Главная » Разработки уроков » Литература

«Я вас любил…». Любовная лирика Пушкина

Цели урока:

обучающая: изучить любовную лирику А.С.Пушкина, помочь учащимся понять всю сложность переживаний, все богатство чувств поэта, уметь интерпретировать, чувствовать слово;
развивающая цель: развивать умение анализировать поэтическое произведение, творческое воображение учащихся.
воспитательная цель: воспитывать эстетическое восприятия и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся;

Оформление урока:

репродукции портретов любимых поэтом женщин;
выставка книг с текстами произведений поэта;
декоративные подсвечники, свечи; музыкальные диски:

а) вальс Грибоедова;

б) романс Глинки “Я помню чудное мгновенье…”

в) романс Алябьева « Я вас любил…»

Оборудование: мультимедийный проектор.

Эпиграф:Любви все возрасты покорны,

 Ее порывы благотворны...

А. С. Пушкин

Ход урока.

І.Актуализация опорных знаний.Цлепологание.

1.Вступительное слово учителя.

«Что движет Солнце...» (Разговор о любви);

Любовь и поэзия - родные сестры.Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину, - «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о том, «Что движет Солнце?»

Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь - это источник поэзии.

Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо - крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принад­лежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отво­ряющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отво­рите его - явись хоть второй Пушкин».

- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854)

- Почему это письмо крик души? Какова роль поэзии?  

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...

Окунёмся с вами в атмосферу Петербурга 19 века.

Звучит вальс Грибоедова.Слайд  3.

  Блистательный Петербург пушкинского времени не знал недостатка в красавицах. Сюда свозились на смотрины самые красивые девицы со всей России, всё здесь жаждало столичного блеска, танцевало и кружилось на балах и в салонах. Но кроме восхищения красотой, на этих вечерах возникали замыслы самых модных романов, которыми потом зачитывался весь Петербург, и рождались самые вдохновенные поэтические строки, составившие славу авторов.

Слайд 4,5

Александр Сергеевич Пушкин явился, пожалуй, самым гениальным певцом женской красоты того времени. Любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало, давало мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.

Никто ни до, ни после Пушкина не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви – в зарождении, в развитии, в становлении, в охлаждении, любви в многообразнейших проявлениях: ревнивой и умиротворённой, раздражённой и умиляющей, по-земному страстной и обожествляемой.Сегодня на уроке прозвучат стихотворения А.С.Пушкина, посвященные царицам его души.

ІІ.Реализация индивидуальных домашних заданий.

І. Выступление учащихся.

Слайд 8.Стихотворение «Всё в жертву памяти твоей…» (1825г.) (выразительное чтение учеником).                  Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья

Ученик Это стихотворение передаёт самые разнообразные оттенки чувств, свойственных влюблённому человеку. Посвящено же оно Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Это была образованная женщина, более 20-ти лет она возглавляла Одесское женское благотворительное общество, которое помогало бедным и сиротам. Роман Пушкина и Воронцовой длился несколько одесских месяцев 1823–1824-го годов и навсегда остался в душе поэта сердечными ранами, на полях его рукописей — тремя десятками изображений Елизаветы Ксаверьевны, а в русской поэзии — гениальными стихотворениями. Елизавета Ксаверьевна вдохновила поэта на создание образа Татьяны Лариной.

При расставании графиня Воронцова подарила Пушкину перстень с восточными буквами, оберегающий от несчастной любви. Известно, что Пушкин был весьма суеверным человеком, он носил перстень на руке, называя его талисманом. Он верил в магическую силу колец.

Стихотворение  «Храни меня, мой талисман…» (1825г.) (выразительное чтение учеником).

Ученик По воспоминаниям Ольги Сергеевны Павлищевой, «точно таким же перстнем запечатаны были письма, которые Пушкин получал из Одессы, — и которые читал с торжественностью, запершись в кабинете. Одно из таких писем он и сжёг».

Стихотворение «Сожжённое письмо» (1825г.) (выразительное чтение учеником).

Ученик 2. Еще одной музой поэта была  Анна Петровна Керн. Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» во многом автобиографично. Оно начинается воспоминанием о встрече с А.П.Керн в 1819 году, когда она приезжает в Петербург. Ей шел девятнадцатый год, уже около двух лет она замужем за генералом Е.Ф.Керном, за которого была выдана против своего желания, хотя сама  она мечтала об идиллической неземной любви. Поездка в 1819 году в Петербург и встреча там с Пушкиным остались для Керн памятными на всю жизнь. Она впервые вырвалась из своего домашнего заточения и в кругу петербургского общества испытала обаяние и могущество своей красоты. «За ужином, - вспоминает Керн, - Пушкин уселся рядом с братом моим позади меня и старался обратить на себя мое внимание льстивыми возгласами, как например: «Позволительно ли быть столь прелестной?» После встречи в Петербурге прошло шесть лет до новой встречи в Михайловском. Приезд А.П. в Тригорское вновь вызвал у Пушкина забытое чувство, и поэт откликнулся на него стихами высокой чистоты, предельной напряженности переживаний.

ІІ.Инсценировка

Пушкин: Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов, все это очень похоже на любовь…

Керн: На другой день я должна была уехать… Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина», между листами которого я нашла вчетверо сложенный лист почтовой бумаги со стихами…

Пушкин: Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825г.)

Керн: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судоржно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила яих опять;что у него промелькнуло тогда в голове, я не знаю..»

Ученик: Прошло 15 лет. Пушкина уже три года как не было в живых.Но удивительная история этого стихотворения продолжалась, строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце молодом, любящем.Михаил Глинка написал музыку к стихотворению Пушкина и посвятил этот романс любимой женщине – дочери Анны Петровны Керн.(звучит романс Глинки)

ІІІ.Анализ стихотворения.(Заполнение учащимися технологической карты анализа стихотворения)Слайды 9-27

1.Вспомните, какие события жизни поэта связаны с Михайловским?Какие произведения здесь написаны?

2. К какому поэтическому жанру относится стихотворение? В чем заключается тайна его названия?

3.О чем пишет поэт в своем послании?О скольких встречах вспоминает?

4. Какие события жизни А.С.Пушкина угадываются в содержании стихотворения?( 1819 – Петербург,романтический юг,сілка 1825.)Духонвая биография поэта.

5.Разделите стихотворение на части.Каким настроением проникнута каждая часть?(Кольцевая композиция)

6. Сравните 1-ю и 5-ю строфы, 4-ю и 6-ю. Какой художественный прием использует  автор? С какой целью он это делает?

7. С чем сравнивает поэт свою возлюбленную? Какие эпитеты использует для создания ее образа? Найдите антитезу.

8.Поэт говорит о любви…Что еще составляет для него полноту бытия?

9.Опрделите стихотворный размер и способ рифмовки стихостворения.

10.О любви или о способности любить это стихотворение?

Слайд 28.

Ученик  Анна Алексеевна Оленина  слыла при дворе одной из первых красавиц. Была она небольшого роста, миниатюрна, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенно живыми глазами. В немалой степени мнение о красоте Аннет основывалось и на свободной, изящной, раскованной манере вести себя, быть кокетливой, острой на язык, уметь поддерживать беседу, видеть изящество во всем, и, главное, на ее живом, блестящем уме. Она хорошо рисовала, была восприимчива к искусствам, очень музыкальна, пробовала себя в стихах и прозе. Увлечение Пушкина оказалось нешуточным, хоть в нем и было много игры и шутливого флирта. В 1828 году весной он почти ежедневно встречался с ней в Летнем саду, куда ходил гулять вместе с Вяземским и Плетневым. Если вдруг она не приходила, он был очень удручен.

Юной придворной красавице, безусловно, льстили ухаживания поэта. Она вела «Дневник-журнал», где в романтической форме описала знакомство с Пушкиным, назвав его «самым интересным человеком своего времени». Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители ее были к нему неблагосклонны. После отказа, он был грустен, Аннет записала: «Прощаясь, Пушкин мне сказал, что он должен уехать в свое имение, если, впрочем, у него хватит духу, - прибавил он с чувством».

При отъезде на Кавказ он записал в ее альбом «Я вас любил». Позже под стихотворением появляется приписка «plusqueparfait» ‹давно прошедшее›, сделанная Пушкиным в 1833.

1.Звучит романс на музыку Алябьева «Я вас любил…» (1829г.)

Анализ стихотворения:Действительно ли о прошедшей уже любви говорит поэт?
В каких строках проявляется сила и бескорыстие его любовного чувства?

Слайд 29-32

Ученик  И всё-таки главной женщиной в жизни А. С. Пушкина стала Наталья Николаевна Гончарова. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи.

1.Стихотворение «На холмах Грузии…» (1829г.) (выразительное чтение учеником).

2.Беседа по вопросам:

1)Как во второй строфе выражается нарастание светлого чувства любви?

2)Какую роль в стихотворении играет описание природы?

3)Какой смысл имеют поэтические оксюмороны?

Ученик.  В наброске чернового письма от 6-11 апреля 1830 года Пушкин пишет родителям в Петербург: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, - мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил её согласие, а также согласие её матери. Прошу вашего благословения, не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия -  и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость».

3.Стихотворение  «Моя Мадонна»

Ученик 8.  Пушкин пишет Плетнёву 24 февраля 1831 года: «Я женат и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

4.Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» (1834 г.) (выразительное чтение учеником).

ІУ. Рефлексия.

1.Беседа с учащимися по вопросам:

Что вас больше всего поразило в любовной лирике Пушкина?
Какое стихотворение понравилось?
Чем оно вас привлекло?

2.Заключительное слово учителя.

Каждое стихотворение А.С.Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям Пушкина о любви.

В любовной лирике поэта отчётливо проступает мысль, что любовь, даже неразделённая, даже безответная, - огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный божественный дар. Любовь – прекраснейшее чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Домашнее задание:

Подготовиться к защите реферата на одну из тем:

• Пушкин и театр.

• Пушкин в музыке.

• Оперы П.И.Чайковского на сюжеты пушкинских произведений.

• Пушкин и балет.

«Я вас любил…». Любовная лирика Пушкина

Скачать конспект (7.11 Mb)



Автор разработки: Мельник Оксана Валерьевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1452 | Загрузок: 236 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»