Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: расширить знания о творчестве А.П. Чехова и особенностях его сатиры; Оборудование: портреты А.П. Чехова разных лет, текст рассказа, иллюстрации к рассказу, рисунки учащихся Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М. Горький ХОД УРОКА Организационный момент 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ Каждый человек интересен. Писатели, композиторы, художники интересны вдвойне: они обладают способностью удивлять, восхищать, покорять. Таким был и Антон Павлович Чехов На прошлых уроках мы говорили о личности писателя. Что показалось вам интересным, необычным, достойным внимания? Обратите внимание на эти портреты. Мы привыкли видеть на портретах Чехова зрелого человека с бородкой, в пенсне и бабочке. И порой не узнаём писателя на его портретах более раннего возраста. И.А. Бунин оставил воспоминания о внешности А.П. Чехова (Обращение к портретам писателя и словам Бунина) Дома вы прочитали рассказ «Хамелеон». ОБРАЩЕНИЕ К РИСУНКАМ, прочитать эпизоды, которые они иллюстрируют Тема сегодняшнего урока: Смешное и грустное в рассказе, заглавие, «говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Хамелеон – пресмыкающееся, которое меняет окраску кожи при перемене окружающей среды. В России, как известно, хамелеоны не водятся. Я предлагаю вам в форме диалога обменяться впечатлениями о прочитанном рассказе и его заглавии. Таким образом, второе, переносное значение этого слова: беспринципный человек, который из мелких корыстных побуждений легко меняет свои взгляды. ЭТО СМЕШНО ИЛИ ГРУСТНО, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЛЕГКО МЕНЯЕТ СВОЁ МНЕНИЕ? Сегодня мы попытаемся в течение урока ответить на этот вопрос
2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА Дома по группам вы искали ответы на поставленные мною вопросы. Вопросы к «литературоведам»: Назовите главных действующих лиц рассказа и охарактеризуйте их, используя текст и рисунки С первых строчек мы ещё ничего не знаем об Очумелове: что он за человек, как выглядит, каков у него характер. Лишь одна ДЕТАЛЬ сразу бросается в глаза. Какая? (Он в новой шинели). Что это означает? Зачем нам это нужно знать? Может быть, просто холодный день, вот он и оделся потеплее? Но городовой несёт «конфискованный» крыжовник. Когда созревает крыжовник? Почему Очумелов летом в шинели? Конфискация – термин из деловой, официальной речи. Это значит: принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства. В чью же пользу был конфискован крыжовник? Как узелок и конфискованный крыжовник характеризуют Очумелова? ДРУГОЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА – ХРЮКИН, золотых дел мастер. Чехов указывает его профессию – золотых дел мастер. В словаре В. Даля читаем Золотых, дел мастер, золотарь – 1. Мастер, работавший с золотом, золотильщик. 2. Ироническое название лиц, занимавшихся очисткой выгребных ям, уборных, ассенизаторов. Какая же профессия была у Хрюкина? Аргументируйте ответ (фамилия, тоже «говорящая», полупьяное лицо, речь заставляют думать, что Чехов иронически назвал его профессию. Хотя, есть аргумент и в пользу другой версии , слова «работа у меня мелкая»). ГРУППА ЛИНГВИСТОВ исследовала речь персонажей. Давайте прочитаем диалог Очумелова и Хрюкина в лицах Какова роль диалога в рассказе? (помогает раскрыть характер героев) Как характеризует Очумелова его речь? Он надзиратель, т.е. должностное лицо, приставленный наблюдать за порядком. Он должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле? (Речевое мастерство Чехова помогает нам до конца понять сущность и комизм хамелеонства. Чисто полицейский характер языка Очумелова показан с помощью официальных оборотов из уложений и приказов: «он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо»; «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям». Полицейские канцеляризмы перемешиваются в речи Очумелова с вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину мать», «Ты ведь вон какой здоровила. Знаю вас чертей», «Это чёрт знает что. Ни шерсти, ни вида… подлость одна только», «…ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять» ВЫВОД: в речи Очумелова наглость и самомнение соседствуют с подобострастностью и заискиванием
ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ О ХРЮКИНЕ на основании его речевой характеристике? (В начале рассказа Хрюкин, победно держа вверх руку с окровавленным пальцем, радуется возможности получить какую-нибудь компенсацию с неведомого владельца собаки: «Пущай мне заплатят», «Я человек, который работающий…» Но ситуация меняется, выяснилось, что собака генеральская. Тут тон речи Хрюкина решительно меняется. Теперь он вынужден оправдываться, так как «сунул цигаркой ей в харю для смеха». Заискивает перед Очумеловым, использует лексику, чтобы поразить воображение толпы и полицейского надзирателя: мировой (судья), закон, «нынче все равны», «у меня у самого брат в жандармах» Можно ли Хрюкина тоже назвать хамелеоном? Вспомним теоретико-литературные понятия сатира и юмор Юмор – изображение человеческих слабостей, недостатков в безобидно-комическом, смешном виде. Сатира – резкое критическое изображение действительности. Какой характер носит смех в «Хамелеоне» - добродушный или злой?
Писатель-сатирик высмеивает отрицательные явления жизни, осуждая и обличая их. И чёткое различие между сатирой и юмором в рассказе трудно определить Здесь безобидная насмешка перерастает в негодующий смех, обличающий определённые стороны общественной жизни. В рассказе много смешного. А есть ли в нём грустное?
Очень грустно сознавать, что обыденным явлением стали искажённые представления о честности, искренности, правде. Можно даже сказать, что рассказ «Хамелеон» смешной и страшный одновременно. Разве не страшно, когда люди перестают быть похожими на людей? Когда только в глазах собаки было что-то человеческое – и то, это «выражение тоски и ужаса». Не случайно Чехов использует здесь говорящие фамилии: Хрюкин, Очумелов. Человек уже привык приспосабливаться, с такой необыкновенной лёгкостью меняет свои убеждения, что становится похожим на хамелеона. В каких ещё рассказах Чехова человек перестаёт быть самим собой, преклоняясь перед большим чином? А ТЕПЕРЬ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭПИГРАФ. Как слова Горького связаны с темой сегодняшнего урока?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Назовите особенности мастерства Чехова – новеллиста? Заголовок отражает суть рассказа ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК с помощью «Голоса совести» (ученика) Слова благодарности учащимся за сотрудничество Тесты А.П.Чехов. "Хамелеон" 1. Кого из героев можно назвать главным в рассказе "Хамелеон"? Очумелова Хрюкина щенка генерала генеральского повара 2. Каково авторское отношение к героям рассказа "Хамелеон"? сочувствие негодование высмеивание безразличие 3. Кого в рассказе А.П.Чехова можно назвать "хамелеоном"? Очумелова Хрюкина Елдырина повара толпу зевак 4. Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? 2 3 6 5 8 5. Чем являются в рассказе следующие предметы: шинель, узелок в руке, поднятый вверх палец Хрюкина? бытописанием художественной деталью символом 6. В чём смысл заглавия рассказа "Хамелеон"? в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество метафорическое обозначение чиновничества глубокий метафизический смысл |
Автор разработки: Дубейко Елена Витальевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 5082 | Загрузок: 253 | Комментариев: 3 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |