературным расследованием, поэтому решили начать с музыки... в исполнение самого автора Фридмана Виктора... Наша тема стара как мир. "Нехорошая квартира" - это духовность между людьми, которой не было. Давайте вспомним биографию М.Булгакова. Ведь поддержку он нашел только в Елене Сергеевне.

- В проекте о Булгакове мы видим автобиографические строки...

- Я думаю, что главной героине Маргарите не хватило духовности, взаимопонимания, и она искала "хорошую квартиру", которым оказался ОН - МАСТЕР.

- Мне кажется, что автор с надеждой думает о том, что каждый найдет обязательно свою "хорошую квартиру",  где не ни зла, ни подлости.

- Ведь он сказал, что сам ценит в человеке его человеческие качества, а потом все остальное...

- И наше расследование это доказало, что в любое время, при любых условиях люди должны ценить то духовное, что вокруг себя имеют.

- Наши бейджики желтого цвета, потому что у Маргариты были такие цветы, и мы надеемся, что в "хорошей квартире" будут жить всегда хорошие люди, которые будут понимать и поддерживать друг друга.

Учитель:  Спасибо! А теперь голос народа... (возможные ответы).

1. Проблема серьезная и актуальная сегодня тоже. Каждый из нас в подсознании ищет и веру, и надежду, и любовь.

2. Я затрудняюсь ответить, думаю, еще много времени  надо будет, чтобы полностью понимать М.Булгакова.

3. Думаю, что поддерживаю позицию автора.

4. Мне кажется, от мало до велика должны прочувствовать эту проблему.

5. Нужно было иметь такую силу воли и желание выжить, чтобы написать это произведение...

Учитель:  Всем спасибо за ответ, а теперь мое мнение... Вы, ребята, молодцы... И я думаю, что то, что мы сегодня обсуждаем, высказываем свою точку зрения - не пустые слова! Вы на пороге выпускного бала. Будущее еще впереди! И я желаю, чтобы вы все нашли ту "хорошую квартиру", которую мы пытались сегодня понять...

«Нехорошая квартира» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать конспект (89.3 Kb)



Автор разработки: Саркисян Аревик Арменовна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1236 | Загрузок: 258 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Булгаков

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»