Главная » Разработки уроков » Русский язык

Закрепление темы «Деепричастие» и обобщение изученного материала

Цель:    Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и

              деепричастном обороте, об образовании деепричастия;

              закрепить правила правописания не с различными частями речи;

    выработать практическое умение находить деепричастные обороты и    

              одиночные деепричастия;

              выделять знаками препинания одиночные деепричастия и

              деепричастные обороты;

              выработать навыки конструирования предложений;

   составлять связный рассказ на лингвистическую тему, используя в

              речи деепричастия и деепричастные обороты;

              воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок - практикум (повторение и обобщение).

Оборудование:    Учебник, таблица «Опорный конспект», «опорные слова»,

                              мультимедийная доска, компьютер,  репродукция картины 

                              И.Репина « Запорожцы пишут   письмо турецкому 

                              султану».

План урока

Вступление
Закрепление и обобщение изученного материала.

              Составление плана работы по теме.

                 1.  Деепричастие, не с деепричастиями.

                 2.  Совершенный и несовершенный вид деепричастия.

                 3.  Деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

Работа по картине И.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану».
Cамостоятельная работа: тестирование.
Литературная викторина.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
Рефлексия.

Ход урока

Объявление темы и цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Деепричастие». И к нам на урок пожаловала интересная гостья. Давайте дадим ей слово.

Принцесса планеты «Деепричастие»

« Здравствуйте, ребята!

Я прилетела с чудесной и небезызвестной вам планеты «Деепричастие», о которой наш поэт писал:

   «Холмы, вырастая и в сумерках тая

     и думу какую-то в сказках тая,

     о том и молчат, что совсем непростая,

     совсем непростая планета моя».

Зная, что вы любите русский язык и, как все ребята, путешествовать, мы решили пригласить вас в гости. Но мы должны быть уверены, что вы хорошо знакомы с нашей непростой планетой. А для этого я привезла вам свою зашифрованную биографию. Попробуйте расшифровать ее. Пропуском на нашу планету послужит диплом, который получат те, кто покажет хорошее знание нашей планеты  «Деепричастие».

         Показывает на мультимедийной доске  таблицу-«биографию»      «Опорный конспект деепричастия».

Учитель:  - Ребята, посмотрите внимательно на эту таблицу и составьте по

                   ней план рассказа о деепричастии.

У доски ученица записывает план.

План

Что называется деепричастием? Не с деепричастиями.
 Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
 Деепричастный оборот и выделение его на письме.

II. Закрепление изученного материала

Работа по составленному плану.

 1. Учитель:  Обратимся к  I блоку таблицы и 1 пункту плана. Запишите предложение:  Снежинки, кружась, опускались на землю.

         - Выделить основу предложения.

         - Найти деепричастие и дать определение.

         - Каким членом предложения является деепричастие?

         - Почему выделяем запятыми?

         - Как деепричастие пишется с не?

Записать предложения:

Снег, не переставая, шел всю неделю.

Ненавидя ложь, он всегда боролся за правду.

Учитель: - С какой ещё частью речи не пишется так же, как с

 деепричастиями?

 - Какую еще вы знаете часть речи, которая является особой 

формой глагола?

А сейчас напишем распределительный диктант.

На мультимедийной доске показываем текст диктанта.

Не - приставка                     Не - часть корня                         Не – частица

Незамеченная ошибка, ненавидя, не думая, не говоря, не прочитал, непогасший костер, негодуя, трава не скошена, ничем не нарушаемая тишина, не выучив, недоумевать, не рассказывая, недомогая, не зная.

2. Учитель:  Переходим ко второму блоку и 2 пункту плана.

Рассказать о деепричастии совершенного и несовершенного вида.

Работа с   учебником (автор Н.Ф. Баландина):

От глаголов образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

 стр.210-211 , упражнение 434, 437.

Физкультминутка (дети встали)

Все ребята дружно встали,

Кверху руки все подняли,

Сладко-сладко потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись.

Отдохнули? И опять станем 

Знаниям внимать!

Учитель: И мы продолжаем дальше узнавать планету «Деепричастие»

3. Работа по третьему блоку таблицы.

А) Записать предложение.

Любить природу, охраняя ее богатства, - значит любить Родину.

Объяснить постановку запятых.

Б) Работа по учебнику (упр. 438 стр. 211-212).

В) Записать предложение.

« А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

                             - Разобрать по членам предложения.

                            - Составить схему предложения.

                            - Где находится деепричастный оборот?

Появившись из-за мелких облаков, первый снег медленно падал на кусты деревьев, крыши домов.

- Всегда ли деепричастный оборот выделяется запятыми?

                                                                           (Нет)

Г) Составить предложение с деепричастными оборотами, выраженными фразеологическими оборотами.

Не покладая рук, сломя голову, спустя рукава.

Д) Сконструировать предложения, заменив один из глаголов деепричастием.

Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.

Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром.

Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром.

- В каком слове заключено основное действие

         в 1 предложении?

         во 2 предложении?

III. Учитель:   Мы убедились, что деепричастия украшают нашу речь, делают её более яркой, образной, выразительной.

Принцесса:  Ребята, вы неплохо справились с моим заданием. А сейчас, чтобы получить пропуск-диплом на мою планету, вам нужно ответить на тестовые вопросы. ( Вопросы на компьютере или на мультимедийной доске)

IV. Учитель:  За компьютеры садится первая группа детей и выполняет тестовые задания.

Указать верное утверждение

а) деепричастие – это самостоятельная часть речи.

б) деепричастие обозначает признак предмета по действию

в) деепричастие в предложении является обстоятельством.

Привести примеры деепричастий

Указать деепричастие:

а) нарисованный, думающий

б) прочитать, построить

в) думая, увлекшись

Обозначить суффиксы деепричастий

Указать деепричастие совершенного вида:

а) выполнив, наклонившись

б) надеяться, требовать

в) летающий, видимый

Привести примеры деепричастий несовершенного вида.

Указать предложение с деепричастным оборотом:

а) Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш

б) Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.

в) Ветер дремлет, затаившись в иглистых ветвях

Подчеркнуть деепричастный оборот как члены предложения

Укажите правильное написание НЕ с деепричастиями:

а) неубив, незная

б) не выучил, не выполнил

в) ненавидя, не желая

С одним из деепричастий составить и записать предложение

Указать предложение, в котором допущена ошибка в употребленных деепричастиях.

а) Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек

б) Девочка слушала объяснение учителя, посмотрев по сторонам.

в) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

Предложение с ошибкой записать в исправленном виде.

Учитель  обращается ко второй группе детей:

Перед вами картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С помощью опорных слов составьте предложения по картине, включая деепричастия и деепричастные обороты.

Показываем на мультимедийной доске опорные слова:

Собравшись в тесный кружок; советуя наперебой; сидит, придерживая саблю; положив бандуру на колени; смеется, откинувшись назад; лукаво улыбаясь; положив руку; грозно сверкая глазами; стоит, подбоченясь; весело смеясь.

Учащиеся меняются заданиями (за компьютеры садится вторая группа детей, а первая – составляет предложения).

Учитель проверяет выполненное задание.

Учитель: Чтобы передать более точно и выразительно образ или   действие, писатели и поэты часто обращаются к  деепричастию. Назвать автора и литературные произведения, в которых встречались деепричастия и деепричастные обороты.

Литературная викторина

Найти деепричастие и определить, из какого произведения это четверостишие?

 1. Под голубыми небесами

     Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит.

                    (А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)

2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,

    Попал на псарню.

          (И.Крылов. «Волк на псарне»)

3.Тихомолком расцветая,

   Между тем росла, росла,

   Поднялась – и расцвела,

   Белолица, черноброва,

   Нраву кроткого такого.

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»)

4. Мой грустный товарищ,

   Махая крылом,

   кровавую пищу клюет под окном.

                  (А.С.Пушкин. «Узник»)

5. Раз царевна молодая,

   Милых братьев поджидая,

   Пряла, сидя под окном.

                   (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

6. Как красавица, глядя в зеркальце,

    В небо чистое смотрит,  улыбается.

                   (М.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова»)

Подведение итогов урока.

          Д/З : составить связный рассказ из    8-10 предложений на тему

         « И рады мы проказам матушки-зимы», используя деепричастия

          и деепричастные обороты.

 Слово принцессе. Вручение дипломов.

ДИПЛОМ

     Награждается __________________________

 ученик (ца) 7-А класса Ореховского УВК № 2

       за отличные знания планеты «Деепричастие»

Король планеты «Деепричастие» -

Принцесса -

Приказ №1 от 

Рефлексия:

        - Ребята, вам понравился урок?

          А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.

Закрепление темы «Деепричастие» и обобщение изученного материала

Скачать конспект (19.0 Kb)



Автор разработки: Зинченко В. Д.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1244 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0

Ключевые слова: деепричастие

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»