Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: выявление идейного замысла романа; развитие умения характеризовать и сопоставлять образы героев, определять роль элементов сюжета и композиции в раскрытии темы урока; воспитание ответственности человека за свои поступки; пагубности предпочтение личных выгод в ущерб главному – всегда оставаться человеком и « не тереть достоинства». Тип урока: комбинированный с элементами эвристич. беседы, индивидуальной и групповой работы; с элементами дискуссии, использование фрагментов видеофильма «Мастер и Маргарита». Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Б.Пастернак). Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершить открытия. О, если бы только мог Хотя от части, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Итак, истины, - сущность истины, как и стремятся к поиску истины герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вчитайтесь еще раз в название темы: «Поиск истины». Какое слово главное в теме, наверное, не только в ней, а в человеческой жизни: И С Т И Н А - (пишу на доске, потом продолжаю эту цепочку)… Задание (заранее подготовленные ученики, индивидуальная работа со словарями). При подготовке к сегодняшнему уроку, было получено задание: Найти определение истины в словарях (Ожегова, Даля, Ушакова). Выступление Даниловой В. (понятие истины, правды, добра и зла). каким синонимичным словом можно заменить слово «истина» (правда) (истина – правда) Антоним правды (ложь) какой смысловой оттенок имеет «ложь» (зло) (Ложь – намеренное искажение истины, обман). Без чего нельзя понять сути человека? Зло помогает понять сущность… (доброта). Добро – это положительное начало в нравственности! (Истина – правда – добро) Вывод: Истина – это идеал познания, заключающийся в правильном понимании, в знании объективной действительности. Правда – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению дел. Добро – положительное начало в нравственности. Люди стремятся к истине, добру, красоте! 2. Работа с классом по тексту: Кто по Вашему мнению является в романе воплощением идеального нравственного человека! (Иешуа Га – Ноцри). Вывод учителя, приклеиваю на доску: Итак, Иешуа – идеальное добро. Эталон нравственности, заведомо недостижимый, но к которому следует стремиться. Последнее слово, произнесенное Иешуа, это игемон, а значит Понтий Пилат, тот последний, с кем беседовал философ, кто в диком бешенстве кричит, что царство истины никогда не наступит, почему крик? Почему – не наступит, а, он что он, прокуратор сделал для того, чтобы оно нас – Иудеи тупило? Что вы думаете о Понтии Пилате? Какие чувства вызывает у вас прокуратор? Гл. 25 Чем был занят Пилат после того, как казнь свершилась? Вывод: что мешало грозному прокуратору Иудеи отменить казнь Иешуа и не терзаться сейчас, когда изменить ничего не возможно. Неужели – трусость – «самый тяжкий порог». В самом деле, кого предает Пилат, отправляя на казнь Иешуа свою человеческую сущность. Оттого и не спиться ему, оттого не знает Пилат, куда деть себя: бунтует в нем совесть. Оттого и хочет продолжать разговор со своим неожиданным собеседником и поверить в то, что казни не было. Нет, не было казни! Пилат, грозный прокуратор, плачет и смеет от радости, потому что бродячий философ жив, значит, сумел Пилат преодолеть свой страх. Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Сверхчеловеческой силой любви, которая и осуществляет милосердное прощение, сотворяется чудо, которое остается для нас загадкой тайной (как это не может быть того, что было?). Поднявшись со своего каменного кресла, Понтий Пилат уходит вместе со своим собеседником по лунной дороге… Бессмертие (Горький «Ларра») (Учитель вешает на доску 2 листок с выводом): Понтий Пилат, поговорив с Иешуа становиться «добрым человеком». За отказ от истины ему посланы муки, он раскаивается в содеянном, а затем – прощение. Видеозапись. Кто еще занят поиском истину в романе? (Мастер). - Когда впервые мы встречаемся с Мастером (кстати, какая это глава). - Чем был занят Мастер? О чем он писал? - Почему роман об Иешуа через 1000 лет (пытается проследить и понять истину). - Как складывается жизнь Мастера после окончания им романа? - Почему Мастер сжигает роман? (Страх. Сколько страхов у Мастера). Внешний Внутренний Критики; Он близко подошел к НКВД пониманию истины, так близко, что испугался. За других испугался (Маргарита). - Как произошло излечение Мастера? - О чем разговаривал с ним мессир? - Как вы думаете, готов ли он вернуться к той жизни, которая оборвалась так внезапно осенью «когда к нему постучал». (Не готов). - Может ли Мастер вслед за своим героем Иешуа называть всех людей «добрыми людьми»? (Нет) Учитель. Итак, Мастер нашел истину, которую искал, но он не хочет возвращаться к творчеству, он убит своей жизнью, а самое главное – он убит страхом. Одна из главных проблем романа – проблема страха. Страх помешал Пилату спасти Иешуа, настоять на отмене казни. Страх, одолел и Мастера. Критерием нравственности в человеке является способность побороть в себе страх. Поэтому (учитель вешает последний листок). Мастер отказался от своего творения (от поиска истины), не борется за воплощение своих идей, за смирение перед жизненными обстоятельствами. Он искупил вину тем, что открыл истину – покой. Просмотр видео. (фрагмент Воланд говорит о покое Мастера). 3. Робота по группам: Мы проанализировали как искали истину, приближались или отдалялись от нее герои романа. Я предлагаю Вам составить схему поиска истины, используя события, состояния души, афоризмы, изречения, цитаты. (1 группа – Иешуа; 2 группа – Понтий Пилат; 3 группа – Мастер). 15 минут на выполнение этого задания? Иешуа – добро, люди – «добрые» носитель добра т.к. творч. личность, живет интуитивно Рукописи не горят, истина всегда есть Итак, Мастер заслужил покой (фрагмент видео…). «Слушай беззвучие…» Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струится и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто – то отпускал на свободу мастера… На свободу? А не кажутся ли вам слова Маргариты слишком уж безальтернативными, более похожими на приговор. Мастер уже не мог выбирать самостоятельно, он полностью подчинялся велениям других! Так что же есть покой? – награда или наказание. Элементы диспута:
Мастер Стал ли он жертвой? А может, другой Виновником был вековечных терзаний… Мастер заслуживал только покой В завершеньи пути мистичных познаний. Чьей был он силой? Свет или тьма, Окутав беднягу в холодных объятьях, Заставили в страхе лишиться ума Разочарованным в людях – собратьях. Слабость и страх – причины тех бед, Что порою так свойственны душам талантов, Гоненья цензуры, жестокий запрет, А также скитанья темной силы мигрантов – Бездна событий… Он, не другой Получил в наказанье за то, что был гений Ни свет и ни счастье, а только покой – Вечность спокойных, холодных мгновений. |
Автор разработки: Ежаковская Марина Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1462 | Загрузок: 250 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |