Главная » Разработки уроков » Литература

«Станьте лучше, чище душой» по произведению А.П.Чехова «Хамелеон»

Цели: формировать умения и навыки учащихся по теме; применять знания в конкретных нестандартных ситуациях, осмыслить эффективность разных норм деятельности в разных ситуациях.

Задачи: осмеяние хамелеонства и борьба с ним.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, рисунки учащихся, учебники,  компьютер, проектор

Содержание

Мотивация.

Играет музыка. В это время входят гости. После звонка учащиеся приветствуют учителя и гостей. На доске записаны высказывания.

Чтоб смех – лихой солдат успеха – отводил бы души от забот.

Говорят, одна минута смеха удлиняет жизнь на целый год.

                                                                                              С.Островой.

Я спешу посмеяться…

                                                 П.Бомарше.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами, ребята, поведем разговор о людях, которым присуще угодничество, лицемерие, льстивость, грубость. И определим, как необходимо противостоять им и как эти черты искоренять. Поможет нам произведение А.П.Чехова «Хамелеон»

Словарная работа.

Сначала давайте выясним, что же означают эти слова.

Угодничество – подобострастное стремление угодить чьим-нибудь желаниям, прихотям.

Учитель: Ребята, а кто бы мог без слов, жестами или мимикой изобразить эту черту характера, синоним которой низкопоклонство?

Лицемерие – поведение, прикрывающее искренность, злонамеренность  притворным чистосердечием, добродетелью.

Аналогичное задание.

Льстить – хвалить кого-либо из лести, из корыстного желания расположить к себе.

Грубость – недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный.

      4. Работа над темой модуля.

Учитель:

-Ребята, приходилось ли вам общаться с людьми, которые бы вам угождали, льстили. Что вы чувствовали после этого общения?

- Пробовали ли вы искоренить в себе эти черты характера? Каким образом? Тяжело ли это сделать?

 -   Каким должен быть человек, которому не присуще угодничество, лицемерие, грубость? Хотели бы вы стать такими людьми?

 -   Вспомните, в каких чеховских рассказах мы встречались с людьми, которым присуще низкопоклонство, лесть, грубость. И которых не переделать?

Ответы учащихся. («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон»)

Почему рассказ назван «Хамелеон»?

5. Словарная работа по книге.

Приспособленец – человек, который приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

     6. Работа над рассказом «Хамелеон».

-О каком событии повествуется в рассказе «Хамелеон»? Расскажите о нем кратко.

Над чем смеемся мы в этом рассказе? (Над частым и резким изменением решений Очумеловым?)
Давайте проследим, как изменяется отношение Очумелова к участникам происшествия и какие намечаются в связи с этими колебаниями движения.

Название связи

Намечающиеся решения

1.Полицейские идут через базарную площадь.

Составление протокола и решение об истреблении собаки

2.«Никак беспорядок, Ваше благородие!»

3. Жалоба Хрюкина.

4.Собака кажется принадлежит генералу.

Оставить дело без последствий

5. «Нет, это не генеральская?»

В Петербурге или в Москве такую собаку сразу бы уничтожили.

6. «…Вестимо генеральская»

Возвратить собаку хозяину и обвинить пострадавшего.

7. «Этаких у нас отродясь не бывало»

«Истребить, вот и все»

8. «Это генералова брата»

Окончательное решение: собаку возвратить хозяину, так как виноват сам пострадавший («Возьми ее»)

Сколько раз меняет свою точку зрения на происшествие и свое отношение к участникам Очумелов?
Какая же основная черта его характера раскрывается в поведении?
Только ли смех вызывает этот рассказ? Вдумайтесь в его содержание.
К какому времени относится действие рассказа? Докажите текстом приметы времени. (Действия происходят в дореволюционной России, приметами времени являются вышедшие сегодня из употребления слова «полицейский», «надзиратель», «городовой», «золотых дел мастер»)
Кто является главным действующим лицом? Каковы обязанности Очумелова по службе, как он к ним относится? Где мы с ним встречаемся? (Дети зачитывают описание базарной площади, через которую идут Очумелов с узелком в руках и городовой с решетом)
Как ведет себя Очумелов на рыночной площади и в эпизодах с Хрюкиным.
Отметить особенности речи полицейского Очумелова в разных эпизодах и указать связь с основными чертами его характера.

7. Выставка рисунков.

Словесное описание к каждому рисунку.

      8. Итог

-Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Мотивация.
Объявление целей и задач.

На этом занятии мы с вами будем применять знания в нестандартных ситуациях.

Работа над темой модуля.

Какие эпизоды, выражения показались вам особенно смешными?

Прочтите цитаты на доске. Раскройте их смысл.

Инсценирование.
Беседа с учащимися.

Почему рассказ назван «Хамелеон»
В ком из действующих лиц своего рассказа показывает Чехов черты «хамелеонства»? (кроме Очумелова учащиеся называют Хрюкина).
Как детали рассказа и реплики Хрюкина передают его облик?
Как ведет себя толпа?
Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

   6. Красочное изображение рассказа.

Эмоциональное воздействие. Изображение хамелеона.

7. Прослушивание музыки.

-Прослушайте музыку и скажите, чувствуется ли смена настроения?

Что вы представляли, когда слушали?

8. Просмотр отрывка из кинофильма «Хамелеон».

9. Д/з Мини-сочинение «Чтобы вы сказали Очумелову при встрече?

«Станьте лучше, чище душой» по произведению А.П.Чехова «Хамелеон»

Скачать конспект (8.4 Kb)



Автор разработки: Сазонова Елена Анатольевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 757 | Загрузок: 186 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Чехов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»