Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; развивать умение обобщать прочитанное и делать выводы; продолжать работу по выработке обучению приёмам литературоведческого анализа; пробуждать интерес к духовной жизни человека. Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности; формировать умение личности; формировать умение ценить прекрасное. Оборудование: текст романа, иллюстрации к роману, выставка книг «Жизнь и творчество Толстого», видеозапись фильма «Война и мир», аудиозапись фрагмента из оперы «Война 1812 года», таблица «Истинные и ложные жизненные ценности героинь в романе «Война и мир». Тип урока: комбинированный. Жанр урока: урок-размышление. Эпиграф урока: «…что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота. Или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н. Заболоцкий) Ход урок I. Организационный момент II. Объявление темы и цели урока Слово учителя «Толстой –это целый мир… Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Эти слова сказал Алексей Максимович Горький о великом писателе. Классика поэтому и классика, что она даёт читателю духовное образование. Именно благодаря духовности своих произведений и ведут писатели разговор с потомками. Чтение произведения – это 1000 вопросов к автору. Если у тебя нет вопросов – значит ты не читаешь. И вот на сегодняшнем уроке у нас будет возможность задать эти вопросы. Толстой – мастер деталей, для него не существует мелочей в изображении движений человеческой души. Именно поэтому переживания его героев так глубоки и искренни, что читая их, невольно переживаешь вместе с героями и отчаяние, и радость, и вдохновение, и любовь. Сегодня наши герои будут отвечать на ваши вопросы, а вы, уважаемые читатели, сможете дополнить свои представления о них. Сегодня мы поговорим о нравственной красоте женщин в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Перед вами, уважаемые читатели, три группы. Каждая группа будет представлять нам с вами одну из героинь романа. Ребята готовились рассказать нам, ответить на ваши вопросы. Итак, давайте начнём. Эпиграфом нашего урока являются слова Николая Заболоцкого, который, мне кажется, очень точно сказало красоте. На вопрос «Что такое красота?» Толстой уже дал свой ответ. Сегодня мы поговорим о том, в чём заключается нравственная красота женских образов романа, из чего она рождается, как проявляется. Первый вопрос я хочу задать читателям. В каких персонажах романа Толстой отразил часть своей родословной? - Ответ учащихся. Учитель: Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа «Война и мир». К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и страдания, которые очищают душу. Итак, слово нашим героям. Работа 1 группы (За столом 4 человека, в том числе ученица, представляющая образ Наташи Ростовой. Работают 3 человека) 1-я ученица: Мы расскажем вам о Наташе Ростовой. Представление Толстого о красоте и добре, воплощение идеалов – это образ Наташи. (Рассказ ученицы о Наташе с использованием видеозаписи) Вторая яркая сцена образа – в гостях у дяди. (Рассказ ученицы. Видеозапись фрагмента фильма «Наташа танцует у дядюшки») 3-я ученица: А теперь я хочу задать нашим читателям вопрос. - Как могло произойти, что Наташа, с её чуткостью,верным пониманием людей, добра и зла не разглядела Анатоля? Можем ли мы ей это простить? - Ответ учащихся - Вопрос учителя к читателям: Андрей Болконский – зрелый человек, но всё же не посмел ослушаться отца, который отложил свадьбу на год. Может он сомневался в Наташе? - Ответ учащихся 2-я ученица: Истинное чувство к Наташе, так не похожей на пустых, вздорных женщин «света», пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло его душу. (Рассказ ученицы с использованием фрагментов видеозаписи) Учитель: Давайте теперь послушаем нашу героиню. – Наташа Ростова (ученица, изображающая образ героини): - Сила любви оживила меня после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Я думала, что жизнь закончена… (рассказ ученицы, составленный самостоятельно) - Работа по таблиц вижу, что у вас много вопросов к героине, мы их обязательно ей зададим, но давайте предоставим слово следующей героине. Итак, княжна Марья Болконская. Работа 2-ой группы (За столом 2 ученицы. Одна представляет образ героини) 1-я ученица: Толстой очень часто подчёркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи и при этом любуется ею, заставляет и вас, читателей, полюбить её, поверить в её счастье. Непросто складывается судьба княжны (рассказ ученицы с использованием видеозаписи фрагментов фильма) - Княжна Марья (ученица, изображающая образ героини): - Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в жизни, её глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала (рассказ ученицы с использованием фрагментов видеозаписи). А для вас, читатели, чтобы вы поняли лучше меня, я прочту самое сокровенное:страничку из моего дневника накануне свадьбы с Николаем Ростовым ( читает строки из личного дневника, раскрывающие мечты и желания девушки) - Учитель: Уважаемая княгиня! Подойдите теперь, пожалуйста, к таблице и заполните её графы. (работа с таблицей) - Учитель: А мы снова возвращаемся к нашим героиням. Работа 3-й группы (за столом 2-3 ученицы, одна из которых представляет образ Элен) 1-я ученица: Толстой не любил высший свет с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Не интересна ему Элен Безухова, потому что в её роскошной оболочке нет жизни, нет движения (рассказ о героине ) 2-я ученица: Для полного представления об этой героине я хочу вам только показать фрагменты этого образа. По-моему, она не заслуживает внимания (фрагменты видеозаписи с комментированием ученицы) А теперь, пожалуйста, представьтесь сами. -Элен Безухова ( ученица, изображающая этот образ) – Вы уж так меня представили... Вы считаете, что я глупа? Но быть принятым у меня салоне считалось « дипломом ума». Все восхищаются каждым моим словом – а вы утверждаете, что я говорю глупости? (рассказ о себе). А этот мой муженёк – Пьер? Он заявляет, что увлёкся моей «кукольной красотой». Ну, уважаемые читатели, скажите теперь: в чём же он убедился, прожив со мной? - Ответы учащихся Читатель: Когда Наташа сталкивается с вами, Элен, вот здесь порочность ваша выступает в сравнении с ней особенно ярко. Её история с Анатолем до конца показывает подлую и бессердечную курагинскую породу. (ответ Элен) - Учитель: Ну, что ж, Элен, и вам в нашей таблице нужно заполнить графы. (работа с таблицей) -Учитель: Герои Толстого,исключительно все, задают себе вопрос: «Для чего жить и что такое Я?» и пытаются ответить на этот вопрос. Но вопрос этот непостижим. И если кто-то находит ответ на него, то этот ответ часто очень жесток. Не оттого ли мы мучаемся над решением этого вопроса уже много тысяч лет. Вопросы… вопросы….Итак, теперь ваши вопросы. Начнём с читателей. Вопрос читателя: Вы, Наташа, ничего не сказали о своей матери, графине Ростовой. Мне лично кажется, что это ещё один прекрасный образ женщины в романе. Не правда ли? (ответ) Вопрос читателю задаёт учащийся 1-й рабочей группы: Какой замысел был у Толстого в отношен Натальи? (ответ ) Вопрос читателям: Чему можно поучиться в семьях, изображённых Толстым? (ответ) Вопрос учителя: Логично ли, на ваш взгляд, соединение в конце романа семей Ростовых, Безуховых, Болконских? С гордостью Болконских и простотой Ростовых разве это реально? (ответы учащихся) Учитель: Значит есть чему учиться нашему современнику у героев Толстого. Толстой признавал за человеком, достойным счастья, право на счастье, утверждая эту мысль в судьбах своих героинь. Конечно же, Толстой выше всего ценил в женщине жену и мать. Вам предлагаются темы для сочинений следующие…( на доске написаны темы домашнего сочинения) III. Итог урока. Выводы. Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы нашли на многие ваши вопросы ответы, поэтому написать сочинение не составит вам труда. Оценивание работы учащихся, выставление оценок. IV. Домашнее задание Написать домашнее сочинение по темам, предложенным учителем. |
Автор разработки: Буга Ольга Петровна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1649 | Загрузок: 241 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |