Главная » Разработки уроков » Литература

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Изображение быта и нравов Киевской Руси

Цели:

1.     Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда славяне были язычниками

2.     Дать представление о летописях, познакомить с исторической основой произведения

3.     Ввести текст баллады, способствовать её эмоциональному восприятию и осмыслению

4.     Сопоставить произведение Пушкина с летописным источником, показать тесную взаимосвязь литературы и истории

5.     Воспитывать интерес к изучению истории и литературы.

Оборудование: портрет А.С Пушкина, иллюстрации, фрагменты фильма «Олег», фонозапись «Песнь о вещем Олеге», карточки с заданиями, учебники, листки с тестовыми заданиями

Ход урока

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Оргмомент.

Слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о поэзии и о том, как рождаются стихи, как они «делаются». Прочитаем ещё одно произведение А.С. Пушкина, проследим, как тесно взаимосвязаны наука история и искусство слова – литература.

 Индивидуальные задания на карточках: определить стихотворный размер по строчкам: « Мчатся тучи, вьются тучи…», «Давным-давно задумал я…»

1.Проверка домашнего задания. Вспомним уже изученное.

Вопросы к учащимся:

- Чем стихи отличаются от прозы?

- Какие стихотворные размеры делают поэзию ритмичной

- К какому роду литературы относятся стихи?

-Каковы особенности лирики как рода литературы?

-Какие изобразительные средства помогают сделать стихи яркими, образными?

- Назовите тропы: «весёлым треском трещит затопленная печь», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»

- к какому виду лирики относится стихотворение-описание природы?

- Назовите произведение, в котором использованы эти изобразительные средства, и его автора.

А.С. Пушкин писал не только пейзажную лирику. К какому жанру относится стихотворение «Няне»? Прочитайте его выразительно

3. Работа над темой урока.

            А ещё у поэта на протяжении всей жизни был огромный интерес… Какой предмет особенно любил поэт, когда учился в Лицее? Подсказкой может быть эпиграф к нашему уроку.

 Этот интерес не угасал в течение всей жизни. Исследователи творчества Пушкина относятся к нему как к профессиональному историку. Библиотека поэта насчитывала около 400 книг по истории. С 1831по 1834 г. Пушкин служит историографом, работая в архивах над историей Петра Великого. Как вы думаете, зачем поэту нужна была история, почему героями его произведений становились исторические личности:  цари Борис Годунов, Пётр 1, гетман Мазепа, предводитель восстания Емельян Пугачёв, французский император  Наполеон?

     Сегодня мы будем читать произведение, героем которого тоже будет историческое лицо – Киевский князь Олег. Знаете ли вы, откуда узнают историки о давно прошедших событиях?  Эту «исторческую» часть урока проведёт учитель истории.

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.

Откуда историки узнают о прошлом?

( Из исторических источников)

2. Какие бывают исторические источники?

( устные,  письменные, вещественные).

3. Назовите письменные источники

 (надписи на глиняных табличках, камнях, документы, летописи)

 4. Летопись являться важным историческим источником.

Кто знает, что такое летопись?

(Летопись – последовательные рукописные записи исторических событий (жизнь князей, походы, войны) по годам).

5. Летописи пишут летописцы. А вы знаете летописцев?

(Нестор – летописец  написал «Повесть временных лет», в которой описывает Киевскую Русь и ее правителей. Одним из них был князь Олег.

Согласно летописи, он пришел к власти в 879 году.

6. Какое это столетие?

А точнее, это конец 9 столетия.

Сегодня поговорим о Киевской Руси конца IХ - начала Х столетия.

(Рассказ учителя сопровождается кадрами из фильма «Олег»)

     879 г. Умер правитель Руси Рюрик. У него остался малолетний сын – Игорь. Молодое государство оказалось на грани распада и тогда княжеский престол занял родственник Рюрика – Олег.

     17 лет назад он пришел вместе с Рюриком в Старую Ладогу, был воеводой в его дружине, не знавшей поражений. Воинскую удачу Олега молва приписывала богам, с которыми он умел договариваться. Холодный и решительный, как и все варяги, Олег жестоко усмирял возмущенные племена, а первые же селенья, попадавшиеся у него на пути, воевода наказывал с показательной жестокостью. Ужас, бежавший впереди его отряда, парализовал способность других к сопротивлению. Понятно, почему самовольный захват Олегом власти не вызвал восторга его подданных, особенно активно выражали недовольство жители Новгорода. И тогда Олег торжественно объявил, что попечение над малолетним сыном Рюрик завещал именно ему, Олегу, ну а железный грохот бряцающих о щиты мечей и вовсе отрезвил горожан, Новгород признал нового правителя.

     Править для него означало воевать. Целью для Олега стало покорение Киева. Как и Новгород, Киев стоял на великом торговом пути «из варяг в греки», купцы на судах, груженных товаром, спускались вниз по течению Днепра, а затем вдоль берегов Черного моря шли на  Византию к грекам.

Олег решил перенести сюда в Киев, столицу Руси.

     В 882 г. огромное войско из варягов, греков и других народов двинулось вниз по Днепру, с собой в поход Олег взял 5-летнего Игоря. Это был демонстративный жест: возвращаться в Новгород князь более не собирался.

     Киевом в те годы правили два варяга, Аскольд и Дир. Киев был большим, процветающим, хорошо укрепленным городом. Взять его штурмом не получилось бы, поэтому действовать нужно было хитростью.

     Как свидетельствует летопись, Олег вызвал Аскольда и Дира и воскликнул: «Вы не князья и не роду княжеского, а он князь!» и показал сына Рюрика Игоря. Аскольда и Дира зарубили мечами. Теперь Олег был правителем Киева. Взойдя на крепостную стену, Олег простер руку над Днепром и произнес: «Се будет мать городам Русским».

      Покоренный Киев был только началом его грандиозных замыслов, Олег уже вынашивал новый план - великий поход на Царьград, так русские называли столицу Византии Константинополь.

      В 907 г. у днепровских берегов стояло 2000 судов (их называли ладьи),  каждое вмещало 40 воинов. Готовясь к походу на Византию, Олег оставил возмужавшего Игоря в Киеве, он не хотел разделить с воспитанником свою будущую славу покорителя Византии.

     В начале Х века Византия, восточная Римская империя, представляла собой мощное государство. Столицей Византии был город Константинополь, ныне Стамбул. Византия тогда переживала небывалый расцвет благодаря торговле и в тоже время продолжала завоевывать все новые территории. В момент, когда у царьградских берегов появился флот Олега, основные войска находились в боевом походе в Сирии.  Высадившийся на берег Олег вновь прибегнул к своей любимой тактике - устрашению противника. Дождавшись прихода своего сухопутного войска, Олег приказал выжечь все селения, окрестности, церкви, дома вельмож и простолюдинов.

      Нестор объективно описывает все происходящее: «Они терзали пленников, жгли и бросали в море живых и мертвых, так князь хотел ужаснуть византийцев и принудить их к переговорам».

     Олег решил атаковать торговый флот врага с суши. Он поставил свои ладьи на колеса и двинул их вдоль берега. Византийцы, никогда не видевшие ничего подобного, пришли в смятение. Боясь истребления своего флота, они запросили мира и подписали двусторонний договор.

     Олег возвращался из Византийского похода  триумфатором, народным героем.  Подписав такой международный договор, Русь заставила и все остальные страны уважать себя. Именно после этого похода народная молва нарекла князя вещим, то есть мудрым.

     Некоторые историки считают поход Олега мифом или художественным вымыслом, другие утверждают, что подробности,  вроде щита, который Олег прибил над вратами Царьграда, – красивая легенда. В целом  рассказ Нестора, описывавшего поход, а главное, сохранившаяся копия  договора с византийцами – делают это событие вполне достоверным.

     Прокняжив 33 года, Вещий Олег умер в глубокой старости. Легенда утверждает, что от укуса змеи.  Волхвы напророчили  князю гибель от любимого коня. Олег приказал удалить коня от себя. Через четыре  года Олегу сообщили, что конь умер.  Смеясь над предсказателями, Олег ступил на конский череп и произнес: «Его ли мне бояться?». А в черепе таилась змея, она укусила Олега, и тот скончался.

     По одним сведеньям, прах Олега захоронили в Старой Ладоге, по другим, – в Киеве, на горе Щековица. Киевляне так и назвали это место – Олегова могила. 

     Все эти сведенья мы узнали из «Повести временных лет» Нестора  - летописца.

     Представьте себя историками.  Ваша задача восстановить  исторический документ и прочесть его, под текстом есть слова подсказки.  У вас  одна минута.

1. Олег был великим воином и мудрым правителем.

2. За время правления Олега, Русь утвердилась как сильное государство со столицей в Киеве.

3. Олег объединил русские земли в единую державу.

Слово учителя литературы.

Летописную легенду о князе Олеге Пушкин знал ещё с юности. Она привлекала его своей поэтичностью. Во время южной ссылки поэт побывал в Киеве, посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение А.С. Пушкина. Он написал произведение, которое назвал «Песнь о вещем Олеге»

Словарная работа

(слова с краткими пояснениями записаны на доске)

“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее).

         Вы слышали летописную легенду о смерти Олега. Сейчас внимательно послушайте «Песнь о вещем Олеге» и скажите, чем пушкинский текст отличается от летописи. В тексте много новых для вас слов. Слушая, следите по тексту с карандашом в руках и помечайте непонятные слова.

6.      Прослушивание “Песни о вещем Олеге” в аудиозаписи (учащиеся следят по тексту с. 60)

Беседа.
Что больше понравилось: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, все изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конем. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)
Есть ли вопросы?
Какой эпизод пушкинского произведения произвел на вас большое впечатление?
Что предсказал кудесник Олегу?
Как по-вашему, поверил ли Олег в предсказание?
Почему произведение называется «Песнь о вещем Олеге»? Кто был вещим?

Цель летописного сказания – сообщить сведения о событиях.

Какова, по-вашему, главная мысль «Песни о вещем Олеге»?

3) Событие отстоит от нас более, чем на 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно? (В языке “Песни…” много устаревших слов (найти в тексте), которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.)

4) Можно ли “Песнь о вещем Олеге” переложить на “язык” кино? (Да, есть сюжет, острый сюжет.)

- Стихотворение с острым, напряжённым сюжетом называется баллада

Предлагаю снять кинофильм на сюжет пушкинской баллады.

9. Составление киносценария.

Помогут нам в этом иллюстрации. Посмотрите на иллюстрации: в правильной ли последовательности они расположены? Помогите расположить правильно.

Подготовительная работа.

Определим места, где будут развиваться события “фильма”, и в связи с этим установим, сколько частей будет в нем.

I часть “Князь по полю едет …

Из темного леса … кудесник”

Встреча князя Олега с кудесником

II часть “Пирует с дружиною вещий Олег…”

Пир

III часть “На холме у берега Днепра …”

Тризна

Назовите героев, участников событий, – действующих лиц фильма:

Главные: Олег, кудесник;
Второстепенные: дружинники, слуги, Игорь, Ольга.

Наметим, из каких кадров будет состоять I часть кинофильма.

Появление Олега с дружиной.
Встреча с кудесником.
Обращение Олега к кудеснику.
Пророчество кудесника.
Раздумья Олега над предсказанием.
Прощание с конем.
Слуги уводят коня.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Составление сценария продолжите дома. А ещё нам нужны актёры для исполнения главных ролей. Роли надо знать наизусть.

С.61 – 62 (до слов «от коня своего)

Подумать, отчего умер князь Олег

“Проба актера” на роль Олега – мини-конкурс на лучшего чтеца (обращение к кудеснику).

11. Подведение итогов урока.  Почему же А.С. так интересовался историей? Нужно ли знать прошлое своей страны? (нужно знать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее).

Какой вид искусства тесно связан с историей? Нужно ли читать художественную литературу? (Она учит думать, чувствовать, развивает воображение).

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполнение тестовых заданий

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Изображение быта и нравов Киевской Руси

Скачать конспект (362.1 Kb)



Автор разработки: Дубейко Елена Витальевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3508 | Загрузок: 241 | Комментариев: 5

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»