Главная » Разработки уроков » Литература

О. Генри. Милосердие и сила искусства в новелле «Последний листок»

ЦЕЛЬ:

1. Закрепить знания учащихся об отличительных признаках новеллы как эпического  жанра  литературы;  побуждать  учащихся  задуматься над морально-философскими  проблемами,  поднятыми  в новелле О.Генри «Последний листок»;

2. Развивать   навыки   выразительного   чтения,   устного   развернутого высказывания, инсценизации, работы с Интернет ресурсами, проектной деятельности;

3. Воспитывать любовь к искусству, сочувствия в отношении к человеку, чувство взаимопомощи, толерантное отношение к чужому мнению.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная доска, проектор, персональные компьютеры, видеоролик «Осенняя пора», презентация PowerPoint с тематическими коллажами.

ХОД УРОКА

І. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ УЧЕНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слайд с эпиграфом к уроку

                                                                    Буває мить якогось потрясіння:

                                                                    Побачиш світ, як вперше у житті…

                                                                                                      Ліна Костенко

2. Включение видеоролика «Осенняя пора»

3. Слово вчителя:

Вслушайтесь в звуки этой мелодии... В ней чувствуется осенняя прозрачность, легкая грусть, спокойствие.

Осенью, когда деревья сбрасывают листья, природа предстает перед нами в неприглядном виде, открытой и незащищенной. Именно в это время кроется извечная тайна родства Человека и Природы.

Ведь в жизни обязательно наступает такой момент, когда мы избавляемся от всего фальшивого, наносного. В этот момент прозревает душа личности, потому что ей открываются невидимые грани бытия. Это мгновение называется просветлением души.

ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

1. Слово учителя:

Это мгновение поможет нам осознать в своем произведении «Последний листок» американский писатель О.Генри, всю жизнь стремящийся разгадать загадку человеческой души.

Наша задача - не просто проанализировать прочитанное произведение, но и осознать мгновения просветления души персонажей. Это поможет нам задуматься и над своим существованием, сложным и противоречивым, понять, ощутили ли наши души святое прозрение, подобно душам героев новеллы О.Генри.

2. Задание на повторение

- Определение новеллы как жанра.

- Особенности новеллы.

3. Работа с текстом новеллы

- Демонстрация нескольких слайдов медиа презентации

  с городским пейзажем.

- Фронтальный опрос:

Где и когда происходит действие произведения?
Откуда приехали в описываемый город героини новеллы?
Что дало им повод сблизиться?

(Демонстрация слайда-коллажа «Художницы»)

С какими трудностями столкнулись девушки?

(Зачитать отрывок о пневмонии)

Одинаково ли ведут себя героини в сложившейся ситуации?
Почему доктор волнуется о Джонси?
Почему Джонси считает листки плюща?
Какие художественные приемы использовал автор, чтобы показать ее пессимизм?

- Работа в интерактивных группах

  Создание устных (цитатных) портретов героинь новеллы (5 минут).

- Презентация портретов (использовать форму «лидер-спикер»).

Кто помог Джонси выздороветь?

     (Демонстрация слайда-коллажа «Художник»)

- Работа в интерактивных группах над проблемными вопросами:

Случайно ли сравнение Бермана с Моисеем?
Кто такой Моисей?
Какие недостатки имел Берман?
Предполагали ли вы в нем способность на благородный поступок?
Как можно оценить его поступок?
Ради чего Берман пожертвовал собой?
Что заставило его поступить именно так?

4. Работа с Интернет ресурсами

    - Демонстрация слайдов с плющом на стене

Почему именно плющ выбирает писатель символом своей новеллы?

    - Работа в интерактивных группах за компьютерами.

      Задание:

      Найти информацию о символике листка плюща.

      Составить устное развернутое высказывание:

      «Как символика данного растения раскрывает замысел автора новеллы

      «Последний листок».

    - Презентация «спикерами» групп информационного мини-проекта.

ІІІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Обсуждение проблемного вопроса:

    «Было ли мгновение просветления у каждого из героев новеллы?».

2. Работа в интерактивных группах с привлечением Интернет ресурсов

    Составление и презентация на мультимедийной доске

    творческого мини-проекта - коллажа «Сила искусства».

ІV. ИТОГИ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

     Придерживаясь законов жанра, написать собственную новеллу

     «Мгновение просветления моей души»

О. Генри. Милосердие и сила искусства в новелле «Последний листок»

Скачать конспект (891.0 Kb)



Автор разработки: Бабич Ирина Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1523 | Загрузок: 215 | Комментариев: 0

Ключевые слова: О.Генри

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»