Главная » Разработки уроков » Литература

Искусство быть волшебником. Новелла О. Генри «Дары волхвов»

Цель:

1) в ходе работы над содержанием новеллы «Дары волхвов» показать моральную ценность поступков героев, их самоотверженной любви;

2) работая над содержанием новеллы, подвести учащихся к пониманию того, что  только настоящие человеческие чувства способны преодолеть черствость повседневной жизни, пройти через все испытания.

Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду.

О. Генри

На уроке используются фотоматериалы из биографии О. Генри, репродукции картин итальянских и русских художников на рождественскую тематику, рисунки учащихся к новелле.

Ход урока

Уильям Сидни Портер. Замечательный  американский писатель. Обращаю внимание учащихся на следующие слова:

(зачитывает учитель)

О. Генри писал пронзительно, тонко и не по-американски душевно. В обществе, где обогащение – цель жизни, где всё подсчитывалось и рассчитывалось, взвешивалось и измерялось главной меркой – долларом, этот писатель вдруг заговорил о человеческих ценностях и воспел романтику человеческих чувств. Его услышали. Поверили и признали.

Вопрос урока (на доске или при помощи мультимедийного проектора):

1. В чём загадка популярности?

2. Можно ли О. Генри назвать волшебником?

1. Что больше всего запомнилось вам из рассказа о писателе О. Генри?

2. Почему он решил воспользоваться псевдонимом? Что вы знаете об истории появления псевдонима О. Генри?

Работая аптекарем на воле и в тюрьме, Портер постоянно пользовался настольным фармацевтическим справочником, автором которого был француз Этьен Оссиан Генри (на ирландский мотив пишут О‘Генри).

3. Как и при каких обстоятельствах О. Генри начал писать новеллы? Сколько новелл написал писатель?

(смотрите в тетрадь: значение слова)

В чём гуманистический смысл новелл О. Генри?

(Волощук Е. Литература. 7 класс. 2007г.  Стр. 83: зачитать)

Откройте словарь литературоведческих терминов.

(стр. учебника 282: зачитать значение слова новелла)

Сам О. Генри, как вы уже сказали, прошёл через серьёзные испытания.

 (слово учителя)

Когда в марте 1895 г. Кассир осетинского национального банка Вильям Сидни Портер был отстранён от работы из-за подозрения в растрате или присвоения крупной суммы денег, в семье наступили трудные времена. При увольнении Портер получил недельное жалование, которое дало возможность продержаться до середины апреля. В кармане у Портера были лишь прекрасные часы фирмы «Мозер» - рождественский подарок президента банка Самюэля Годвина. В один прекрасный день Портер посмотрел на часы и сказал жене, что через час у них будут деньги. А жена (Атол) тоже думала, где достать денег. Она подумала, что проблему поможет решить парикмахерская Шофрони – решила пожертвовать своими волосами, ведь у неё они так быстро растут…

Вам ничего не напоминает эта история?

Новелла «Дары волхвов».

(на прошлом уроке мы познакомились с содержанием новеллы, а сегодня будем работать над содержанием)

Обращаю внимание учащихся на запись на доске:

волхв – чародей, колдун

дар – подарок, пожертвование; способность, талант.

Какова тема новеллы «Дары волхвов», зачитайте в новелле, о чём она. Закройте глаза. Представьте. Скоро Рождество. С чем ассоциируется этот праздник у вас?

(пока глаза закрыты, на столе появляется ёлка, игрушки, мишура, гирлянда…)

Учащиеся открывают глаза.

Я обращаю их внимание на репродукцию картины «Волхвы приносят младенца» и читаю стих Б. Пастернака.

Справка из истории о праздновании Рождества (рассказывают два ученика).

Чем омрачено предпраздничное настроение Деллы? От чего у неё горят уши? Почему она несколько раз пересчитывает деньги?

А их не прибавилось.

1 доллар 87 центов. Сколько это гривен?  

А завтра Рождество.

Определите, какие чувства могла испытывать Делла?

Что она сделала? (заплакала) Зачитайте.

Согласны ли вы с автором, что вздохи преобладают? Что в жизни вас расстраивает, и вы вздыхаете с сожалением?  Зачитайте.

Давайте оглядим дом Деллы.

Что значит вопиющая нищета?  /смотрим на доску/

Было 30 долларов, теперь 20 /смотрим на доску/

Отчего потускнели буквы на табличке и почему им, задумавшись, нужно было бы сократиться и быть непритязательнее?

Как встречала Делла Джима?

Почему автор использует здесь восклицательные предложения? Что хочет этим подчеркнуть?

Завтра Рождество…

А у Деллы 1 доллар 87 центов. Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Как?

1 доллар 87 центов на подарок Джиму! Её Джиму!

Опять восклицательный знак. Почему? О чём это говорить?

В чём интрига?

Делла ищет выход? У их семьи было два сокровища – предмет их гордости. Какие?

Обратите внимание на то, как ведёт себя Делла перед зеркалом.

…глаза сверкали…

…с лица за двадцать секунд сбежали краски…

…быстрые движения…

…она торопливо сначала распустила волосы, а потом стала их снова подбирать, потом постояла неподвижно и три слезинки упали.

Что передаёт автор, описывая поведение Деллы?

Она волнуется, переживает, ей жаль.

«20 долларов», - сказала мадам в парикмахерской, привычно взвешивая на руке волосы.

О чём говорит  это слово – «привычно»?  Что хочет подчеркнуть автор?

Два часа Делла пролетала на «розовых крыльях». Что она купила Джиму? Что сыграло решающую роль в выборе подарка? Зачитать от слов «…старый ремешок…».

Что стала делать Делла, вернувшись домой? /исправлять разрушения/  Почему автор использует именно  слово «разрушение»?

Обращаю внимание на слова: «великодушие в сочетании с любовью – тяжёлый труд».

Как вы понимаете эти слова?

Каково значение выражения «исполинский труд»?

Почему Делла посмотрела на себя долгим, внимательным и критическим взглядом?

Зачитайте. Ожидание Джима. Она слышит шаги. Бледнеет. Почему? О чём просит Бога? Почему? В чём интрига? /сейчас поссорятся/

Что обращает на себя внимание во внешности Джима? Почему автор сравнивает его с сеттером? Как бы вы объяснили восклицательный знак в предложении: «Нелегкое дело в двадцать два года быть обремененным семьей!»

Как Джим смотрит на Деллу?

Чем бы вы объяснили странность в выражении его лица? Зачитайте.

Реакция Деллы на это. Что её напугало?

Диалог (из текста).

А над чем усиленно работает  мозг Джима?

Слова Джима – слова Деллы.

Почему с бессмысленной настойчивостью Джим опять спрашивает Деллу о волосах?

А можно ли измерить любовь? Чем?

Обращаю внимание на слова: «Волхвы принести драгоценные дары, но среди них не было одного»

Какого дара не было?

Делла приняла подарок?

А Джим?

В чём  мудрость этих двух молодых людей?

По-вашему, какое слово наилучшим образом характеризует поступки героев: подарок, пожертвование, любовь, способность, талант?

Внимание!

А что для вас главное в выборе подарка: стоимость, полезность, радость?

СЧАСТЬЕ = БОГАТСТВО

Согласны ли вы с тем, что счастливы мы можем быть только имея богатство?

В чём же волшебство писателя  О. Генри?  Запишите одним предложением.  

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Подарок к Рождеству».

Искусство быть волшебником. Новелла О. Генри «Дары волхвов»

Скачать конспект (10.6 Kb)



Автор разработки: Мельникова Е. С.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 963 | Загрузок: 212 | Комментариев: 0

Ключевые слова: О.Генри

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»