Главная » Разработки уроков » Литература

Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Цель урока: на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений,  способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.

Тип урока: урок развития связной речи (устно)

Оборудование:  текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»,  Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям

                         Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.  

                         Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

                          да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

                          И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

                          но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

I.                   Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети  спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу ( 470-399 гг. до н.э.).  Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена.  Волнует она нас и сегодня.  Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все  лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека  на земле. Обращение к эпиграфу урока.

Предварительное домашнее задание: перечитать соответствующие главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. V, гл.X), романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.1, ч.1, гл. XXV; т.2, ч.1, гл.XVI), подготовить сообщения на предложенные темы.

II.      Работа над темой урока

1.        Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.

Учитель.  Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям.  Запишите их  в таблицу в порядке возрастания значимости.

Положительные качества

Отрицательные качества

1.

Любовь

Эгоизм

2.

Искренность

Лицемерие

3.

Великодушие

Черствость

4.

Сдержанность

Бестактность

5.

Деликатность

Категоричность

6.

Терпимость

Непримиримость

2.       Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века

   Учитель.     Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе.  В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?

   Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях  А.С. Пушкин  и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается  в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в  комедии «Горе от ума»  А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов»,  Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в  романе Тургенева «Отцы и дети».  

   Учитель.  Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.

3.       Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

   Учитель. Каждый из писателей по-разному разрешает  проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она  раскрывается  во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым,  Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых.  Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили  ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при  подготовке к ответам.

   Учащиеся.  Общими являются непримиримость к иным  взглядам и убеждениям, категоричность суждений.

   Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако  давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.

   Учащиеся  читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, - начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!... Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее  этих господчиков…»

   Учитель. Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат  друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение  к  их принципам и  жизненным ценностям всегда  приводит к конфликту.   Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел  к настоящей дуэли. Были  ли в ней победители?

   Учащиеся.  Все герои потерпели поражение.  Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.

   Учитель. Можно ли конфликт  поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?

  Учащиеся.  Да, если поколение «детей» будет  проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.   

   Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

Сообщение учащегося « Базаров и родители»

Сложные отношения  между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется.  Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое  внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели.  В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».

Учитель. И.С.Тургенев показывает, что  несмотря на противоречия  между поколениями,  их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.

  Учитель. Существует ли  проблема отцов и детей  в семье Николая Петровича Кирсанова?

Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт  (во многом благодаря Николаю Петровичу).

Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»

Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности.  Он много читает, любит природу, музыку, поэзию.  Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения  сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни.  Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении  Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая  душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.

Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет  такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)

Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын.  «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть,  она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» - говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что  едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».

Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых  детей очень важна сдержанность и  деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения  детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание.  Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?

Учащиеся.  Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие  мыслей и поступков, чем  закономерная неизбежность

4.       Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны.  Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные  ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.

Сообщение учащегося «Семья Ростовых».

В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера - холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому  безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца,  проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют  взаимоотношения и поведение всех членов семьи.  

Учитель. Почему  размолвки, споры  между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?

Учащиеся.  И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.

Учитель. Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… - Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, - простите меня!»

Учитель. Собственная честь и честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной  чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.

Учитель.  Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?

Ученики. Сдержанность.

Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.

Сообщение  учащегося.  «Болконские»

Болконские -  аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой  на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь.  Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна  Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.

Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу  план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов».  Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте.  Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая  «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени.  Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.

Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

·         Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».

·          Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и  воспитать в семье Болконских.

·         Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит:      « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…  А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого  вы могли бы не говорить мне, батюшка».

·         Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает  его поступки.

·          Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству  своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.

Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.

5.      Фронтальная проверка  и обсуждение тезисов. С помощью учителя   проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):

·         В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.

·         Конфликт поколений можно разрешить мирным путем,  если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

·         Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.

·         В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.

·          Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.

6.   Заключительное слово учителя

  Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он?  К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями  писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую  мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».

III.         Домашнее задание

Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»

Литература

1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.

2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.

3..Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

4.. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах  - Т.2. – М.: Художественная литература,1988.

5.. Тургенев И.С. Избранные сочинения / Редкол. Г. Беленький, П.Николаев и др. – М.: Художественная литература, 1987.

Проблема  «отцов»  и «детей»  в произведениях русской литературы XIX века

Скачать конспект (20.8 Kb)



Автор разработки: Мартыновская Л.В.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2284 | Загрузок: 242 | Комментариев: 4

Ключевые слова: Тургенев, Толстой

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»