Главная » Разработки уроков » Литература

А. С. Пушкин „Преданность поэта идеалам дружбы, свободы, „вольности святой”

Цели:

Увлечь учащихся личностью поэта и его лирическим творчеством;
Помочь понять содержание его программных стихотворений, секрет их обаяния;
Воспитывать чувства добра, сопереживания, сопричастности к миру лирики Пушкина.

Тип урока:  урок – путешествие по страницам лирики А. С. Пушкина

Оформление и оборудование урока:

Стихотворения Пушкина
Записи на доске
Иллюстрации – репродукции с картин художников Кипренского, Репина, Айвазовского, Ге.

Эпиграфы:

Манит веков таинственная даль,

Загадочна и непонятна пусть:

Боль Достоевского, Некрасова печаль

И Пушкина пленительная грусть.

Откройте Пушкина, склонившись головою.

Как русский гений искромётною строкою

Умел сердца глаголом зажигать,

Надежду и уверенность вселять!

                                      Л. Каленюк

Ход урока

    Учитель

    В чем тайна могущественного действия поэзии А. С. Пушкина на современников и на нас с вами?

    Ответы на проблемный вопрос мы будем искать в течение урока.

     

     Сегодня мы перенесемся в то непростое время, в те годы, в которые жил и творил наш любимый поэт А. С. Пушкин.

     Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Его поэзия – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водою» всех, кто прикасается к нему. Впервые мы слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и …». Мир пушкинских сказок живет с нами и позже, в школьные годы. Но вы уже знаете поэта не только как сказочника. Давайте вспомним любимые стихи.

    

       Конкурс «Пушкинская строка»   

      Ученик передаёт другому, а тот следующему и т.д. томик стихов Пушкина, при этом каждый вспоминает и произносит строчки из любого произведения Пушкина.

          «Прощай, свободная стихия!»

     На экране картина И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, где изображен Пушкин у моря.

     Простившись с «территорией свободы», которой для него было море, Пушкин едет … нет, не в Петербург, к друзьям, он отправляется в Михайловское. По своей ли воле? Утверждая в своем творчестве идеалы «вольности святой», был ли свободен поэт! Пушкин настолько близок нам, что сейчас мы услышим его ответ на вопрос журналистов.

      Ученики – журналисты берут интервью у самого Пушкина.

 - Уважаемый Александр Сергеевич!

   Зиму 1825 года Вы провели в своем родовом имении Михайловском. Расскажите, пожалуйста, о том времени. Чем Вы там занимались, о чем думали, что чувствовали?

        

 А. С. Пушкин

     Дни мои заняты были усердной работой и чтением. Но все же мне было грустно, очень грустно. Я один, вдали от друзей. Книжные и журнальные новинки доходили до меня нечасто. Рядом лишь «мамушка моя», верный и единственный мой друг в эту трудную пору моей жизни.

     Я не мог покинуть занесенного снегами Михайловского. Каждый шаг мой был известен губернскому начальству. Я все время ощущал тягость подневольного ссыльного состояния, и, сколько времени продлится такое тягостное положение, я не знал. Особенно тяжело было в долгую студеную зиму, когда я слушал надрывное пение вьюги за окном и размышлял о своей горестной судьбе.

   Звучит стихотворение «Зимний вечер»

  Беседа

- Какие образы, картины, настроения возникали в вашем сознании?

- Каково душевное состояние лирических героев?

- Каким вы представили себе поэта?

Грусть зимнего вечера тяготит обоих. Но не в натуре Пушкина безвольно подчиняться грусти, охватившей сердце. Его дружелюбный, расположенный к общительности нрав тяготится всяческим одиночеством. Ему нужен живой голос собеседника. Вместе легче переживается всякая печаль.

      «И свобода нас примет  радостно у входа …»

     Мы продолжаем наше путешествие. И пусть слова Пушкина поднимут наш дух, повысят настроение.

     Слово журналистам:

- Как Пушкин воспринял известие о восстании декабристов? Был ли поэт как-то связан с ними?

      Биографы

     Поэт не был причастен к декабристскому движению, но настолько явно выражал к нему сочувствие, что навлек на себя немилость царского правительства.

     В 1820 году он был отправлен в ссылку. Сперва – на юг, затем – в Михайловское. Пушкин воспринял известие о восстании с великой тревогой за судьбу как тех, кто ему был дорог и близок, так и тех, с кем не был знаком лично. Пушкин был потрясен.

    На экране картина Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

  

 Учитель

     Главной ценностью человеческой жизни для Пушкина была дружба. Он сам был наделен не только поэтическим даром, но и замечательным даром дружбы. Особое место в пушкинской «дружеской» лирике занимают два стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжких испытаний.

     Сообщение о том, как И. И. Пущин посетил А. С. Пушкина в Михайловском.

Звучит стихотворение «И. И. Пущину»

          Аналитическая беседа

- Какие образы, картины вы представили?
- Что придает стихотворению особое значение, особое звучание, свойственное высокому стилю?
- Был ли пафос?

         Пафос (от гр. рathos – страдание, страсть, чувство) – это свойство поэтического стиля.

- Что утверждается автором?
- О чем говорят эпитеты?

          Все подчинено основной мысли: показать высокие чувства дружбы, пронесенные через годы и испытания, не угасшие со временем, а напротив, вспыхнувшие еще более ярким светом. Употребление частицы да  делает стихотворение патетичным.

      Слово журналистам:

   - Дорогой Александр Сергеевич!

Вы были другом декабристов, горячо разделяли их основные идеи. Вы знали о готовящемся восстании?

      А. С. Пушкин

    - Я подозревал, что готовятся грозные события, какой-то заговор. Однажды я пришел в дом своих друзей, там шло какое-то тайное собрание. При моем появлении все вдруг замолчали. Напрасно я пытался проникнуть в тайну заговора; на все свои намеки и прямые вопросы получал лишь дружеские, но уклончивые ответы.

      Друзья как будто хотели уберечь меня от чего-то. Но если бы 14 декабря я находился в Петербурге, я непременно оказался бы на Сенатской площади. Когда меня доставили из Михайловского во дворец для беседы с царем, я не отрекся от связей с декабристами и открыто встал на защиту мятежников.

 

Учитель

     В то время, когда лучшими людьми овладело отчаяние, одна звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Поэт ни на минуту не перестал любить близких ему по духу товарищей, готов пойти на все во имя дружбы.

   Звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд».

 Работа над идейно – художественным содержанием стихотворения

- О чем говорит появление на свет подобного стихотворения в те дни, когда царскими властями жестоко преследовалось всякое сочувственное отношение к участникам недавнего восстания?
- Основной замысел поэта?

Только ли сочувствие и утешение?

- Какие художественно – изобразительные средства помогают раскрыть этот замысел?
- Чем необычны эпитеты?
- Роль глаголов?
- Какую строфу вы прочитаете с особым пафосом?
- Определите стихотворный размер
- Назовите три высоких понятия, о которых идет речь в стихотворении.
- В разговорной речи слово «терпенье» обычно имеет эпитеты: долгое, упорное, большое и др. У Пушкина в «Послании в Сибирь» написано: «гордое терпенье». Какие мысли и чувства пробуждает этот эпитет у вас?

     Учитель

     В своем «Послании» поэт выражает не только утешение  и сочувствие, но и твердую уверенность в правоте дела декабристов и в конечной победе их идеи. Недаром речь идет о надежде, любви, дружбе. Поэт говорит с друзьями на их языке. «Послание» написано очень просто. Высокое звучание придают архаизмы: «затворы», «глас». Эпитеты очень выразительны и необычны.

     «Храните гордое терпенье». Как хорошо выражена в этом коротком слове мысль о достоинстве революционера, о его действительно гордом презрении ко всем преследованиям царских палачей!

      «Не пропадет ваш скорбный труд». Труд этот не только физически тяжелый, но и морально угнетающий человека.

      «И дум высокое стремленье».  Цель – грядущее освобождение Родины.

      «Бодрое веселье». Веселье, полное сил, твердости, уверенности в будущем.            

        Особенного подъема и силы стихи достигают в заключительной строфе, где поэт выражает пылкую и страстную уверенность в том, что Родина  будет свободной.

         «Оковы тяжкие падут,

       Темницы рухнут – и свобода

       Вас примет радостно у входа,

       И братья меч вам отдадут!»

«Я гимны прежние пою…»

    Учитель

        Горестное сожаление о том, что ему так и не удалось принять непосредственное участие в декабрьском восстании, не покидало Пушкина.

  Звучит стихотворение «Арион»

Аналитическая работа

- Почему Пушкин воспользовался древнегреческим сказанием о легендарном певце Арионе?
- Сравним содержание мифа об Арионе и стихотворение
- В чем заключается основной замысел Пушкина?
- Найдите строчку, в которой заключается идейная суть стихотворения
- О чем говорит простой эпитет «прежние»?

       В годы, последовавшие за разгромом декабристского восстания, в годы яростного разгула царской реакции и всяческого преследования свободной мысли, поэт смело заявлял о своей преданности прежним вольнолюбивым идеалам.

                 

       «Откройте Пушкина…»

      Перед вами два стихотворения без указания автора. Оба написаны талантливо. Сопоставьте  эти произведения по идейному содержанию. Почувствуйте, какое из них принадлежит Пушкину.

                 

                    ***

«Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице моей.

Я рощам возвратил певицу,

Я подарил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сияньи голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня».

                     ***

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!»

         Сопоставительный анализ

      В первом стихотворении речь идет о благодарности птички отпустившему ее на волю человеку. Птичка, улетая на волю, «молится» за него, и это, пожалуй, все, что хотел сказать автор.

      Во втором восьмистишии  смысл гораздо  глубже и шире. Для лирического героя освобождение птички не прихоть, а соблюдение всенародного обычая. Но самое главное, что и сам отпускающий птичку чувствует себя в неволе и доволен лишь тем, что «хоть одному творенью … мог свободу даровать!»

      В стихотворении речь идет о свободе, как о величайшем благе. Конечно же, это Пушкин!  « Птичка» (1823год).

     Автором первого восьмистишия является поэт В. И. Туманский.

          Итоги урока

        Вернемся к вопросу: в чем тайна, в чем волшебство поэзии А. С. Пушкина?

        Только ли в его поэтическом даре? Каким был Пушкин? Можно ли его представить вне интереса к тому, что делается вокруг? Нас восхищает мужество поэта, который смело заявляет о своей преданности вольнолюбивым идеалам. У него пылкое, благородное сердце. Поэт воспитывает в нас добрые чувства, учит любить и понимать прекрасное.

      Он никогда не предавал друзей. Хорошо в жизни иметь такого друга, как Пушкин.

       Находясь в неволе, сильно рискуя, Пушкин направляет в Сибирь два «Послания»: Пущину и его друзьям – декабристам. Поэт остался верным их делу. Он любит свою родину, свой народ, и хочет видеть его свободным. Какие бы грустные стихи не писал поэт, они не вызывают уныния, тоски, а, напротив, вселяют уверенность и надежду на лучшее. Может быть в этом секрет?

А. С. Пушкин „Преданность поэта идеалам дружбы, свободы, „вольности святой”

Скачать конспект (726.0 Kb)



Автор разработки: Каленюк Людмила Ивановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2443 | Загрузок: 190 | Комментариев: 5

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»