Главная » Разработки уроков » Физика |
Цели и задачи урока: Образовательная: продолжить формирование понятия тока в различных средах, ознакомить учащихся с проводимостью жидкостей и растворов, ознакомить учащихся с проводимостью электролитов, вывести закон Фарадея. Обеспечить усвоение и закрепление нового материала, расширить знания учащихся, продолжить формирование понятия «электролиза», формирование понятия единства теории и практики. Обеспечить повторение и закрепление материала. Развивающая: выделить главное в большом объеме информации при помощи опорного конспекта. Сопоставлять понятие процесса электролиза с физической и химической точки зрения. Развивать познавательный интерес. Воспитательная: продолжить формирование представлений о связи природы и духовного мира человека, учить находить и воспринимать прекрасное в природе и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний Оборудование: плакаты, презентация для мультимедийного проектора лабораторное оборудование для проведения практической работы, план-карты, дополнительная литература. Ход урока I этап. Мотивация учебной деятельности учащихся С электропроводностью растворов солей в воде связано очень многое в нашей жизни.С первого удара сердца (“живое” электричество в теле человека, на 80% состоящем из воды) до автомобилей на улице, плееров и мобильных телефонов (неотъемлемой частью этих устройств являются “батарейки” - электрохимические элементы питания и различные аккумуляторы - от свинцово-кислотных в автомобилях до литий-полимерных в самых дорогих мобильных телефонах”. В огромных, дымящихся ядовитыми парами чанах из расплавленного при огромной температуре боксита электролизом получают алюминий - “крылатый” металл для самолетов и банок для “фанты”. Все вокруг - от хромированной решетки радиатора иномарки до посеребренной сережки в ухе когда-либо сталкивалось с раствором или расплавом солей. А, следовательно, с электрическим током в жидкостях. Не зря это явление изучает целая наука - электрохимия, но нас сейчас больше интересуют физические основы этого явления Учитель физики: (На доске написана тема урока, схемы, рисунки механизма растворения кристалла хлорида натрия) (Учитель объясняет тему учащимся) Сегодня тема нашего урока «Электрический ток в жидкостях». II этап. Изучение нового материала Учитель С проводимостью электрического тока в растворах вы уже немного знакомы из курса химии, и поэтому сейчас мы повторим этот материал. Мы с вами вспомним теорию электролитической диссоциации и попытаемся провести единую линию в этом процессе с точки зрения химии и физики. Для этого проведем лабораторный опыт: (учитель показывает опыт, и на все поставленные вопросы отвечают учащиеся) Возьмем три стакана: 1/ Кристаллическая соль хлорида натрия Опустим электроды в каждый стакан, что мы наблюдаем? 1/ лампочка - не засветилась Почему? Объясните с точки зрения физики по схемам. Учитель Давайте рассмотрим с вами схемы трех опытов. Почему в первых двух случаях лампочка не засветилась, а в третьем случае - засветилась? разрушается с образованием гидратированных ионов. Они и являются проводниками тока. Распад электролита на ионы при растворении в воде называется ЭЛД. Учитель Итак, мы выяснили, как появились ионы. Образовавшиеся ионы участвуют в хаотичном тепловом движении. Если ионы разных знаков сближаются на достаточно близкое расстояние, то они могут образовать молекулу. Процесс - рекомбинации. Это обратный процесс - диссоциации. Диссоциация определяется степенью диссоциации, отношением числа продиссоциированных молекул на ионы к общему числу молекул. Если число продиссоциированных молекул в единицу времени равно числу рекомбинируемых за это же время, то наступает динамическое равновесие. Рассмотрим две схемы:
Дистиллированная вода и кристаллическая соль являются диэлектриками, а раствор хлорида натрия - проводник. Откуда взялись носители зарядов? С этим вопросом нам поможет разобраться химия. Учитель физики Окислительно - восстановительный процесс, протекающий на электродах при пропускании электрического тока через раствор или расплав называется - электролизом. Что же такое электролиз с точки зрения химии и как протекают процессы на электродах, вы рассмотрите с учителем химии. Учитель: Рассмотрим электролиз расплава хлорида меди и раствора нитрата меди, (к доске вызывается два ученика, которые записывают схемы электролиза и составляют уравнения реакций, протекающих на электродах, а затем объясняют.) Учитель: Рассмотрев теорию диссоциации и электролиза с химической точки зрения, мы можем использовать данные процессы для расчетов массы вещества. Рассмотрим закон электролиза. Зная механизм электропроводимости электролитов, можно определить массу выделившегося вещества при электролизе: Масса вещества, выделяющаяся на электроде, прямо пропорциональна общему заряду, прошедшему через электролит. Закон Фарадея 1832 год. Используя закон Фарадея, можно определить заряд электрона. Применение электролиза: (заранее дать нескольким к учащимся сообщения по применению электролиза) III. Закрепление материала Учитель Для закрепления темы проведем лабораторный опыт: Задание для ученика: Провести электролиз раствора сульфата меди, определить массу меди, выделившейся на катоде, за промежуток времени 15 мин. Задача: рассчитать массу используя формулы, рассчитать заряд электрона меди, выделившейся на катоде, Учитель (подводит итоги урока) Я надеюсь, что, используя знания химии, мы смогли шире и глубже понять процесс проводимости тока в жидкостях. Решение задач (устно): 1) Почему нельзя прикасаться к неизолированным электрическим проводам голыми руками? (Влага на руках всегда содержит раствор различных солей и является электролитом поэтому создает хороший контакт между проводами и кожей) 2) Почему для гальванического покрытия изделия чаще используют никель и хром? (большая химическая стойкость, механическая прочность и после полировки дают красивый блеск) 3) Почему провода осветительной сети обязательно имеют резиновую оболочку, а провода, предназначенные для сырых помещений кроме того, еще просмолены снаружи? (так как влага на проводах представляет электролит и является проводником, а это может привести к короткому замыканию и пожару) Предлагаю работу в парах: Учащиеся делают самостоятельно таблицу: «Сходства и различия в электропроводности металлов и жидкостей» (один ученик описывает металлы, другой – жидкости) IV этап. Выставление и комментирование оценок учеников. V этап. Домашнее задание. Выучить § 19; повторить § 16, § 17; Задания обязательные: упр.12 № 2,№ 3 (стр 87); «Электрический ток в различных средах». VI этап. Рефлексия. Возвратитесь к цели урока и ответьте на вопросы: ( приложение Презентация «Электрический ток в жидкостях» ) |
Автор разработки: Орлова Лариса Васильевна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1382 | Загрузок: 229 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |