Главная » Разработки уроков » Литература

Открытый урок по литературе на тему: Обобщающий урок: «От рассказа к новелле». Подготовка к ТКР

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «От рассказа к новелле», вспомнить о литературном наследии А.Чехова, О. Генри, А. Конан Дойла, учить отбирать материалы для ответа, точно и полно характеризовать героев: развивать культуру речи; прививать любовь к литературе, уроку.

Оборудование.   Портреты А.Чехова, О. Генри, А. Конан Дойла; иллюстративный материал к произведениям; раздаточные карточки для игры в «Лото».

Модель урока

  1. Организация учащихся к уроку.
  2. Целевая установка (план урока на доске).
  3. Повторение и систематизация знаний.
  4. Творчество А. Чехова
  • Слово учителя

Однажды Чехов сказал писательнице Щепкиной-Куперник: «Меня будут читать семь лет, семь с половиной, а потом забудут». Писательница утверждала, что Чехов, помолчав, добавил: «… но потом пройдет еще некоторое время – и меня начнут читать долго». Так и произошло.

  • Викторина «Знаете ли вы произведения А. Чехова?»
  1. Вспомните, как звали мальчика, которого отдали в ученье сапожнику Аляхину? (Ванька Жуков).
  2. О чем пишет мальчик в письме к деду? Как ему живется?
  3. Какой из  рассказов Чехова вы бы могли проиллюстрировать? Какой эпизод (представление иллюстраций).
  4. Допишите концовку рассказа «Толстый и тонкий». О чем будет говорить Тонкий со своей семьей после расставания.
  5. Устная работа по таблице (по тексту)

Художественные детали

Толстый

Толстый

  1. Как выглядел в начале рассказа?
  2. Чем от него пахло?
  3. Школьная кличка
  4. Семья
  5. Чин
  6. Ордена
  7. Как выглядел в конце?

 

 

  • Вывод учитель + ученик

Герои Чехова несут на себе отпечаток той социальной среды, к которой принадлежат.

  1. От рассказа к новелле
  1. два героя;
  2. один эпизод из жизни;
  3. невелико по объему.
  • Ответы учеников.
  1. Работа по произведению О. Генри «Дары волхвов».
  • Как вы считаете это история о серьезном или о смешном? Ответ объясните.
  • Обсудим особенности новеллы «Дары волхвов».
  • Попробовать составить монолог от лица Деллы или Джимма «Мой подарок Делле (Джимму)».
  1. Физпауза.
  2. Несколько слов об А. Конан Дойле и его «Голубом карбункуле».
  1. Игра «Наблюдательны ли вы?» (посмотреть на портрет А. Конан Дойла)
  • Какова поза Конан Дойла на портрете?
  • Что носит писатель галстук или бабочку?
  • Что украшает пиджак?
  1. Викторина «Хорошо ли я знаю сыщика Ш. Холмса и его расследования» (по рассказу «Собака Баскервилей»).
  • Как звали дворецкого Баскервиль-холла? (Бэрримор).
  • Какого цвета были башмаки сэра Генри, сколько они стояли и где он их потерял? (светло-коричневые, 6 долларов, в гостинице).
  • Как звали помощника Ш. Холмса (Доктор Ватсон).
  • Как называлась трясина, в которой один неосторожный шаг стоил жизни любому – и животному, и человеку? (Гримпенская трясина).
  1. Предлагаю пересказать понравившийся эпизод из рассказа.
  2. Составить диалог между Холмсом и Уотсоном «На каждого мудреца довольно простоты».
  3. Игра «Поле чудес»

Открыта фамилия одного из героев рассказа.

 (задаю вопросы по произведению, дети открывают буквы).

  1. Подготовка к ТКР. Игра «Лото» (у каждого ученика карточка, накрывают ячейки – отгадки), (вопросы прилагаются).
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание (повторить материал по разделу «От рассказа к новелле»).
  4. Выставление и комментирование оценок.
  5. Заключительное слово учителя.

Вопросы к игре «Лото»

  1. Страна, бардом которой был Р. Бернс (Шотландия).
  2. Русский поэт – основной переводчик стихотворений Р. Бернса

(С. Маршак).

  1. Байрону по наследству достался титул… (Лорда).
  2. Название сборников стихов Д. Байрона, выпущенного в 1807 году («Часы досуга»).
  3. Назовите настоящую фамилию О.Генри (Портер).
  4. Кому принадлежат эти слова: «Ну, – сказала она себе, – если женин не убьет меня сразу, как только взглянет, он решит, что я похожа на хористку с Кони-Айленда» (Деле).
  5. Определи, чей это портрет? «Не прошло и 40 минут, как ее голова покрылась крутыми мелкими локончиками, которые сделали ее удивительно похожими на мальчишку удравшего с уроков» (Деллы).
  6. Определи, чей это портрет? «У него было худое, озабоченное лицо. Нелегкое дело в 22 года быть, обремененным  семьей» (Джиму).
  7. Праздник, связанный с событиями новеллы «Дары волхвов» (Рождество).
  8. Произведение О. Генри «Дары волхвов» относится к жанру… (Новелла).
  9. Самого знаменитого героя многих детективных повестей и рассказов Конан Дойла звали… (Шерлок Холмс).
  10. Знаменитый сыщик жил на улице… (Бейкер-стрит).
  11. Домашняя птица, сыгравшая роковую роль в истории с карбункулом… (Гусь).
  12. Страна, где впервые был найден голубой карбункул… (Южный Китай).
  13. О. Генри двух влюбленных называет… (Мудрейшими).
  14. Моду делать рождественские подарки ввели… (Волхвы).
  15. Читая новеллы О.Генри, вы недовольно ощущаете присутствие еще одного действующего лица. Кто он? (Автор).
  16. Главный двигатель всего, что происходит в новеллах О.Генри – это… (Судьба).

Открытый урок  по литературе на тему: Обобщающий урок: «От рассказа  к новелле». Подготовка к ТКР

Скачать конспект (10.5Kb)



Автор разработки: Скоблякова Т. А.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 149 | Загрузок: 44 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Чехов, О.Генри, Конан Дойл

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»