Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: рассмотреть философские проблемы романа с позиции нравственности, помочь постичь взгляд автора на природу добра и зла, воспитывать милосердие, развивать логическое мышление. Тип урока: комбинированный. Форма: урок - размышление с элементами театрализации. Эпиграф к уроку Лишь две вещи удивляют и восхищают меня - звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. И. Кант. Оборудование: 1. Текст романа. 2. Роза - символ любви и христианства. 3. Стопка сшитых листов, бумага, символизирующая рукописи -творческое начало в человеке. 4. Ватман с рисунком камина, в котором пылает огонь. 5. Платок - орудие убийства и напоминание о милосердием. Ход урока: 1. Вступление. Слово учителя. Последний год жизни был очень тяжел для Булгакова. Он начал слепнуть, терять речь. Он умирал. Будучи врачом, он мог предсказать течение болезни, но он был Булгаков, и потому говорил, обращаясь к своей жене Елене Сергеевне: - Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел...» И они начинали хохотать. А теперь он лежал в темной комнате, с какой - то набедренной повязкой, потому что любая одежда причиняла боль, (Булгаков умер от гипертонического нефросклероз так похожий на распятого героя своего романа, и будто сбывалось главное, предсказанное Богом: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Света не было в прямом смысле, он был слеп. Шел 39-й год XX века. Мастер работает над романом: Елена Сергеевна читает, он слушает и вносит поправки. Она записывает: «- Он мне ненавистен, этот роман, - ответил мастер, - я слишком много испытал из-за него. - Я умоляю тебя, - жалобно попросила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу». А в дневнике Елена Сергеевна для себя: «Я люблю роман бесконечно». Но света оставалось все меньше. Елена Сергеевна дочитывала последние главы; Михаил Афанасьевич поработал над романом, но уже не было сил. Последнее, что слышал угасающий мастер, - это клятву жены: - Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать! А он ответил: - Чтобы знали,.. .чтобы знали... Он заслужил покой, он закончил роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Она проживет еще 30 лет, и сделает все, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным, и будет гладить обложки журнала «Москва», где роман впервые увидел свет. Вопросы к классу: - А что вы узнали, прочитав роман? Какие сделали выводы из прочитанного? - О чем этот роман? Слово учителя. Вы сами подняли те вопросы, о которых пойдет сегодня речь. 2. Объявление темы урока. 3. Робота над темой. Вопросы к классу. Вспомните, к какому типу романа относится «Мастер и Маргарита»? (сатирико-философский) - Какие же философские проблемы подняты в романе? (Свобода и насилие, художник и общество, смысл жизни человека, личность и общество, предназначение человека, выбор им жизненной позиции и др.) Слово учителя. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее глубоко воплощена темйа «художник и общество», к которой писатель обращался неоднократно. Московская обывательская среда конца 20-х годов - это фон, в который погружены корни всех проблем творящего мастера. Эта среда достойна сатирического изображения, Однако основная драма романа развертывается не в противоборстве Мастера с латунскими, ариманами и лавровичами. Вопросы к классу: - Какие проблемы, по - вашему, являются главными в романе: нравственные? Исторические? Социальные? (Нравственные) - А каковы основные категории нравственности? (Добро и зло) - Что же такое добро? (Ответы могут быть самыми разными, вплоть до примеров «на злобу дня» - поделится бутербродом с классом) Слово учителя. А теперь сопоставим ваши определения с определением, данным в словаре В. Даля. Открыть доску. 1. Добро - то, что хорошо, полезно; то, чего требует долг человека, (выборочно из толковых словарей В.Даля и Д. Ушакова). Зло - то, что противоположно добру. Дурное, греховное, вредное. 2. Умственное добро - истина, зло - ложь, (толковый словарь под ред. Д. Ушакова) В индийской религии и философии есть понятие «карма» -«закон возмездия», по которому к человеку рано или поздно возвращаются все его дела, и добрые, и злые. - Обратите внимание на эпиграф к уроку: Лишь две вещи удивляют и восхищают меня - звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. И. Кант. Провозгласив свое знаменитое, Кант не решился на выводы относительно того и другого. А вот русский философ В.Соловьев признавал «необходимость зла», зла во благо (работа В. Соловьева «Три разговора»). Вопрос к классу: - Как, по-вашему, существует ли зло во благо? - Кто в романе воплощает эту идею? (Воланд) Вспомним эпиграф к роману: ... так кто же ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете «Фауст». - Кого наказывает Воланд и как? (« Подобное лечит подобным»: взяточнику дает взятку, любителям дармовщины - деньги и наряды, Проучил воров, трусов, хамов, приспособленцев, очковтирателей.) - Действительно, здесь зло неизбежно, и это зло во благо. - Какой вывод делает князь тьмы, проведя сеанс черной магии в «Варьете»? (Цитата. « Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы, из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди,... в общем, напоминают прежних...) - Милосердие. В чьи сердца стучится милосердие? Будем убедительны и конкретны. (Иешуа, умирая от жажды: «Дай попить ему». Маргарита: «Я хочу, чтобы Фриде переслали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка, женщина в ложе на сеансе Воланда: «Ради бога, не мучьте его!», Левий Матвей: «Бог, за что гневаешься на него? Пошли ему смерть», и т.д.) Милосердие - единственное, против чего бессилен Воланд. Вспомним 1-ю заповедь из «Библии»: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». - Любовь. То, на чем держится мир. Всепрощающая и жертвенная любовь Маргариты, всеобъемлющая любовь Иешуа, преданная любовь Левия Матвея. А Воланд с уважением относится к влюбленным, помогает им. - Маргарита попросила за Фриду, за Мастера и Маргариту попросил Воланда Иешуа, передав просьбу через Левия. А еще? (За Понтия Пилата попросил Иешуа, а Мастер, как и Маргарита, совершил чудо одним только словом.) - Какой грех совершил Пилат? (Самый страшный, по мнению Булгакова, - он струсил.) - Смелый человек, а струсил. Почему? (Испугался власти, т.к. одна власть, представителем которой он был, боится еще более сильной власти). - Почему же он прощен? («Двенадцать тысяч лун за одну луну когда - то, не слишком ли это много? Пилата мучает совесть). - Спокойная совесть - это достояние дьявола, беспокойная - Бога. - Свободен! Свободен! Он ждет тебя! «Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил». «Невидима и свободна! Невидима и свободна! - повторяла Маргарита, летя на бал к Воланду. К сожалению, свободны они с мастером стали только в ином мире. В современной им Москве они никогда бы счастливыми не стали, т.к. свобода и счастье неразделимы. Свобода творчества и свобода любви, - не эти ли нравственно - философские категории заключаются в названии романа? Не в этом ли счастье человека? Заключительный этап урока. Учитель: - Урок этот, в какой - то мере завершающий, поэтому мы с учениками решили подготовить клип по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Звучит музыкальная композиция Сценарий клипа (5 мин.) 1. «Приговор». Входит Понтий Пилат, на лице его отражены муки от головной боли. Он читает в пергаменте о составе преступления. Вводят арестованного. 2. Иешуа и Пилат. Понтий жестом приказывает развязать руки Иешуа. Ученики жестами и выражениями лиц разыгрывают сцену разговора, закончившегося смертным приговором. 3. Сцена встречи Маргариты с Мастером. Ученица, играющая Маргариту, появляется желтыми цветами. Мастер идет вслед за ней. Встреча. 4. «Рукописи не горят». Ученик, играющий мастера, рвет и бросает в горящий камин рукописи (камин нарисован на листе ватмана). Вбегает Маргарита. Она выхватывает рукописи и пытается спасти их от огня. Успокаивает Мастера. 5. Появление Воланда и его свиты. Должно быть очень эффектным. Каждый подчеркивает важную черту характера! Воланд - иронию; Гелла - кокетство и услужливость; Бегемот - плутовство; Азазелло - умение и ловкость; Коровьев - Фагот - (неразлучная парочка Коровьев и Бегемот должны дополнять друг друга.) 6. «Извлечение» мастера. Услужливая Гелла подает ему рюмку. Мастера приводят в чувство. Маргарита заботливо опекает его. Ему возвращают рукопись романа. 7. «Каждому свое». Актеры покидают класс. Понтий Пилат с Иешуа (обнявшись по - дружески) - Мастер и Маргарита вслед за свитой, но затем поворачивают и остаются в классе, как и Иешуа с Пилатом, но в разных «пространствах». И только свита Воланда покидает зрителей, уходя «во тьму» (за дверь). |
Автор разработки: Хаустова Ольга Владимировна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 691 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |