Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, об образовании деепричастия; закрепить правила правописания не с различными частями речи; выработать практическое умение находить деепричастные обороты и одиночные деепричастия; выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; выработать навыки конструирования предложений; составлять связный рассказ на лингвистическую тему, используя в речи деепричастия и деепричастные обороты; воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: Урок - практикум (повторение и обобщение). Оборудование: Учебник, таблица «Опорный конспект», «опорные слова», мультимедийная доска, компьютер, репродукция картины И.Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану». План урока Вступление Составление плана работы по теме. 1. Деепричастие, не с деепричастиями. 2. Совершенный и несовершенный вид деепричастия. 3. Деепричастный оборот и знаки препинания при нем. Работа по картине И.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Ход урока Объявление темы и цели урока. Учитель: Ребята, сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Деепричастие». И к нам на урок пожаловала интересная гостья. Давайте дадим ей слово. Принцесса планеты «Деепричастие» « Здравствуйте, ребята! Я прилетела с чудесной и небезызвестной вам планеты «Деепричастие», о которой наш поэт писал: «Холмы, вырастая и в сумерках тая и думу какую-то в сказках тая, о том и молчат, что совсем непростая, совсем непростая планета моя». Зная, что вы любите русский язык и, как все ребята, путешествовать, мы решили пригласить вас в гости. Но мы должны быть уверены, что вы хорошо знакомы с нашей непростой планетой. А для этого я привезла вам свою зашифрованную биографию. Попробуйте расшифровать ее. Пропуском на нашу планету послужит диплом, который получат те, кто покажет хорошее знание нашей планеты «Деепричастие». Показывает на мультимедийной доске таблицу-«биографию» «Опорный конспект деепричастия». Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на эту таблицу и составьте по ней план рассказа о деепричастии. У доски ученица записывает план. План Что называется деепричастием? Не с деепричастиями. II. Закрепление изученного материала Работа по составленному плану. 1. Учитель: Обратимся к I блоку таблицы и 1 пункту плана. Запишите предложение: Снежинки, кружась, опускались на землю. - Выделить основу предложения. - Найти деепричастие и дать определение. - Каким членом предложения является деепричастие? - Почему выделяем запятыми? - Как деепричастие пишется с не? Записать предложения: Снег, не переставая, шел всю неделю. Ненавидя ложь, он всегда боролся за правду. Учитель: - С какой ещё частью речи не пишется так же, как с деепричастиями? - Какую еще вы знаете часть речи, которая является особой формой глагола? А сейчас напишем распределительный диктант. На мультимедийной доске показываем текст диктанта. Не - приставка Не - часть корня Не – частица Незамеченная ошибка, ненавидя, не думая, не говоря, не прочитал, непогасший костер, негодуя, трава не скошена, ничем не нарушаемая тишина, не выучив, недоумевать, не рассказывая, недомогая, не зная. 2. Учитель: Переходим ко второму блоку и 2 пункту плана. Рассказать о деепричастии совершенного и несовершенного вида. Работа с учебником (автор Н.Ф. Баландина): От глаголов образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида. стр.210-211 , упражнение 434, 437. Физкультминутка (дети встали) Все ребята дружно встали, Кверху руки все подняли, Сладко-сладко потянулись, Раз нагнулись, два нагнулись. Отдохнули? И опять станем Знаниям внимать! Учитель: И мы продолжаем дальше узнавать планету «Деепричастие» 3. Работа по третьему блоку таблицы. А) Записать предложение. Любить природу, охраняя ее богатства, - значит любить Родину. Объяснить постановку запятых. Б) Работа по учебнику (упр. 438 стр. 211-212). В) Записать предложение. « А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром». - Разобрать по членам предложения. - Составить схему предложения. - Где находится деепричастный оборот? Появившись из-за мелких облаков, первый снег медленно падал на кусты деревьев, крыши домов. - Всегда ли деепричастный оборот выделяется запятыми? (Нет) Г) Составить предложение с деепричастными оборотами, выраженными фразеологическими оборотами. Не покладая рук, сломя голову, спустя рукава. Д) Сконструировать предложения, заменив один из глаголов деепричастием. Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром. Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром. - В каком слове заключено основное действие в 1 предложении? во 2 предложении? III. Учитель: Мы убедились, что деепричастия украшают нашу речь, делают её более яркой, образной, выразительной. Принцесса: Ребята, вы неплохо справились с моим заданием. А сейчас, чтобы получить пропуск-диплом на мою планету, вам нужно ответить на тестовые вопросы. ( Вопросы на компьютере или на мультимедийной доске) IV. Учитель: За компьютеры садится первая группа детей и выполняет тестовые задания. Указать верное утверждение а) деепричастие – это самостоятельная часть речи. б) деепричастие обозначает признак предмета по действию в) деепричастие в предложении является обстоятельством. Привести примеры деепричастий Указать деепричастие: а) нарисованный, думающий б) прочитать, построить в) думая, увлекшись Обозначить суффиксы деепричастий Указать деепричастие совершенного вида: а) выполнив, наклонившись б) надеяться, требовать в) летающий, видимый Привести примеры деепричастий несовершенного вида. Указать предложение с деепричастным оборотом: а) Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш б) Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт. в) Ветер дремлет, затаившись в иглистых ветвях Подчеркнуть деепричастный оборот как члены предложения Укажите правильное написание НЕ с деепричастиями: а) неубив, незная б) не выучил, не выполнил в) ненавидя, не желая С одним из деепричастий составить и записать предложение Указать предложение, в котором допущена ошибка в употребленных деепричастиях. а) Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек б) Девочка слушала объяснение учителя, посмотрев по сторонам. в) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам. Предложение с ошибкой записать в исправленном виде. Учитель обращается ко второй группе детей: Перед вами картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С помощью опорных слов составьте предложения по картине, включая деепричастия и деепричастные обороты. Показываем на мультимедийной доске опорные слова: Собравшись в тесный кружок; советуя наперебой; сидит, придерживая саблю; положив бандуру на колени; смеется, откинувшись назад; лукаво улыбаясь; положив руку; грозно сверкая глазами; стоит, подбоченясь; весело смеясь. Учащиеся меняются заданиями (за компьютеры садится вторая группа детей, а первая – составляет предложения). Учитель проверяет выполненное задание. Учитель: Чтобы передать более точно и выразительно образ или действие, писатели и поэты часто обращаются к деепричастию. Назвать автора и литературные произведения, в которых встречались деепричастия и деепричастные обороты. Литературная викторина Найти деепричастие и определить, из какого произведения это четверостишие? 1. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин. «Зимнее утро») 2. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. (И.Крылов. «Волк на псарне») 3.Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…») 4. Мой грустный товарищ, Махая крылом, кровавую пищу клюет под окном. (А.С.Пушкин. «Узник») 5. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 6. Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. (М.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова») Подведение итогов урока. Д/З : составить связный рассказ из 8-10 предложений на тему « И рады мы проказам матушки-зимы», используя деепричастия и деепричастные обороты. Слово принцессе. Вручение дипломов. ДИПЛОМ Награждается __________________________ ученик (ца) 7-А класса Ореховского УВК № 2 за отличные знания планеты «Деепричастие» Король планеты «Деепричастие» - Принцесса - Приказ №1 от Рефлексия: - Ребята, вам понравился урок? А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне. |
Автор разработки: Зинченко В. Д. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1252 | Загрузок: 217 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |