Главная » Разработки уроков » Литература

Л. Н. Толстой и В. А. Сухомлинський о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

Цели:

Образовательные: раскрыть особенности рассказа «После бала» и  писательский замысел; дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема;  формировать нравственные качества по морально – этическим понятиям; обучать культуре ведения диалога. (социальная компетентность, информационная     компетентность)

Развивающие: содействовать проявлению личностного отношения    учащихся к прочитанному и его самостоятельной  оценки; развивать логику, мышление, умения делать выводы. (коммуникативная компетентность, компетентность саморазвития и самообразования)

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого и  В.А.Сухомлинского, внимание к  художественному слову;  прививать духовность, любовь к ближнему,  гуманное отношение друг к другу; воспитывать    активную жизненную позицию. (поликультурная компетентность, компетентность  продуктивной творческой деятельности)

Оборудование: мультимедийное  оборудование, презентация Microsoft Power Point, иллюстрации к рассказу «После бала» (проектируются на экран), цитаты В.А.Сухомлинского.                                 

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

В.А.Сухомлинский.

Ход урока.                                                  

I. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого.

- Что вы можете сказать о качествах этого  удивительного человека?

(ответы учащихся с использованием приема  «Свободный микрофон»)

Выступление учащегося. Монолог писателя.

В детстве я очень любил одну игру. Старший брат объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми;  не будет болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Слово «муравейные» мне особенно нравилось, оно напоминало муравьев в кочке. Тайна человеческого счастья была, по словам брата, написана им на зеленой палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага. Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий и сделать много добрых дел. Идеал  «муравейных братьев» - я пронес через всю жизнь, мы называли это игрой, - а на между тем все на свете игра, кроме  этого.

- Что такое счастье?

(Энциклопедия:

счастье – этическая категория, выражающая полное высшее удовлетворение поступком, событием,  делами).

 Выразительное чтение стихотворения  Э.Асадова  и цитаты В.А. Сухомлинского, (проектируются на экран).

Что такое счастье? С правдой быть в ладу.

Малого и старого не давать в беду.

Что такое счастье? Строить день-деньской,

Чтоб остаться долго в памяти людской.

Что такое счастье? Молодым умом

Постигать науки на пути земном.

Верить в человечность, коль придет беда,

Чуткость и сердечность проявлять всегда.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

                                                                  В.А.Сухомлинский

(Выразите свое мнение, прокомментировав данную цитату)

- Что вы можете сказать о В.А.Сухомлинском?

(Выступление творческой группы с презентацией книги «Письма к сыну»)                                 

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Работа над рассказом  «После бала».

Слово учителя с элементами беседы. Дома вы прочитали рассказ «После бала». Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного отношения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы,  такие как ….. (долг, честь, совесть, гуманность)

- Сюжет рассказа не сложен, назовите его.

   - Какое событие описано?

(потрясение героя от увиденного после бала)

  - Что необычного вы увидели в построении рассказа?

(разговор ведется о нравственных ценностях человека,  используется контраст как прием)

      - Что построено на контрасте?

(описание событий бала и после, психологическое состояние героя)

- Что мы называем контрастом?

(Противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами)

Контраст является выразительным приемом. 

- Для чего же здесь используется этот прием?

(оказать эмоциональное воздействие на читателя.)

Анализ эпизодов. Аналитическое чтение начала рассказа

(- Вот вы говорите, что человек  не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае.)

Поведение человека должно быть одинаковое. Он не должен приспосабливаться. Надо быть всегда самим собой.

Краткий пересказ 1-й части от главного лица.  (Рассказ учащегося)

 Беседа о прочитанном.

- Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?                       (Доволен, счастлив, влюблен, смотрит на все с восторженным изумлением)  

- Как воспринимал рассказчик полковника на балу?       

Рассказ об отце Вареньки.

Мазурка. Отец и дочь.

 (Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них); 

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

(я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья)

Краткий пересказ 2-й части от лица главного героя.

(Неприятная, визгливая музыка. Наказываемый.)

Беседа.

- В каком эпизоде усиливается контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

- Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция?

- Как это сочетается с его настроением на балу?

- Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»?

-Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе?

- Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?

Делай так,  как подсказывает твое сердце.

- Как это пожелание Сухомлинского мог бы воспринять полковник?

-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. Как вы думаете, так ли это?

Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья.

В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» [http://lib.rus.ec/b/54796] приводит цитату Мартина Лютера Кинга:

Прокомментируйте данную цитату.

Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Подтвердите это текстом.

(Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь внутреннего противостояния общественному злу. Но он не сделал вывод, что с насилием надо бороться)

 - Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

  - Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого:

с изменения «внешних условий», «среды» или себя?  Как вы думаете?

 Вывод.

Проблемы, которые поставил Л.Н.Толстой волнуют не одно поколение. Назовите их.

(Справедливость, честь, достоинство…)

 Приведите цитаты В.А.Сухомлинского подобранные вами к данному произведению.

Если ты привыкнешь не обращать внимание на что – нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимание ни на что.

Не давай погаснуть в себе первым движениям души, потому что они самые благородные.

Подавлять в себе голос совести – очень опасное дело.

Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.

Слово учителя.

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

  Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью, а самое страшное , с равнодушием. Уроки литературы помогают нам формировать нравственные качества. Сегодня , в образе Ивана Васильевича мы увидели отчасти самого Толстого, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…Об этом говорил и писал замечательный русский писатель и педагог Василий Александрович Сухомлинский. Обратимся к эпиграфу урока и прокомментируем его.

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

В.А.Сухомлинский.

Домашнее задание. Сочинение – размышление.

Какой совет дал бы В.А.Сухомлинский главному герою рассказа  «После бала»?

Слово учителя. Сегодня на уроке мы много говорили о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. И мне бы хотелось закончить нашу встречу стихотворением Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство -
вот оно, святое наше воинство. 

Протяни ему свою ладонь, 
за него не страшно и в огонь. 

Лик его высок и удивителен. 
Посвяти ему свой краткий век. 
Может, и не станешь победителем, 
но зато ты будешь  человек.

Л. Н. Толстой и В. А. Сухомлинський о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

Скачать конспект (9.80 Mb)



Автор разработки: Громчакова Л.Н., Жигло И.В.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1315 | Загрузок: 183 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Сухомлинський, Толстой

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»