Главная » Разработки уроков » Физика

Электрический ток в жидкостях

Цели и задачи урока:

Образовательная:

продолжить формирование понятия тока в различных средах, ознакомить учащихся с проводимостью жидкостей и растворов, ознакомить учащихся с проводимостью электролитов, вывести закон Фарадея. Обеспечить усвоение и закрепление нового материала, расширить знания учащихся, продолжить формирование понятия «электролиза», формирование понятия единства теории и практики. Обеспечить повторение и закрепление материала.

Развивающая: выделить главное в большом объеме информации при помощи опорного конспекта. Сопоставлять понятие процесса электролиза с физической и химической точки зрения. Развивать познавательный интерес.

 Воспитательная: продолжить формирование представлений о связи природы и духовного мира человека, учить находить и воспринимать прекрасное в природе и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний

Оборудование: плакаты, презентация для  мультимедийного проектора лабораторное оборудование для проведения практической работы, план-карты, дополнительная литература.

Ход урока

I этап. Мотивация учебной деятельности учащихся

 С электропроводностью растворов солей в воде связано очень многое в нашей жизни.С первого удара сердца (“живое” электричество в теле человека, на 80% состоящем из воды) до автомобилей на улице, плееров и мобильных телефонов (неотъемлемой частью этих устройств являются “батарейки” - электрохимические элементы питания и различные аккумуляторы - от свинцово-кислотных в автомобилях до литий-полимерных в самых дорогих мобильных телефонах”. В огромных, дымящихся ядовитыми парами чанах из расплавленного при огромной температуре боксита электролизом получают алюминий - “крылатый” металл для самолетов и банок для “фанты”. Все вокруг - от хромированной решетки радиатора иномарки до посеребренной сережки в ухе когда-либо сталкивалось с раствором или расплавом солей. А, следовательно, с электрическим током в жидкостях. Не зря это явление изучает целая наука - электрохимия, но нас сейчас больше интересуют физические основы этого явления

Учитель физики:

(На доске написана тема урока, схемы, рисунки механизма растворения кристалла хлорида натрия) (Учитель объясняет тему учащимся)

Сегодня тема нашего урока «Электрический ток в жидкостях».

II этап. Изучение нового материала

Учитель

 С проводимостью электрического тока в растворах вы уже немного знакомы из курса химии, и поэтому сейчас мы повторим этот материал.

Мы с вами вспомним теорию электролитической диссоциации и попытаемся провести единую линию в этом процессе с точки зрения химии и физики. Для этого проведем лабораторный опыт: (учитель показывает опыт, и на все поставленные вопросы отвечают учащиеся)

Возьмем три стакана:

1/ Кристаллическая соль хлорида натрия
2/ Дистиллированная вода 
3/ Раствор хлорида натрия

Опустим электроды в каждый стакан, что мы наблюдаем?

1/ лампочка -  не засветилась 
2/ лампочка -  не засветилась 
3/ лампочка -  засветилась

Почему? Объясните с точки зрения физики по схемам.

Учитель

Давайте рассмотрим с вами схемы трех опытов. Почему в первых двух случаях лампочка не засветилась, а в третьем случае - засветилась?

разрушается с образованием гидратированных ионов. Они и являются проводниками тока. Распад электролита на ионы при растворении в воде называется ЭЛД.

 Учитель  

Итак, мы выяснили, как появились ионы.

 Образовавшиеся ионы участвуют в хаотичном тепловом движении. Если ионы разных знаков сближаются на достаточно близкое расстояние, то они могут образовать молекулу.

 Процесс - рекомбинации. Это обратный процесс - диссоциации. Диссоциация определяется степенью диссоциации, отношением числа продиссоциированных молекул на ионы к общему числу молекул. Если число продиссоциированных молекул в единицу времени равно числу рекомбинируемых за это же время, то наступает динамическое равновесие.

Рассмотрим две схемы:


Сделаем вывод:

Дистиллированная вода и кристаллическая соль являются диэлектриками, а раствор хлорида натрия - проводник. Откуда взялись носители зарядов? С этим вопросом нам поможет разобраться химия.

Учитель физики

Окислительно - восстановительный процесс, протекающий на электродах при пропускании электрического тока через раствор или расплав называется - электролизом. Что же такое электролиз с точки зрения химии и как протекают процессы на электродах, вы рассмотрите с учителем химии.

Учитель:

Рассмотрим электролиз расплава хлорида меди и раствора нитрата меди, (к доске вызывается два ученика, которые записывают схемы электролиза и составляют уравнения реакций, протекающих на электродах, а затем объясняют.)

Учитель:

Рассмотрев теорию диссоциации и электролиза с химической точки зрения, мы можем использовать данные процессы для расчетов массы вещества.

Рассмотрим закон электролиза. Зная механизм электропроводимости электролитов, можно определить массу выделившегося вещества при электролизе:

Масса вещества, выделяющаяся на электроде, прямо пропорциональна общему заряду, прошедшему через электролит.

Закон Фарадея 1832 год.

Используя закон Фарадея, можно определить заряд электрона.

 Применение электролиза: (заранее дать нескольким к учащимся сообщения по применению электролиза)

III. Закрепление материала  

 Учитель

Для закрепления темы проведем лабораторный опыт:

Задание для ученика:

Провести электролиз раствора сульфата меди, определить массу меди, выделившейся на катоде, за промежуток времени 15 мин. Задача: рассчитать массу используя формулы, рассчитать заряд электрона меди, выделившейся на катоде,

Учитель

(подводит итоги урока)

Я надеюсь, что, используя знания химии, мы смогли шире и глубже понять процесс проводимости тока в жидкостях.

 Решение задач (устно):

1) Почему нельзя прикасаться к неизолированным электрическим проводам голыми руками? (Влага на руках всегда содержит раствор различных солей и является электролитом поэтому создает хороший контакт между проводами и кожей)

2) Почему для гальванического покрытия изделия чаще используют никель и хром? (большая химическая стойкость, механическая прочность и после полировки дают красивый блеск)

3) Почему провода осветительной сети обязательно имеют резиновую оболочку, а провода, предназначенные для сырых помещений кроме того, еще просмолены снаружи?

(так как влага на проводах представляет электролит и является проводником, а это может привести к короткому замыканию и пожару)

Предлагаю работу в парах:

Учащиеся  делают самостоятельно таблицу: «Сходства и различия в электропроводности металлов и жидкостей»

(один ученик описывает металлы, другой – жидкости)

IV этап. Выставление и комментирование оценок учеников.

V этап. Домашнее задание.

Выучить § 19; повторить § 16, § 17;

Задания обязательные:    упр.12 № 2,№ 3 (стр 87);
Задания по желанию:    подготовить тесты по теме

                                        «Электрический ток в различных средах».

VI этап. Рефлексия.

Возвратитесь к цели урока и ответьте на вопросы:
Достигли ли мы целей, поставленных в начале своей работы?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось и вы хотели бы изменить?
Каким вы представляете  свое участие на уроке?

( приложение Презентация «Электрический ток в жидкостях» )

Электрический ток в жидкостях

Скачать конспект (302.6 Kb)



Автор разработки: Орлова Лариса Васильевна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1382 | Загрузок: 229 | Комментариев: 0

Ключевые слова: электрический ток

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»