Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: Образовательные: раскрыть особенности рассказа «После бала» и писательский замысел; дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема; формировать нравственные качества по морально – этическим понятиям; обучать культуре ведения диалога. (социальная компетентность, информационная компетентность) Развивающие: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к прочитанному и его самостоятельной оценки; развивать логику, мышление, умения делать выводы. (коммуникативная компетентность, компетентность саморазвития и самообразования) Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого и В.А.Сухомлинского, внимание к художественному слову; прививать духовность, любовь к ближнему, гуманное отношение друг к другу; воспитывать активную жизненную позицию. (поликультурная компетентность, компетентность продуктивной творческой деятельности) Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Power Point, иллюстрации к рассказу «После бала» (проектируются на экран), цитаты В.А.Сухомлинского. Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. В.А.Сухомлинский. Ход урока. I. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя с элементами беседы. На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого. - Что вы можете сказать о качествах этого удивительного человека? (ответы учащихся с использованием приема «Свободный микрофон») Выступление учащегося. Монолог писателя. В детстве я очень любил одну игру. Старший брат объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Слово «муравейные» мне особенно нравилось, оно напоминало муравьев в кочке. Тайна человеческого счастья была, по словам брата, написана им на зеленой палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага. Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий и сделать много добрых дел. Идеал «муравейных братьев» - я пронес через всю жизнь, мы называли это игрой, - а на между тем все на свете игра, кроме этого. - Что такое счастье? (Энциклопедия: счастье – этическая категория, выражающая полное высшее удовлетворение поступком, событием, делами). Выразительное чтение стихотворения Э.Асадова и цитаты В.А. Сухомлинского, (проектируются на экран). Что такое счастье? С правдой быть в ладу. Малого и старого не давать в беду. Что такое счастье? Строить день-деньской, Чтоб остаться долго в памяти людской. Что такое счастье? Молодым умом Постигать науки на пути земном. Верить в человечность, коль придет беда, Чуткость и сердечность проявлять всегда. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. В.А.Сухомлинский (Выразите свое мнение, прокомментировав данную цитату) - Что вы можете сказать о В.А.Сухомлинском? (Выступление творческой группы с презентацией книги «Письма к сыну») II. Актуализация опорных знаний учащихся. Работа над рассказом «После бала». Слово учителя с элементами беседы. Дома вы прочитали рассказ «После бала». Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного отношения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы, такие как ….. (долг, честь, совесть, гуманность) - Сюжет рассказа не сложен, назовите его. - Какое событие описано? (потрясение героя от увиденного после бала) - Что необычного вы увидели в построении рассказа? (разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием) - Что построено на контрасте? (описание событий бала и после, психологическое состояние героя) - Что мы называем контрастом? (Противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами) Контраст является выразительным приемом. - Для чего же здесь используется этот прием? (оказать эмоциональное воздействие на читателя.) Анализ эпизодов. Аналитическое чтение начала рассказа (- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае.) Поведение человека должно быть одинаковое. Он не должен приспосабливаться. Надо быть всегда самим собой. Краткий пересказ 1-й части от главного лица. (Рассказ учащегося) Беседа о прочитанном. - Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»? (Доволен, счастлив, влюблен, смотрит на все с восторженным изумлением) - Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Рассказ об отце Вареньки. Мазурка. Отец и дочь. (Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них); В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал? (я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья) Краткий пересказ 2-й части от лица главного героя. (Неприятная, визгливая музыка. Наказываемый.) Беседа. - В каком эпизоде усиливается контраст? (Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.) - Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? - Как это сочетается с его настроением на балу? - Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? -Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? - Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело? Делай так, как подсказывает твое сердце. - Как это пожелание Сухомлинского мог бы воспринять полковник? -Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья. В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» [http://lib.rus.ec/b/54796] приводит цитату Мартина Лютера Кинга: Прокомментируйте данную цитату. Обобщение. -Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло) - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? (Отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь внутреннего противостояния общественному злу. Но он не сделал вывод, что с насилием надо бороться) - Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик? - Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? Как вы думаете? Вывод. Проблемы, которые поставил Л.Н.Толстой волнуют не одно поколение. Назовите их. (Справедливость, честь, достоинство…) Приведите цитаты В.А.Сухомлинского подобранные вами к данному произведению. Если ты привыкнешь не обращать внимание на что – нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимание ни на что. Не давай погаснуть в себе первым движениям души, потому что они самые благородные. Подавлять в себе голос совести – очень опасное дело. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды. Слово учителя. Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью, а самое страшное , с равнодушием. Уроки литературы помогают нам формировать нравственные качества. Сегодня , в образе Ивана Васильевича мы увидели отчасти самого Толстого, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…Об этом говорил и писал замечательный русский писатель и педагог Василий Александрович Сухомлинский. Обратимся к эпиграфу урока и прокомментируем его. Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. В.А.Сухомлинский. Домашнее задание. Сочинение – размышление. Какой совет дал бы В.А.Сухомлинский главному герою рассказа «После бала»? Слово учителя. Сегодня на уроке мы много говорили о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. И мне бы хотелось закончить нашу встречу стихотворением Б.Окуджавы. Совесть, Благородство и Достоинство - Протяни ему свою ладонь, Лик его высок и удивителен. |
Автор разработки: Громчакова Л.Н., Жигло И.В. Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1315 | Загрузок: 183 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |