Главная » Разработки уроков » Литература

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта: „драгоценный сплав биографии поэта и его творчества”

Цели:

1. продолжить знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути А.С. Пушкина;

2. проанализировать главные этапы жизненного и творческого пути;

3. научить рассказывать учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина с привлечением полученных ранее знаний;

4. развивать умения и навыки в анализе и синтезе предъявляемого учебного материала через составление хронологической таблицы;

5. способствовать развитию ассоциативного мышления;

6. создать психолого-педагогические условия на уроке с учётом фасилитационного режима педагогического влияния на работу ученического коллектива;

7. способствовать развитию художественно-эстетических вкусов учащихся. 

8. содействовать воспитанию интереса к личности и творчеству

А.С. Пушкина;

Оборудование:

Видеоматериал:  «Александр Пушкин» киностудии «Леннаучфильм» 1979 г. автор сценария Н. Сарычева; учебные карты - «Хронологическая таблица»; компьютерная презентация-викторина «Что я знаю о Пушкине?» (в презентации использованы фрагменты программы канала НТВ «Живой Пушкин» 1 серия. 1999 г., автор и ведущий – Леонид Парфёнов); краски, гуашь, 1 файл, 3 листа  А4 – для каждой группы.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Соценко Н.Ф. Литература. 9 класс: Планы-конспекты уроков.- Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2002. – с.188-203.
  2. Федянина В.О. Литература. 9 класс II семестр: Учебное пособие. – Х.: Країна мрійтм, 2007. – с.5 – 7.
  3. Сушко Ю. М. Владимир Высоцкий. По-над пропастью.- М.:Русь-Олимп: Астрель, 2011. – (Кумиры. Истории Великой любви).

Тип урока: Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Форма урока: словесно-научный (преобладают словесно-научные методы)

Методы обучения:

  • словесный и его приёмы (эвристическая беседа, рассказ);
  • научный и практический, направленные на исследование и обобщение учебного материала; самостоятельная работа учащихся

Методический инструментарий:

  • электронный проект-презентация, выполненный   в MS Office Power Point   - литературная викторина «Что я знаю о Пушкине?»
  • атмосфера интеллектуального напряжения - исследовательская работа учебного материала по теме урока, предъявленного с помощью учебного фильма «Александр Пушкин» киностудии «Леннаучфильм» 1979 г. автор сценария Н. Сарычева  с последующим анализом и синтезом материала. Результат работы отмечается в хронологических таблицах.
  • ассоциативный образ  - технология  «ТРИС» (теория-решение-исследование)

«Биография сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям»

 Александр Герцен

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся, подготовка учащихся к восприятию нового материала.
  3. Проведение викторины «Что я знаю о Пушкине?» - работа с компьютерной презентацией.

Слайд 11                                                Слайд 12

  1. Подведение итогов работы
  2. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя: 

Процесс образования драгоценного сплава биографии поэта в его творчество является сложным. Когда незаконченные строки дополняются самой жизнью, и наоборот – пережитое, наболевшее жизненное выплёскивается на бумагу: горести и радости, переживания и восторг, любовь и ненависть, дружба и предательство, в общем, всё то, что называется жизнью.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

                                                                                   А.С. Пушкин

2.Работа над эпиграфом урока:

- Попробуйте объяснить смысл этого изречения.

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

  1. Объявление темы урока. Постановка цели и задач, ожидаемых учебных результатов
  1. Работа над темой урока

Учебная задача: Просмотреть видеоматериал, проанализировать полученную информацию. Систематизировать предъявленный материал в  хронологической таблице. При выполнении работы  использовать ранее полученные знания по теме урока.

  1. Первичное восприятие: просмотр документального фильма

 «Александр Пушкин» киностудии «Леннаучфильм» 1979 г. автор сценария Н. Сарычева .

  1. Осмысление: заполнение хронологической таблицы во время просмотра учебного фильма

Дата,

период

творчества

События

Произведения

 

Родился А.С.Пушкин

 

19 октября 1811

   

8 января 1815 г.

   

 

Получает назначение в Коллегию иностран­ных дел

 

26 марта 1820 г.

   

 

Период южной ссылки

 

1824 - 1826 гг.

 

Начало работы романом в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов (1825)

3 сентября 1826 г.

Получен приказ явиться в Москву, где короно­вался на царство Нико­лай I.

 

8 сентября 1826 г.

   

 

Болдинская осень

 

1831 - 1833 гг.

Жизнь в Петербурге

 

 

Путешествие по России (Казань и Оренбург)

 

Осень 1833 г.

   

 

Пожаловано унизитель­ное для известного поэта звание камер-юнкера

 

Лето 1834 г.

Поэт подает прошение об отставке

 

27 января 1837 г.

   

29 января 1837 г.

   
  1. Систематизация и обобщение предъявленного учебного материала:
  1. Комментирование выполненной работы
  2. Обобщающая беседа:
  •  Какие графы таблицы вы смогли заполнить, опираясь на ранее полученные знания о жизни и творчестве поэта?
  •  Что нового о личности поэта помогла вам сегодня узнать информация, полученная при просмотре фильма? Проиллюстрируйте ответ чтением сделанных заметок в хронологической таблице.
  •  Можно ли утверждать, что жизненные ситуации, в которых оказывался поэт, отражались в его творчестве, влияли на его развитие, и наоборот, произведения поэта вносили изменения в его жизнь? Ответ аргументируйте.
  1. Заключительное слово учителя.

Сведения о жизни писателя, поэта позволяют узнать обстоятельства, которые повлияли на создание произведения, проникнуться не только чувствами, настроением, переживанием, которые  поэт оставляет в строках своих произведений, но и понять причину их появления, узнать о том, что же породило в авторе эту бурю эмоций и впечатлений.

И тогда, действительно, понимаешь: «поэт не человек поступка, а человек слова, которое и есть поступок» - Юрий Сушко  «Владимир Высоцкий. По-над пропастью».

            В заключение, приведу слова исследователей творчества

 А. С. Пушкина Марины Цветаевой и Валерия Непомнящего:

·        «Пушкин не воспоминание, а состояние, Пушкин - всегда и  отвсегда,  - до "Дуэли" Наумова была заря, и из нее вырастая, в  нее  уходя,  ее  плечами рассекая как пловец - реку, - черный человек выше всех и  чернее  всех  -  с наклоненной головой и шляпой в руке» Марина Цветаева

  • «Художник живёт не для себя, талант даётся как величайшее бремя и величайшая ответственность. Этот дар нужно оплачивать своей судьбой, и он стремился соответствовать своему гигантскому дару. Были грехи и ошибки, но всё это преодолевалось жизнью высокой души. Ему было дано в каждой ситуации своей жизни видеть символически общезначимый смысл, выражать в словах духовный опыт в качестве урока для всех, имеющих уши»

        Валерий Непомнящий

Жизнь, творчество,  смерть Пушкина – это единое целое

  1. Фиксация эмоционального восприятия учебного материала учащимися
  2. Работа в группах.
  • Выполнение творческого эстетического задания. Применение педтехнологии ТРИС

Задача: передать аудиовизуальные впечатления через создание  ассоциативного образа «Мой Пушкин» на основе личных восприятий учебного материала на уроке о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Технология выполнения эстетического задания:

  1. нарисовать простым карандашом образ-ассоциацию на  1 листе А 4
  2. вложить рисунок в файл
  3. на файле разукрасить красками или гуашью рисунок, созданный на 1-ом листе
  4. на 2-ом листке А 4 делаем отпечаток с файла, можно сделать ещё один отпечаток на 3-ем листке бумаги
  5. Презентация полученных образов

Подведение итогов

Инструктаж выполнения домашнего задания:

Написать миниатюру «Мой Пушкин»:

  • Рассказать о своём первом знакомстве с творчеством А.С. Пушкина
  • Передать свои самые яркие впечатления, полученные от произведений

А.С. Пушкина

  • Изменилось ли отношение к Пушкину сейчас?

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта: „драгоценный сплав биографии поэта и его творчества”

Скачать конспект (427.2 Kb)



Автор разработки: Кошман Ирина Викторовна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 778 | Загрузок: 221 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»