Главная » Разработки уроков » Физика |
Тема «Электрический ток в разных средах» состоит из 10 уроков. Особенность темы в том, что в ней много качественных вопросов, требующих много времени для обсуждения и не так много расчетных задач. Поэтому я провожу для решения расчетных задач проверочную или контрольную работу на 25-30 минут, а на последнем уроке - зачет. Подготовка к зачету начинается с первого урока по этой теме. Вывешиваются вопросы к зачету. Желающим предлагаю получить зачет «автоматом» и побывать в роли учителя, для этого надо хорошо понять и отлично усвоить всю тему, отвечать на уроках и готовить дополнительный материал. Они-то и будут «экзаменаторами» на уроке-зачете. Каждый такой ученик (их 4 – по количеству подтем) будет специалистом в определенной области - или по току в металлах, или в газах и вакууме, или в полупроводниках, или в жидкостях. Класс делится на 4 группы («экзаменаторы» не считаются). На столах заготовлены чистые листы бумаги для ответов, необходимых чертежей, записи формул, построения графиков и т.д. Экзаменаторы принимают зачет по известным вопросам своей темы у одной группы, а затем переходят к другой группе. «Специалисты» спрашивают ребят в группе по очереди, если один не ответил - отвечает следующий, при отсутствии ответа в группе ответ даёт «специалист». Опрос идет в быстром темпе. Оценки ставятся в заранее подготовленные листы с фамилиями учащихся. О выставлении оценок специалисты получили предварительную консультацию учителя. Для опроса одной группы дается 10 минут, затем переход. Учитель может подходить к группам, слушать ответы, при необходимости – помочь. Напоминает о времени перехода. По окончании опроса каждый ученик получает по 4 оценки, листы с оценками сдаются учителю. На их основании выставляется одна оценка за зачет. Каждый из «специалистов» дает оценку работе групп, называет самую лучшую группу и ученика с самыми грамотными ответами. А затем класс оценивает работу «экзаменаторов» - присуждает звание «самый компетентный», «самый строгий», «самый добрый» и др. Урок дает возможность проявит себя тем детям, кому трудно отвечать у доски. Есть возможность сильным учащимся помочь тем, кто слабее, и поучиться объяснять. Ребята учатся работать в группах, слушать друг друга. Учатся говорить. Мыслить. В конце такого урока всегда много рук, когда спрашиваю: «Кто сегодня на уроке узнал что-то новое? Кому помогли объяснения товарища? Кому понравился урок?» Вопросы для зачета по теме «Электрический ток в разных средах» I.Металлы 1.Почему металлы проводят ток? 2.Какие частицы являются носителями тока в металлах? 3.Что такое электрический ток? 4.Откуда в металле берутся свободные электроны? 5.Каков заряд куска металла, ведь в нем есть свободные электроны? 6.Почему атомы теряют электроны? Какие электроны покидают свои орбиты? 7.Как это согласуется с законом Кулона? 8.Как зависит сила тока в металле от приложенного напряжения? 9.График и объяснение ВАХ (вольтамперной характеристики) металлов 10.Как зависит сопротивление металлов от температуры? (уравнение) 11.График зависимости сопротивления от температуры 12.Почему при повышении температуры металла увеличивается его сопротивление? 13.Что такое сверхпроводимость? 14.Зависимость сопротивления от размеров проводника и его материала Графики R(l), R(s). 16.Сравните графики 1 и 2. Чем отличаются проводники 1 и 2? 17. Как ведут себя свободные электроны в металле в отсутствии внешнего электрического поля? 18. Как ведут себя свободные электроны в присутствии электрического поля? 19. Кто и когда открыл явление сверхпроводимости? 20. Каковы особенности тока в металлах? 21. Сравните направления электрического тока и направление движения электронов в металлическом проводнике. 22. От чего зависит сила тока в металлах? Зависит ли она от скорости движения электронов? От площади поперечного сечения проводника? От концентрации электронов? II.Полупроводники (п/п) 1.Какие вещества относятся к полупроводникам? 2.Приведите примеры веществ, являющихся полупроводниками 3.Почему п/п не проводят ток при обычных условиях? 4.Что такое собственная проводимость? 5.Что является носителями тока в п/п? 6.Как зависит сопротивление п/п от температуры? 7.График зависимости сопротивления п/п от температуры 8.Зависимость сопротивления п/п от освещенности 9.Виды примесей в п/п 10.Что такое п/п - типа? 11.Что такое п/п -типа? 12.Есть ли в п/п перенос вещества при прохождении тока? 13.Что такое термистор? 14.Что такое фоторезистор? 15. Применение терморезистора и фоторезистора 16.Что такое фотоэффект? 17.Что такое внутренний фотоэффект? 18.Что такое термоэлектронная эмиссия? Фотоэлектронная эмиссия? 19.Чем отличаются резистор и термистор? 20.Что такое основные и неосновные носители заряда? 21.Какие виды эмиссии вы знаете? 22.Начертите схему полупроводникового реле. Объясните его работу. III. Жидкости 1.Что такое электролит? 2.Почему сухая соль () не проводит ток, а раствор соли в воде проводит? 3.Как ведут себя молекулы воды в растворе соли? 4.Что такое электролиз? 5.Проводит ли ток чистая вода? Почему? 6.Что является носителями тока в электролитах? 7.Что такое электролитическая диссоциация? 8.Каковы условия существования тока? 9.В чем состоит отличие тока в жидкостях от тока в металлах? 10.От чего зависит масса выделившегося на электродах вещества? 11.Закон электролиза Фарадея. 12.Каков физический смысл электрохимического эквивалента вещества? 13.Применение электролиза в промышленности и технике. 14.Сравните ток в жидкости с током в газах. 15.Как зависит проводимость жидкостей от температуры? IV. Газы. 1.Почему газы в нормальных условиях являются диэлектриками? 2.При каких условиях в газе возникает ток? 3.Что называют ионизатором? 4.Виды ионизаторов 5.Что такое несамостоятельный разряд? 6.ВАХ несамостоятельного разряда 7.Что такое самостоятельный разряд? 8.ВАХ самостоятельного разряда 9.Виды самостоятельного разряда 10.Условия наблюдения и протекания самостоятельного разряда 11.Практическое применение самостоятельного разряда 12.Как зависит сопротивление газов от температуры? 13.Что такое ионизация электронным ударом? 14.Что такое электронная лавина? V. Вакуум. 1.Что такое вакуум? 2.Как создать электрический ток в вакууме? 3.Что такое термоэлектронная эмиссия, как она проходит в вакуумной трубке? 4.ВАХ вакуумной трубки 5. Свойства вакуумной трубки. |
Автор разработки: Скидина Татьяна Борисовна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 723 | Загрузок: 220 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |